Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составитель: Т.В. БиндельСтр 1 из 19Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
Автор-составитель: А.Г. ВАРАВВА
«ЗЯМЛЯ НАВАГРУДСКАЯ, КРАЮ МОЙ РОДНЫ…» КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
Кореличи — Щорсы — Новогрудок — Валевка — оз. Свитязь — Малюшичи — Кореличи
Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси и музееведения БГУКиИ О.А.ТРУСОВ
Минск ВСТУПЛЕНИЕ
С такими словами: «Зямля Навагрудская, краю мой родны…» — обращался к своему родному краю его великий уроженец Адам Мицкевич. Он будет главным героем нашего повествования на этом кольцевом стокилометровом маршруте, который, начинаясь в Кореличах, там же и завершится и при этом вберет в себя места, хорошо известные поэту и его друзьям-землякам. Имя Адама Мицкевич навсегда вписано в историю мировой культуры, в историю европейской литературы. Но прежде всего поэтический гений Мицкевича озарил своим лучезарным сиянием литературу польского народа. Его слава была сначала всепольской, а потом уже всеевропейской, мировой. Великим поэтом он стал, родившись, однако, не в Польше, а на былых землях Великого княжества Литовского (ВКЛ), точнее — близ древнего Новогрудка, первой столицы ВКЛ. И то, что Адам Мицкевич родился не в коренной Польше, а там, где польская стихия стала господствовать начиная с ХVІІ – ХVІІІ веков, наложило особый отпечаток на его жизнь и творческую судьбу. Его житейские пути-дороги, начавшись на Новогрудчине, пролегли затем через Вильню, Ковну, Петербург, Крым, Москву, Берлин, Дрезден, Рим, Лозанну, Париж, Лондон, Стамбул... Они, эти дороги судьбы, вывели Мицкевича на общеевропейскую орбиту признания и известности. И не только широкая европейская география тех мест, где он жил, бывал, творил, делала его поэтом европейского масштаба, но и то, с кем он встречался, был в дружбе, единении или конфронтации, имело свое неоспоримое влияние на рост его поэтической славы, укрупняло его фигуру как властителя дум, как общественного деятеля, как гения своей земли, своей страны, своего народа. В России, в Москве и Петербурге, он стал побратимом Александра Пушкина. В кругу Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера, Жуковского, Вяземского, Боратынского, Дельвига и многих других представителей интеллектуальной и аристократической элиты России Адам Мицкевич находил дружескую поддержку и понимание. В Веймаре он гостил у гениального Гете. В Лондоне ему навстречу выходил великий эмигрант царской России, будивший ее своим «Колоколом», Александр Герцен. А Рим и по сей день помнит его аудиенцию у Папы Римского Пия IX[1]... Не по своей воле покинет Адам край детства и юности и уже никогда не вернется сюда, став в 26 лет вынужденным путешественником-пилигримом. Делом всей его жизни — а судьба отпустит ему неполных 57 лет — станет освобождение Родины от ярма поработителей, борьба против ее врагов. Эта борьба сделает поэта личностью драматической, исполненной подлинного трагизма и — одновременно — героической, светлой, наделенной чертами античного титана. Его облик — монументальный и избраннический — будет окружен таинственным ореолом легенд и мифов, сопровождавших его от рождения и первой романтической любви до мистицизма зрелых лет и загадочной смерти в Стамбуле, куда приведет его неудержимое сердце поэта-романтика и борца за свободу всех угнетенных. Легенды будут множится и после его кончины. Эти легенды и мифы, прижизненные и посмертные, так переплелись в ХІХ веке, что и всему ХХ веку не хватило сил их распутать. Быть может, с этим справится ХХІ столетие... Что же касается творчества Адама Мицкевича, то, начав писать в канонических рамках польского классицизма, он вскоре их преодолел, дав мощный толчок романтическому направлению в польской литературе. Он обновил оду, элегию, басню, эпиграмму, дал широкий простор развитию жанров баллады и романса, утвердил в польской литературе модель романтической поэмы, создав эпохальную эпопею — поэму «Пан Тадеуш». А еще Мицкевич был выдающимся публицистом, лектором, лириком, породившим непревзойденные образцы религиозно-философской и философско-дидактической поэзии. Называя себя литвином и многократно подчеркивая это свое родовое имя, он ощущал себя духовным наследником исторической славы Великого княжества Литовского. Но только его Литвой была Беларусь и перво-наперво — Новогрудчина. Это к ней обращался он, начиная поэму «Пан Тадеуш» словами: «О Litwo! Ojczyzno moja...» — «Літва! Айчына мая...» Это трепетное обращение к родной Новогрудчине, согревавшей мятущуюся душу поэта все годы его долгого изгнанничества, было обращением к краю, который мы сегодня называем Беларусью. Так сложилось исторически, так сама история спутала понятия и слова, их сокровенный смысл и значение. Так история определила и личную судьбу литвина Адама Мицкевича — поэта, пророка, певца свободы, литературного олимпийца-триумфатора, гражданина мира, изгнанника-пилигрима... Это ему история вложила в руку перо, написавшее: Я душою ў радзiме разлiўся да скону, Сам прыняў яе душу, Край i я — неадлучны.
Неотлучны — на самом деле так! Об этой неотлучности, спаянности, слиянности великого поэта с его родным краем и поведает экскурсия, на которой мы с вами сегодня побываем. КОРЕЛИЧИ Городской поселок Кореличи известен по письменным источникам с 1395 года[2]. При въезде в этот районный центр Гродненщины по шоссе Р11 Несвиж — Мир — Новогрудок на кругу от шоссе ответвляется дорога, идущая к Валевке и бывшему имению Малюшичи. Сейчас это одноименная деревня, расположенная в 9 километрах отсюда, — мы там побываем, возвращаясь с озера Свитязь в Кореличи. В Малюшичах родился Ян Чечот, памятник которому открыт в центре Кореличей, у Петро-Павловской церкви[3].
Петро-Павловская церковь,
|