Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика исторической школы в Германии






Экономическая мысль Германии отличается своеобразием, связанным с особенностями экономического развития страны, которое проходило в два этапа.

К середине ХIХ в. Германия состояла из 38 больших и малых монархий: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртенберга, Гессена и др., разделенных политическими границами и таможенными барьерами, враждовавших и соперничающих между собой. В каждом из них ревниво оберегались средневековые привилегии государей и дворянства, феодальные порядки. Государственная и экономическая раздробленность страны создавала серьезные препятствия хозяйственному развитию страны.

Становление германского капитализма заняло период с 1815 по 1870 г. Вначале возникли предпосылки для развития капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Хотя в Германии применялись машины и появились первые железные дороги, она сильно отставала в экономическом развитии от Франции и Англии. Промышленный переворот проходил медленно и не носил масштабного характера. Наиболее ярким проявлением сохранявшихся пережитков капитализма являлась государственная и политическая раздробленность страны. Поэтому самой необходимой задачей было национальное объединение страны, создание единого государства.

Для второго периода – 1870-1900 гг. – характерно создание крупной промышленности, современной банковской системы и транспорта. Германия после завершения объединения страны в 1871 г. пережила полосу бурного экономического подъема. По темпам и уровню промышленного производства она уже опережала многие европейские страны. Развитие промышленности, железнодорожного и морского транспорта свидетельствовали о создании комплекса эффективно работавших отраслей тяжелой промышленности, включавших в себя и наукоемкие производства. По некоторым новым отраслям промышленности, например, химической и электротехнической, Германия занимала лидирующие позиции в мире.

Временем резкого промышленного подъема стали 90-е гг. ХIХ в. К н. ХХ в. Германия превратилась в ведущую мировую индустриальную державу. По объемам промышленного производства она занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире после США. Во многом этот мощный экономический рост обеспечивался продуманной протекционистской политикой германских властей, теоретическое обоснование которой и дала историческая школа.

В середине ХIХ в. в условиях отсутствия политического единства и национального рынка возникло новое направление экономической мысли – историческая школа. Ее представителей объединяла общая цель: определить пути создания экономики сильного и независимого государства.

Для сторонников исторической школы характерным было отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. Они полагали, что на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только базисные факторы (экономика и политика), но и такие, как географическая среда, особенности исторического развития, национальной психологии, религии и культуры. Благодаря этим факторам экономика каждой отдельно взятой страны развивается по собственным законам. Именно поэтому создание универсальной экономической теории невозможно.

Другая особенность немецкой исторической школы – антикосмополитизм. Ее представители в большей или меньшей степени преувеличивали роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Задачу экономической науки они видели в их изучении.

Представители исторической школы рассматривали народное хозяйство как единое целое, части которого находятся в постоянном взаимодействии, а не как простую сумму отдельных индивидов. Поэтому оно управляется особыми законами, отличными от законов, которым подчиняется жизнь отдельного индивида.

Представители исторической школы негативно относились к концепции экономического человека (А.Смит). Они отвергали представление об индивиде как человеке, свободном от воздействия общественных факторов и автономно стремящемся к достижению максимальной личной выгоды. Для них человек, в первую очередь, - культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Поэтому при изучении экономики требуется учитывать разнообразные неэкономические факторы: этические, психологические и правовые.

Сторонники исторической школы понимали хозяйство как национальную и эволюционирующую систему, которая в своем развитии проходит разные стадии. Поэтому они считали невозможным создать универсальную экономическую теорию, поскольку разные стадии хозяйственного развития имеют свою специфику и обладают уникальными характеристиками.

Представители исторической школы положительно относились к государственному вмешательству.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал