Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения. 1. Богатство – это продукт, создаваемый в сфере производства






1. Богатство – это продукт, создаваемый в сфере производства. Поэтому основными факторами увеличения богатства являются количество трудящихся и их производительность. Первый фактор менее важен, поскольку есть много народов многочисленных но бедных. Производительность же увеличивается только за счет разделения труда в мануфактуре.

2. Разделение труда. В начале в качестве примера Смит приводит разделение труда в булавочной мануфактуре, способствующее повышению производительности труда. Тот же результат приносит и разделение труда в масштабах народного хозяйства.

«Шерстяная куртка… как бы груба и проста она ни была, представляет собой продукт соединенного труда большого количества работников. Пастух, сортировщик, чесальщик шерсти, красильщик, прядильщик, ткач, ворсировщик и многие другие – все должны соединить свои различные специальности».

В то же время происхождение разделения труда на микро- и макроэкономическом уровне различно. Если в мануфактуре специализацию рабочих задает управляющий, то в народном хозяйстве его создает «невидимая рука». «…Уверенность обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта труда других людей, в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию».

Глубокое разделение труда делает труд более производительным, снижает трудоемкость единицы продукта. Поэтому выгоднее делать что-то одно, получая остальное необходимое посредством обмена. Оба участника меновой сделки, таким образом, на получаемое в обмене тратят меньше времени и сил, чем им пришлось бы употребить, попытайся они сами производить все потребляемые изделия.

Обмен, в результате, не эквивалентен, а взаимовыгоден. Смит пишет: в обмене меня не интересует, сколько труда было затрачено на покупаемый мною товар. Меня интересует, сколько всего труда я могу сэкономить посредством обмена. Покупаемый товар воплощает для меня тот труд, который мне пришлось бы затратить, не будь обмена. В норме это больше, чем я затратил на то, что отдаю. Разница между трудом получаемым и отдаваемым составляет выгоду каждого товаровладельца. Но «получаемый труд» в данном случае – это не реально затраченный, а воображаемый, какого удалось избежать. Из реальной экономии труда и возникает реальный прибавочный продукт, она и есть субстанция прибыли.

3. Деньги – это товар, стихийно выделившийся в процессе обращения на роль всеобщего эквивалента.

«…Человек…естественно должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно, наряду с особыми продуктами своего собственного промысла, иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не окажется взять в обмен, «… во всех странах люди… сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам». Таким образом, деньги уже не трактовались как некий искусственный инструмент, сознательно созданный людьми. Среди функций денег Смит выделил функцию средства обращения. Он считал целесообразным замену металлических денег банкнотами под соответствующее обеспечение банками.

4. Стоимость и цена. У всех товаров есть одно общее свойство – то, что они являются продуктом труда. Следовательно, затраты труда на производство товаров представляют основу для их сопоставления, стоимости. Величину стоимости определяет качеств о и количество затраченного труда. Он выделяет простой и сложный (квалифицированный) труд. Последний создает большую стоимость. Кроме того, величина стоимости определяется не фактическими затратами труда конкретного производителя, а затратами, которые в среднем по отраслям необходимы для создания такого товара.

В то же время невозможно измерять стоимость непосредственным трудом (например, рабочим временем), т.к. труд неоднороден. Поэтому он предлагает измерять стоимость одного товара другими товарами. «…Товары гораздо чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами и, чем с трудом». Поэтому более естественным является расценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь другого товара… К тому большинство людей лучше понимает, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собой осязательный предмет, тогда как второе – абстрактное понятие».

Если же из этих товаров уже выделился всеобщий эквивалент (деньги) появляется измерение стоимости в деньгах, т.е. цена. Цена может откланяться от стоимости: на короткое время – под влиянием колебаний спроса и предложения, на длительное – под влиянием монополии.

Рассмотрев стоимость на примере товарного производства, Смит переходит к капиталистической экономике, когда рабочий создает товар, а капиталист становится его владельцем и продавцом. Для капиталиста в основе стоимости товара лежат издержки на оплату рабочих, покупку средств производства и аренду земли. Но то, что для капиталиста – издержки, является одновременно доходами для рабочих, самого капиталиста и земельного собственника. В этом заключается смысл формулировки Смита, согласно которой «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками стоимости».

Таким образом, у Смита две теории стоимости: первая – для простого товарного производства, определявшая стоимость затратами труда; вторая – для капиталистической экономики, определявшая стоимость издержками капиталиста. После Смита все представители классической политэкономии поделились на два лагеря – сторонников трудовой теории стоимости и сторонников определения стоимости издержками. И те и другие распространяли свою теорию на капиталистическую экономику, что, впрочем, зачастую, делал и Смит.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал