Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая карта мира современного типа






Первая мировая война стала переломным событием ХХ века как для общественного развития в целом, так и для процесса геополитической самоорганизации общества, в том числе эволюции глобальной геополитической системы (ПКМ и ее региональных подсистем). Она обретает качественно новое историческое состояние, которое может быть обозначено как ПКМ современного (посткапиталистического) типа. Охватывая более восьми десятилетий и меняя исторические формы, эта ПКМ тем не менее отличается постоянством характера ключевых общественных процессов и состава геополитических сил, хотя их формы и акценты в расстановке сил различались как во времени, так и в геопространстве (по регионам).

1. Принципиальное значение для изменения формы общественных процессов, задающих характер геополитических сил и логику процесса формирования ПКМ, имели формационно-геополитические процессы — проявление после войны и постепенное утверждение социализации общества в качестве новой исторической формы формационного процесса. Выдвигая и утверждая общественные (коллективные) интересы (вместо частных капиталистических) в качестве приоритетных в различных сферах жизни, социализация «перенастраивает» — изменяет формы и характер других процессов, в частности продолжающегося глобального процесса капитализации, порождает новых субъектов международных отношений, новые геополитические интересы. Она способствует трансформации и вытеснению из общественной жизни докапиталистических (феодальных, родоплеменных и др.) отношений, структур.

Социализации стала исторически закономерным итогом кризиса капиталистического общества в его империалистической стадии, также как в позднее средневековье капитализация была рождена кризисом феодализма. Новейший период обозначил три пути (исторические формы) процесса социализации со специфической географией:

а) радикальный, т. е. революционное изменение капиталистического и феодального общества за короткий срок в странах, оказавшихся наиболее слабыми звеньями капиталистической системы в результате мировых войн и этно-политических процессов. Такие изменения начинались со смены государственной власти и вели к созданию принципиально новой, централизованной плановой экономики нерыночного типа на основе общественной собственности, к ликвидации резких социальных различий, к утверждению новой, по сути однопартийной, политической системы, направляющей общественное развитие к достижению коммунистических идеалов;

б) эволюционный путь, связанный с постепенным реформированием капиталистического общества наиболее развитых стран в экономической и социальной сферах, не затрагивая сущности государственной власти (утверждение активной регулирующей функции государства в экономических и социальных процессах, расширение в экономике роли общественных форм собственности — государственной, коллективной, акционерной, кооперативной и др.) Обновление капиталистических структур посредством социализации было обусловлено, с одной стороны, потребностью сохранения, «выживания» сложившейся общественной системы, а с другой — заимствованием социальных и экономических достижений стран «революционной социализации». Идеологи­ческими символами таких, в настоящее время посткапиталистических обществ, стали понятия «шведский (скандинавский) социализм», «общество всеобщего благоденствия», «народный капитализм», «социально-рыночное государство» и др.;

в) социализация посредством заимствования бывшими колониальными, развивающимися странами принципов первого или второго вариантов социализации и попытки трансформации с их помощью традиционных, преимущественно докапиталистических обществ Азии, Африки, Латинской Америки с целью ускоренного преодоления социально-экономической отсталости.

Каждый из обозначенных путей социализации внес собственные, преимущественно качественные, изменения в характер глобальной и региональных геополитических систем, выразившиеся, прежде всего в смене типов социально-экономического и государственно-политичес­кого устройства стран. Однако по масштабам и последствиям воздействия на ПКМ именно радикальную социализацию следует рассматривать как самостоятельную новую геополитическую силу. Ее важнейшим результатом стало появление принципиально новых по своим политическим, экономическим, социальным и духовным качествам, а также по типу освоения геопространства общественных систем — социалистических стран и образование ими мировой социалистической системы. К концу 1980-х гг. в ее составе начитывалось 17 государств Восточной и Юго-Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Они охватывали около 27 % территории Земли, более 32 % населения и производили от 33 % до 40 % (по разным оценкам) промышленной продукции, представляя собой в течение нескольких десятилетий наиболее динамичную в индустриальном отношении группу стран и геополитическую систему, альтернативную капиталистической.

Первоначально (в 1917–1924 гг.) радикальные социалистические преобразования охватили обширный евразийский регион, представленный территориями Российской империи и ее колониальной периферии, Германии и Австро-Венгрии, оказавшихся в результате мировой войны наиболее слабыми звеньями в капиталистической системе. Разнообразные интеграционные процессы между возникшими здесь государственными образованиями нового типа (их насчитывалось около 20) привели в итоге к утверждению трех социалистических государств — федеративного СССР (1922 г.), Монгольской народной республики (1924 г.), и Тану-Тувинской народной республики (1921 г.) Не сохранились в силу внешних и внутренних причин сходные с ними по типу государства, появлявшиеся в 1918–1921 гг. в Прибалтике, Баварии (Германия), Венгрии, Словакии, Персии, а также в Центральной Азии и Закавказье, но затем вошедшие в состав СССР. Естественная роль интегратора первоначального ядра будущей мировой социалистической системы принадлежала Советскому Союзу как идеологу и первопроходцу радикальной социализации. Доктрина «мировой социалистической революции» (т. е. переустройства стран мира на социалистических принципах) на несколько десятилетий, хотя и в различной форме, стала главной геополитической концепцией советского руководства и основой деятельности по социализации зарубежного геопространства, т. е. расширения пределов мировой социалистической системы.

В частности, завершающий этап второй мировой войны способствовал появлению новых стран — слабых звеньев на территории главных театров военных действий, где в 1944–1949 гг. при разносторонней поддержке СССР складываются две региональные группы социалистических стран — восточноевропейская (ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания) и восточноазиатская (КНР, КНДР, Вьетнам). Заключительными событиями в утверждении нового типа общества в глобальном масштабе стали появление в период «холодной» войны (1946 – начало 1990-х гг.) социалистических Кубы (начало 1960-х гг.) и Лаоса (1976 г.), территориальное расширение Вьетнама (1975 г.) Становлению и прогрессу мировой социалистической системы способствовали идеологические, экономические и военно-политические интеграционные процессы, в частности, связи между правящими коммунистическими партиями, создание Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.), служившего главным инструментом формирования социалистического мирового хозяйства, Организации Варшавского договора (1955 г.) — военно-политического союза стран, заключение двусторонних договоров, охватывавших весь комплекс отношений между государствами. Ключевую роль в формировании новой глобальной геополитической системы, заметно ограничившей возможности своего исторического конкурента — системы капиталистической, играл СССР, что со временем оказалось непосильной нагрузкой для его военизированной экономики и для общества в целом. Кроме того, факторами дезинтеграции, в разное время ослаблявшими социалистическую систему, выступали разногласия между СССР и такими странами, как Югославия, КНР, Албания по поводу моделей (советской, китайской, югославской) и путей создания нового общества, но в особенности «холодная война» в отношениях противоборствовавших систем.

2. Другой геополитической силой, уже заявившей о себе в конце предшествующего периода формирования ПКМ, но в полной мере проявившей свои глобальные возможности начиная со второго десятилетия ХХ века, были государственно-геополитические процессы — противоречия и борьба между империалистическими державами за передел ранее поделенного ими же геопространства, т. е. за перераспределение контроля над его экономическими, стратегическими и иными свойствами. Они привели к двум мировым войнам и многим региональным конфликтам, в результате которых происходили крупные изменения политических карт Европы, Азии, Африки, Океании, разрушение одних систем геополитического могущества (побежденных) и расширение, укрепление других (победителей).

Первая мировая война 1914–1918 гг. была разрешением противоречий между двумя группировками государств, складывавшимися еще с конца XIX в. вокруг главных соперников — Германии и Англии. Ядро первой группировки (Тройственного союза), наряду с Германией составляли Австро-Венгрия и Италия, их союзниками были также Османская империя и Болгария. Другую группу стран представляли державы Антанты — Англия, Франция, Россия и их союзники — Италия (с 1915 г.), США, Сербия, Черногория, Румыния, Греция, Япония и др. Важнейшие изменения ПКМ, связанные с поражением Германии и ее союзников, были закреплены Версальско-Вашингтонской системой мирных договоров (Версальским и Нейиским в 1919 г., Трианонским, Раппальским и Севрским в 1920 г., Лозаннским в 1923 г.), а также решениями конференций стран Антанты (в Сан-Ремо — 1920 г. и в Вашингтоне — 1920–1921 гг.)

Они означали первый глобальный передел геопространства в пользу группировки победителей, создавших также Лигу Наций (1919 г.) — первый инструмент коллективного международного конструирования и контроля новой геополитической реальности. Происходившие изменения кратко можно представить в следующем виде. Прежде всего отметим, что большинство из них были связаны с распадом четырех империй-соперниц — Германской, Австро-Венгерской, Османской и Рос­сийской.

Германия потеряла 13 % территории в результате возвращения соседям территорий, которые были отторгнуты ею в прошлом: Франции (Эльзас и Лотарингия), Бельгии, Дании, Польше (Познань, Западная Пруссия, большая часть Верхней Силезии), Чехословакии (часть Верхней Силезии), Литве (район Клайпеды). Данциг (Гданьск и его окружение) был провозглашен «вольным городом» под контролем Лиги Наций. Рейнская демилитаризованная зона стала буфером безопасности для западных соседей Германии. Пограничный с Францией Саар был передан на 15 лет под управление комиссии Лиги Наций, а его угольные ресурсы — в эксплуатацию Франции (после плебисцита 1935 г. он отошел к Германии). Таким образом, по итогам первой мировой войны определилась западная граница современного германского государства. В ноябре 1918 г. была свергнута монархия и установлен республиканский буржуазно-демократический строй, известный как «Веймарская республика».

Германия лишилась всех колоний (около 3 млн кв. км), переданных Лигой Наций «под мандат» (поручительное управление) державам-победительницам, фактически превратившим их в собственные владения и тем самым расширившим и укрепившим свои системы геополитического могущества. В Африке Англия овладела Танганьикой, частью Камеруна и Того, ее доминион Южно-Африканский Союз стал контролировать Юго-Западную Африку; Франция получила большую часть Камеруна и Того; Бельгия — Руанду-Урунди. В Океании британскому доминиону Австралии досталась северо-восточная Новая Гвинея; Японии — захваченная ею в войну Микронезия (Марианские, Маршалловы и Каролинские острова); Новой Зеландии — Западное Самоа; Англии, Австралии и Новой Зеландии — о. Науру.

Австро-Венгрия распалась в 1918 г. на ряд территорий, выделившихся в основном по национальному признаку. Образовались республики Австрия и Чехословакия (в составе Чехии, Моравии, Чешской Силезии, Словакии, Закарпатской Украины), королевства Венгрия и Югославия (до 1929 г. — Королевство сербов, хорватов и словенцев). За счет территории Австро-Венгрии расширились Румыния (получившая Трансильванию, Банат и Буковину) и Италия (присоединившая Тироль, часть Адриатического побережья и полуостров Истрию).

Польша, возродившаяся как суверенное государство в 1918 г., включила в свой состав территории, ранее входившие в Германию, в Австро-Венгрию (южные польские земли, Западная Украина) и в Российскую империю (Западная Украина и Западная Белоруссия по Рижскому договору 1921 г. как результат войны с советской Россией в 1920 г., а также часть Литвы с Вильнюсом, также захваченные в 1920 г.)

Греция значительно расширила свою территорию за счет Болгарии (потерявшей выход к Эгейскому морю) и европейской части Турции. Болгария также потеряла территории в пользу Румынии и Югославии.

Османская империя в результате поражения лишилась всех арабских владений, большая часть которых (кроме ставших независимыми Йемена и Хиджаза) перешла в «подмандатное» управление Англии (Ирак, Палестина, Трансиордания) и Франции (Сирия с Ливаном). Угроза превращения в полуколонию Англии и Франции, потеря части собственной турецкой территории в пользу Греции (по Севрскому договору 1920 г.) привела к освободительной войне 1920–1922 гг., ликвидации монархии, образованию Турецкой республики (1923 г.) и заключению более справедливого для нее Лозаннского мирного договора (1923 г.)

На территории бывшей Российской империи по итогам мировой войны, октябрьской революции 1917 г., гражданской войны, интервенции стран Антанты и этно-геополитических процессов в первой половине 1920-х гг. образовались новые государства — СССР, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. Ряд территорий оказались под контролем Польши, Румынии, Турции.

Период послевоенного кризисного развития капиталистической системы, особенно первой мировой экономический кризис 1929–1933 гг., подорвавший экономику ведущих стран и международную торговлю, в сочетании с тенденциями фашизации и милитаризации Германии, Италии и Японии, а также их недовольством Версальской мирной системой, создали почву для новых противоречий и борьбы между лидерами за передел мира. Их отражением стали геополитические доктрины, воплотившиеся в 1930-е гг. в конкретные экспансионистские планы по формированию новых систем геополитического могущества за счет сложившихся по результатам мировой войны конкурентных систем (в том числе советской). Глобального масштаба они были у Германии, стремившейся к расширению «жизненного пространства» посредством установления «нового мирового порядка»: первоначально в Европе — от Атлантики до Урала, затем на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, в Южной и, наконец, Северной Америке. Намерения регионального масштаба имела Италия в рамках концепции «маре нострум» («наше море»), нацеленной на контроль бассейна Средиземного моря, а также Северо-Восточной Африки. Межрегиональный (азиатско-тихоокеан­ский) масштаб носили замыслы Японии — создание «Великой восточно-азиатской сферы сопроцветания», включающей колониальные владения Англии, Франции, США, Голландии, территории Китая и восточных районов СССР, западную часть бассейна Тихого океана.

В рамках обозначенных планов разворачиваются агрессии Японии против Китая (с начала 1930-х гг.), в середине 1930-х гг. Италии против Эфиопии и в 1939 г. Албании, а в 1938–1939 гг. — Германии против ее европейских соседей — Австрии, Чехословакии, Литвы. При этом экспансия Германии была фактически санкционирована Мюнхенским соглашением 1938 г. с Великобританией и Францией, приведшим: а) к включению Австрии в состав Германии; б) к разделу Чехословакии между Германией (Судетская область, другие сопредельные районы с последовавшей в 1939 г. оккупацией остальных территорий, провозглашенных протекторатом Чехии и Моравии и марионеточным государством Словакия), Венгрией (часть Словакии с примыкающим украинским Закарпатьем) и Польшей (Тешинская область); в) к захвату Клайпеды и Клайпедской области Литвы.

Обозначенные действия приводят к новой мировой войне 1939–1945 гг., явившейся прежде всего глобальным столкновением двух групп империалистических государств, имевших конкурентные геополитические интересы по поводу передела геопространства, в том числе территории СССР, обладание которой открывало огромные возможности для регионального и глобального господства. 1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу, связанную договорными обязательствами с Великобританией и Францией, что положило начало крупным, хотя и кратковременным, изменениям ПКМ. С 1940 по 1944 гг. она оккупирует Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Францию, с 1941 г. совместно с Италией участвует в разделе Югославии, а 22 июня 1941 г. нападает на СССР и контролирует по 1944 г. жизненно важное для него и для дальнейшей германской экспансии пространство между Балтийским и Черным морями.

В конце 1941 г. Япония начала военные действия против Великобритании, Франции, Нидерландов и их колоний в Азии и против США в Тихом океане, поставив под свой контроль на три с лишним года огромную часть геопространства, включавшего не только всю Юго-Восточную Азию, восточную и южную части Китая, но и западную часть бассейна Тихого океана (Микронезию и север Меланезии).

Поражение держав-агрессоров и победа государств антигитлеровской и антияпонской коалиции (при решающем вкладе в них СССР) привели к новым крупным изменениям ПКМ в пользу победителей, заложенным, прежде всего, в решениях Крымской (Ялтинской), Берлинской (Потсдамской) конференций в 1945 г., Парижскими мирными договорами (1947 г.), а также Сан-Францисским договором с Японией (1951 г.) о послевоенном устройстве Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и мира. Эти изменения выразились прежде всего в ликвидации конкурентных для других капиталистических лидеров систем геополитического могущества Германии, Японии и Италии путем, во-первых, лишения их ранее приобретенных или захваченных территорий, сфер влияния и колониальных владений; во-вторых, установлением над побежденными странами военно-политического (в том числе посредством оккупационного режима) и экономического контроля; в-третьих, радикальным реформированием их общественно-политической и экономической систем в интересах победителей. Крупным изменением ПКМ и всей системы международных отношений стало создание ООН (1945 г.) в качестве новой, более эффективной, чем Лига Наций системы международного контроля и воздействия на мировые политические и экономические процессы с ключевой ролью в ней стран-победительниц (через их постоянное членство в Совете безопасности).

Германия, сохранив единство (благодаря позиции СССР и вопреки первоначальным планам США и Великобритании разделить ее на несколько государств), потеряла значительную часть своей территории, вернувшейся в состав Польши (Поморье, Силезия, район Гданьска) и разделенной между СССР и Польшей (Восточная Пруссия). Новая восточная граница Германии прошла по рекам Одер и Западная Нейсе, а сама страна была разделена (как предполагалось, временно, на период ее реформирования) на четыре оккупационные зоны (британскую, американскую, французскую и советскую). Берлин также стал объектом совместной оккупации победителей (делился на четыре сектора). Однако, события «холодной войны» в отношениях между бывшими союзниками привели в конце 1940-х гг. к расколу Германии на три государственных образования — капиталистические ФРГ, Западный Берлин и социалистическую ГДР.

Италия была лишена колоний (Сомали, Ливии, Эритреи), оказавшихся под британским контролем, большей части п-ова Истрия (отошедшего Югославии), ряда территорий в Альпах (в пользу Франции).

Япония в результате поражения также лишилась всех колоний (Корея, Тайвань, острова Микронезии), попавших большей частью под контроль США; Курильских островов и Южного Сахалина, вошедших в состав СССР. Режим американской оккупации превратил территорию Японии в один из важнейших плацдармов США в Восточной Азии и способствовал оформлению в 1950-е гг. американо-японского военно-политического союза («договор безопасности» и др.)

После второй мировой войны межимпериалистическое соперничество меняет свои формы с военно-политических на преимущественно экономические (торговые, финансовые и др.), не приводящие к непосредственным и заметным сдвигам в ПКМ. Однако они постепенно изменяют соотношение экономических потенциалов и роли ведущих капиталистических стран как в мире, так и в различных регионах, и таким образом влияют на системы геополитического могущества лидеров, ослабляя или усиливая их.

Такое «затухание» и «смягчение» воздействия рассматриваемой геополитической силы на послевоенное развитие ПКМ было обусловлено не только превосходством военно-политического потенциала США над конкурентами, но и резкой активизацией деятельности других геополитических сил, их главными результатами — утверждением мировой социалистической системы, распадом колониальной системы капитализма и появлением многочисленной группы развивающихся стран. Эти факторы стимулировали интеграционные процессы и достижение военно-политического единства держав-лидеров (в форме коллективных и двусторонних договоров, блоков и т. п.) при активной организующей функции со стороны США. Таким образом, в ХХ в. главной тенденцией изменения ПКМ под воздействием соперничества ведущих капиталистических стран является постепенное сокращение масштабов и угасание систем геополитического могущества европейских держав и Японии и, напротив, расширение до глобальных размеров и расцвет системы геополитической мощи США.

Эта тенденция подтверждается результатами деятельности двух новых геополитических сил — соучастниц формирования современной ПКМ — этногеополитических процессов и межсистемного взаимодействия, соразвития «трех миров» — различных по общественному строю капиталистических, социалистических и развивающихся стран.

3. Глобальной силой формирования ПКМ, третьей по счету, но не имеющей равных по многообразию произведенных количественных и качественных изменений в геополитических системах различного масштаба, становятся этногеополитические процессы. Их главные результаты — стремительный (небывалый в столь короткий исторический период) рост числа суверенных государств (новых субъектов и объектов международных отношений) и почти полная деколонизация ПКМ. В зависимости от целей, характера и результатов для ПКМ эти процессы выступают в разнообразных формах: освободительные (антиколониальные), объединительные (национальные и межнациональные), дезинтеграционные.

Каждый из них выступал либо самостоятельной силой преобразования ПКМ (как например, антиколониальная борьба), либо «подспудно» в сочетании с другими геополитическими силами и под их стимулирующим воздействием соучаствовал в ее изменениях или создавал для них необходимые условия (особенно ярко это проявилось в периоды столкновений империалистических держав в мировых войнах, в годы конфронтации двух систем в «холодной войне», в распаде СССР, Югославии и т. п.). Точно так же национальные процессы стимулировали или замедляли, ограничивали воздействие на ПКМ иных геополитических сил, прежде всего противоречий и борьбы между капиталистическими лидерами и взаимодействия между капиталистической и социалистической системами.

Наибольший вклад в изменение ПКМ в рамках этногеополитического фактора внесли освободительные процессы в колониально зависимых странах, приведшие к достижению подавляющим большинством из них суверенитета и к формированию преобладающего в настоящее время численно и демографически нового типа стран — развивающихся. Оставшиеся к началу ХХI в. несамоуправляющиеся территории (немногим более 30) составляют менее 0, 1 % населения Земли. Процесс обретения суверенитета исторически распадается на три этапа — кризис, распад и крушение глобальной колониальной системы, различающиеся интенсивностью освободительных процессов и их геопространственными аспектами. Огромное стимулирующее значение для этих про­цессов и этапов, их характера и географии имели ранее рассмотренные геополитические силы, в частности, такие их результаты, как мировые войны и мировая социалистическая система. Этап кризиса охватывает время между мировыми войнами и выражается в следующих событиях: 1) появлении отдельных суверенных государств в Юго-Западной Азии (Афганистан, Турция, Йемен, Хиджаз, Ассир, Египет, Ирак), а также в Европе (Финляндия, Польша, Ирландия, Чехословакия, Югославия); 2) в ликвидации полуколониальных режимов Китая, Сиама, Персии и др.; 3) в образовании очагов активной освободительной борьбы в Британской Индии, Французском Индокитае, арабских владениях Англии и Франции в бассейне Средиземного моря.

Распад колониальной системы приходится на период с конца второй мировой войны до начала 1960-х гг. Он связан с достижением независимости крупнейшими колониальными владениями ведущих держав-метрополий, с появлением нескольких групп новых государств в регионах, различным образом вовлеченных в войну, — в Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Сирия, Ливан, Иордания, Израиль; Индия, Пакистан, Цейлон; Бирма, Малайя, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины), а также в Африке (Марокко, Тунис, Ливия, Судан, Гвинея-Конакри). Новым суверенным государством в Европе становится Исландия.

Крушение или завершение распада колониальной системы приходится на 1960-е–1990-е гг. и выражается в массовом обретении государственного суверенитета колониями в Африке (1960-е – 70-е гг.) бассейне Карибского моря (1960-е – 1980-е гг.) и на побережье Аравийского полуострова (конец 1960-х – начало 1970-х гг.). Важнейшими историческими вехами для Африки стали 1960 г. (возникло 17 независимых государств, что позволило ООН провозгласить этот год «годом Африки») и 1990 г. («падение» последней колонии на материке — Намибии, принадлежавшей ЮАР). Самыми молодыми государствами в современной ПКМ, возникшими в начале 1990-х гг., на месте американских владений в Океании, являются республики Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова, а также расположенный в сопредельной с ними Юго-Восточной Азии Тимор — Ларосае (2002 г.) — в прошлом португальское, а затем индонезийское владение.

Наиболее крупными колониальными владельцами остаются Великобритания, Франция и США (преимущественно в Океании, Америке, отчасти в Африке) (см. Приложение). Ряд колониальных владений не стали суверенными государствами, а были интегрированы в состав бывших метрополий, получив специальный автономный статус. Таковы, например заморские департаменты Франции (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), Нидерландские Антильские острова, Гренландия в составе Дании.

В силу исторических и географических особенностей некоторых стран, антиколониальный процесс в них приобрел замедленный и незавершенный характер. В частности, в бывшей британской Палестине продолжается борьба арабов-палестинцев за создание собственного государства Палестина на базе автономии, возникшей в середине 1990‑ х гг. на территориях оккупированных Израилем еще в 1948 г. и 1967 г.; с помощью ООН решается судьба Западной Сахары (до 1976 г. испанской колонии), контролируемой Марокко; Испания многие годы добивается от Великобритании возвращения Гибралтара. Очевидно, что с этими и другими несамоуправляющимися территориями могут быть связаны будущие изменения ПКМ.

Достижение политической независимости колониальными владениями сопровождалось сохранением, а для большинства молодых стран даже усилением их экономической зависимости от высокоразвитых государств и общим возрастанием отставания в уровнях социально-экономического развития, за исключением небольшой группы «новых развитых» и «новых индустриальных» стран.

Неотъемлемой частью этно-геополитических процессов является борьба за автономизацию и суверенитет (в том числе создание собственного государства) со стороны национальных территорий (административных единиц) в составе полиэтнических стран, что угрожает их целостности и приводит к многочисленным количественным и качественным изменениям ПКМ. Эта борьба, обычно именуемая сепаратизмом, была в разное время главной причиной появления таких государств, как Бангладеш в 1971 г. (бывший Восточный Пакистан), Эритрея в 1993 г. (являвшейся частью Эфиопии), пяти новых государств на территории бывшей СФР Югославии в 1991–1992 гг., разделения Чехословакии на Чехию и Словакию в 1993 г., Сербии и Черногории на два государства в 2006 г., а также одной из причин распада СССР в декабре 1991 г. (ее можно назвать сепаратизмом национальных элит вопреки воле народов, выраженной на всесоюзном референдуме о сохранении союзного государства).

Особую группу стран, возникших на волне сепаратизма, составляют самопровозглашенные, но не признанные международно государства — Турецкая республика Северного Кипра, Приднестровская Молдавская республика, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и др. В разной мере сепаратистские тенденции проявляются в настоящее время в десятках стран мира, неся угрозу их раскола и появления новых государств. Наиболее яркими примерами служат Сербия (проблемы Косово), Турция (курдская проблема), Канада (сепаратизм франко-канадского Квебека), Сомали, Шри-Ланка, Индия, Индонезия, Китай. В более «мягких» формах это явление присуще Испании, Франции, Италии, Великобритании, Украине и многим другим странам, в том числе России.

Национально-объединительные процессы обычно в сочетании с другими геополитическими силами также внесли заметный вклад в формирование ПКМ современного типа в различных регионах. Среди наиболее ярких изменений назовем возрождение Польши (1918 г.), образование единых арабских государств — Королевства Хиджаз, Неджд и присоединенные области (1926 г., с 1932 г. — Саудовская Аравия), Объединенных Арабских Эмиратов (1971 г.), Йемена (1990 г.), воссоединение Вьетнама (1975 г.), объединение Германии (1990 г.), возвращение в состав КНР британского Гонконга (Сянгана) в1997 г. и португальского Макао (Аомыня) в 1999 г.

Межнациональные интеграционные процессы также в сочетании с другими геополитическими силами имели своими результатами появление после первой и второй мировых войн таких полиэтнических государств, как Чехословакия (1918 г.), Румыния (после расширения территории в 1918–1920 гг.), образование крупных федеративных государств — СССР (1922 г.), Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918 г., с 1929 г. — Югославия), Индии (1947 г.), Пакистана (1947 г.)., Мьянмы (1947 г.), Малайзии (1963 г.) и др.

4. Новой, четвертой, геополитической силой, принимающей активное и постепенно расширяющееся в ХХ в. участие в формировании современной ПКМ становится межсистемное взаимодействие, соразвитие «трех миров» с различным общественным строем — капиталистических, социалистических и развивающихся стран. Этот треугольник взаимоотношений сложился, по сути, как интегральный результат деятельности ранее рассмотренных геополитических сил, а происходившие под его воздействием количественные и качественные изменения глобальной и региональных геополитических систем происходили при их активном соучастии. Конкретный вклад обозначенного треугольника в изменение характера ПКМ удобнее всего проследить по главным направлениям межсистемного взаимодействия, каждое из которых в разное историческое время принимало формы как сотрудничества, так и конфронтации.

Основная линия изменений ПКМ в рамках взаимодействия ведущих капиталистических и социалистических государств — формирование биполярности глобальной геополитической системы, т. е. ее раскол на две качественно различные, конкурентные геополитические макросистемы — социалистическую и капиталистическую, имевшие различные геополитические интересы, цели, методы и результаты деятельности. Глобальная биполярность проявилась также на региональном (в Европе, Азии, Америке) и страновом («расколотые страны») уровнях.

Межсистемное взаимодействие характеризуется двумя последовательными геополитическими тенденциями: во-первых, расширением пределов, ростом могущества и международного влияния социалистической системы в 1920-е – 1980-е гг. и, во-вторых, ее последующим кризисом и распадом в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Наиболее примечательными историческими вехами во взаимодействии систем, в разное время существенно повлиявшими на характер ПКМ, стали следующие:

1. Противодействие Германии, а затем стран Антанты в 1918–1922 гг. становлению первого социалистического государства России — СССР, стремившегося к утверждению нового типа общества на максимально возможной части евразийского и европейского пространства. Закончившаяся провалом попытка реализации антироссийского «плана Антанты» (1918 г.), предусматривала ликвидацию социалистической России и создание на ее территории ряда государств-протекторатов и сфер влияния. Однако лидерам Антанты в результате иностранной интервенции (1918–1921 гг.) и последующей поддержки буржуазно-национальных антисоветских режимов на периферии пространства бывшей Российской империи удалось добиться отторжения от него значительных, стратегически важных для СССР территорий — Прибалтики, запада Украины и Белоруссии, Бессарабии и др. Здесь сложился пояс «буферных» государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния), ставших вместе с Чехословакией и Венгрией своеобразным «санитарным кордоном» между капиталистической Европой и СССР, плацдармом для разнообразного воздействия на него и изоляции от потенциального союза с Германией.

2. Вынужденное сотрудничество СССР с Германией в 1939–1940 гг. с целью предотвращения нараставшей для него угрозы войны или ее отсрочки посредством территориальных приобретений. Результатом этого взаимодействия стали два известных договора, заключенных в августе (о ненападении, известный как «пакт Молотова – Риббентропа») и в сентябре (о дружбе и границе) 1939 г., повлекшие за собой крупные изменения политической карты Восточной Европы в 1939 г. и в 1940 г., заметно укрепившие геополитическое положение СССР в условиях военной конфронтации с Японией на востоке. Это, в частности, выразилось в расширении территории СССР на западном направлении за счет включения в его состав ранее утраченных территорий Российской империи: а) восточных районов Польши (Западной Украины и Западной Белоруссии), занятых Красной армией во второй половине сентября 1939 г. в соответствии с советско-германскими договоренностями; б) Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы), ставших новыми союзными республиками в августе 1940 г.; в) части территории Финляндии в результате советско-финской войны зимой 1939–1940 гг. (Карельский перешеек между Ладожским озером и Финским заливом с Выборгом, острова в Финском заливе, приграничные с Карелией и Мурманском районы на востоке и севере страны, аренда под военно-морскую базу полуострова Ханко); г) Бессарабии и Северной Буковины (переданы Румынией в 1940 г. в состав Молдавии и Украины). В то же время к Германии в результате раздела Польши отошли район Познани, Поморье, Верхняя Силезия.

3. Сотрудничество СССР с капиталистическими лидерами (США и Великобританией) в рамках антигитлеровской и антияпонской коалиций в период второй мировой войны (1941–1945 гг.). Победа над агрессорами (при решающем вкладе в нее СССР) и совместные решения о послевоенной судьбе мира и отдельных стран привели к новым крупным изменениям ПКМ. Прежде всего, еще больше укрепилось геополитическое положение СССР вследствие роста его международного авторитета и расширения пределов системы геополитического могущества в Европе и в Азии за счет территорий побежденных государств, их владений и традиционных сфер влияния. Во-первых, в состав СССР перешли: от Германии — северная часть Восточной Пруссии (с 1946 г. — Калининградская область) с незамерзающими портами; от Японии — Курильские острова и Южный Сахалин, открывшие свободный выход советскому флоту в Тихий океан; от Финляндии — область Петсамо (Печенга). Во-вторых, пребывание групп советских войск в странах Центральной и Восточной Европы, Восточной Азии, а также создание и использование до 1955 г. военных баз в Финляндии (Порккала-Удд) и Китае (Порт-Артур-Люйшунь) гарантировало большую степень безопасности СССР и его союзников — новых социалистических стран. В состав СССР также вошла Закарпатская Украина.

Кроме того, совместно с другими державами-победительницами СССР участвовал в определении послевоенной судьбы Германии, Италии, Японии и стран, пострадавших от оккупации агрессоров (их границ, суверенитета, принципов реформирования и т. п.). Советские оккупационные зоны в Германии, Австрии и Корее способствовали укреплению безопасности СССР и социалистических стран, «сужали» сферу геополитического могущества капиталистической системы. Этому способствовало также расширение территории Польши, Югославии (получившей часть территории Италии, в том числе полуостров Истрия и острова в Адриатическом море) и нейтральный статус Австрии и Финляндии.

Наконец, важным для судеб ПКМ результатом сотрудничества союзников по второй мировой войне стало создание ООН (1945 г.), включившей СССР, Украину, Белоруссию, большинство социалистических стран (ГДР — с 1973 г., КНР — с 1971 г.), что позволило мировой социалистической системе стать активным субъектом мировой политики, фактором воздействия на глобальную геополитическую систему, в том числе посредством постоянного членства СССР и КНР (их право «вето») в Совете безопасности ООН.

4. «Холодная война» (1946 г. – начало 1990-х гг.) как период конфронтации между ведущими капиталистическими странами с одной стороны, стремившимися не допустить «распространения коммунизма» по планете, и мировой социалистической системой с другой. Ее вклад в изменение ПКМ был наиболее весомым в истории взаимодействия двух систем, а результаты прослеживаются на глобальном, региональном и страновом уровнях. Обозначим важнейшие из них:

а) Появление «расколотых» на капиталистическую и социалистическую части регионов (Европа, Азия, Америка), стран и народов — Вьетнама (в ходе антиколониальной войны 1946–1954 гг.), Кореи (в 1948 г. на КНДР и республику Корея), Китая (в результате гражданской войны 1945–1949 гг. на КНР и Тайвань — «Китайскую республику»), Германии (в 1949 г. на ФРГ, ГДР и Западный Берлин).

б) Создание и деятельность военно-политических союзов (блоков) государств: ведущих капиталистических и их союзников — НАТО (1949 г.), Западноевропейский Союз (1955 г.), СЕНТО (1955–1979 гг.), СЕАТО (1954–1977 гг.), АНЗЮС (1952 г.), АНЗЮК (1971 г.) и др.; социалистических стран — Организация Варшавского договора (1955–1991 гг.), а также двусторонние договоры о сотрудничестве и обороне как между большинством этих государств и СССР, так и в рамках капиталистической системы (между США и Японией, 1960 г. и др.).

в) Раздел, политическая организация (в международно-правовой форме) неосвоенных, слабо освоенных и труднодоступных, но стратегически важных частей геопространства — Арктики, Антарктиды (1959 г.), а также Мирового океана (1958 г., 1962 г.) и околоземного космического пространства, все активнее использовавшихся конкурентными системами для реализации собственных геополитических интересов.

г ) Краткосрочные периоды «разрядки» в отношениях между двумя системами, не отменяли общего духа противоборства, но с помощью более «мягких», международно-правовых форм достижения сторонами геополитических целей, привели к ряду изменений ПКМ. Так, в первой половине 1970-х гг. происходит стабилизация ситуации в «германском вопросе» (расколе Германии), связанная с нормализацией на основе двусторонних договоров отношений между ФРГ и ее восточными социалистическими соседями, и с признанием великими державами и германскими государствами особого статуса Западного Берлина. Все это привело к стабилизации геополитической ситуации, в том числе послевоенных границ, в Европе и к появлению первого общеевропейского международного органа — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973–1975 гг., в дальнейшем — ОБСЕ). Активизация сотрудничества между КНР и США приводит при поддержке социалистических стран, к приему КНР в ООН (1971 г.) и исключению из нее Тайваня, что имело важное значение для укрепления глобальной роли социалистической системы. Этому же способствовало объединение Вьетнама и появление социалистического Лаоса после завершения американской агрессии против стран Индокитая (1975 г.). Во второй половине 1980 – начале 1990‑ х гг., в период «новой разрядки» в отношениях двух систем, обусловленной перестроечными процессами в СССР, происходит активизация его сотрудничества с США и западноевропейскими странами и отказ от контроля над социалистическими союзниками, что стимулировало кризис и распад мировой социалистической системы.

д) Распад социалистической системы в начале 1990-х гг. — завершающий и наиболее радикальный, во многом катастрофический по своим геополитическим последствиям «вклад» «холодной войны» в количественные и качественные изменения ПКМ в ХХ в. — как глобальной, так и региональных и страновых геополитических систем.

Во-первых, они выразились в радикальной трансформации общественного строя в 12 из 17 социалистических стран и в появлении на их месте в Центральной и Восточной Европе и в Евразийском регионе, нового типа государств — постсоциалистических (сегодня их 29) с ярко выраженным процессом вестернизации (т. е. формационных изменений, связанных с заимствованием западных политических, экономических, социальных, духовных ценностей и технологий).

Во-вторых, под воздействием активизировавшихся этно-геополи­тических процессов прекратили свое существование 4 государства: ГДР (объединилась в 1990 г. с ФРГ и Западным Берлином), СССР (1991 г., на геопространстве которого образовались прибалтийские государства — Латвия, Литва и Эстония; Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан), СФР Югославия (в 1991 г. распалась на республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная республика Югославия — Сербия и Черногория с 2002 г.), Чехословакия (в 1993 г. разделилась на Чехию и Словакию). Кроме того, на территории бывшего СССР в процессе его распада образовались 4 «самопровозглашенных», не признанных международно государства — Приднестровская Молдавская республика, Абхазия и Южная Осетия на территории Грузии, Нагорный Карабах на западе Азербайджана, ставших очагами острых региональных конфликтов. Постсоциалистические страны создали ряд новых международных региональных организаций (Содружество Независимых Государств, ГУАМ, ЕврАзЭС и др.

В-третьих, как следствие названных процессов, сократилась (до 5 — КНР, КНДР, Вьетнам, Лаос, Куба) группа социалистических стран, утратившая системное качество, глобальные масштаб и геополитическое могущество. Этому способствовали ликвидация в 1991 г. СЭВ и Варшавского договора, других, ранее названных системообразующих отношений, обеспечивавших идеологическое, военно-политическое и экономическое единство соцстран.

В-четвертых, в результате рассмотренных дезинтеграционных процессов резко (с глобального до регионального масштабов) сокращается система геополитического могущества правопреемницы СССР — России.

е) Ускоренный рост экономического и военно-политического могущества КНР в 1980–1990-е гг. способствовал, несмотря на идеологическую конфронтацию с капиталистической системой, превращению социалистического Китая в новый самостоятельный полюс, центр силы мировой геополитической системы, с усиливающейся тенденцией глобализации его роли. Этому способствует, в том числе успешная политика постепенного объединения с КНР исторически утраченных территорий (принцип «одна страна — две системы»), имеющая своим результатом возвращение британского Гонконга-Сянгана (1997 г.) и португальского Макао-Аомыня (1999 г.), а также расширение экономических и гуманитарных связей с Тайванем.

Соразвитие капиталистической и социалистической систем оказало существенное воздействие также на такую качественную характеристику ПКМ как социально-экономический строй государств, обозначив не только тенденцию его социализации в капиталистических странах, но и заимствование и приспособление к задачам прогресса соцстран «западных», рыночных механизмов социально-экономического развития, особенно успешно реализуемых в Китае и Вьетнаме.

Важной составляющей изменения ПКМ, непосредственно связанной с конфронтацией капиталистической и социалистической систем в период «холодной» войны и внесшей вклад в становление мировой роли социализма и биполярности глобальной и региональных геополитических систем, было взаимодействие соперничавших систем с «третьим миром» — развивающимися странами.

Сотрудничество социалистических государств (прежде всего СССР) с освобождавшимися от колониальной и неоколониальной зависимости странами Азии, Африки и Латинской Америки как в годы антиколониальной борьбы, так и в постколониальный период имело своим результатом появление в развивающемся мире особой группы стран социалистической ориентации (подробнее рассматриваются в теме «Типология стран мира»). Они стали активными союзниками мировой социалистической системы в международных отношениях, т. е. важными компонентами реализации ее геополитических интересов и могущества на глобальном (особенно заметном в ООН, в Движении неприсоединения, других международных организациях) и на региональном уровнях. Это обеспечивалось соответствующими договорами и тесными экономическими, политическими (в том числе идеологическими) и военными связями СССР, ГДР, Чехословакии, Кубы с такими странами (Египтом, Сирией, Ираком, Йеменом, Афганистаном, Анголой, Мозамбиком, Ливией, Никарагуа и др.). Они стали своеобразными форпостами социализации «третьего мира».

Взаимодействие между ведущими капиталистическими и развивающимися странами привело также к образованию в «третьем мире» группы стран-союзников капиталистических лидеров («субимпериалистических режимов»). Представляя свою территорию для военных баз и участвуя в военно-политических блоках и двухсторонних договорах, они выполняют роль своеобразных «региональных жандармов» — проводников иностранных геополитических интересов, прежде всего США. В разное время такую функцию выполняли или сохраняют Иран (до 1979 г.), Турция, Пакистан, Таиланд, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Египет (с конца 1970-х гг.), Саудовская Аравия, Марокко, Заир, Сомали, Никарагуа и др.

Одним из специфических результатов взаимодействия развивающихся стран с противостоявшими друг другу макрогеополитическими системами стало создание в 1961 г. влиятельной антиимпериалистической международной организации и политической силы — Движения неприсоединения, объединившего более 100 государств и освободительных движений (включавшего и некоторые социалистические страны — СФРЮ, Кубу). Кроме того, новыми, немаловажными субъектами ПКМ и системы международных отношений становятся региональные и отраслевые международные организации стран «третьего мира» — АСЕАН, ОАЕ, Лига арабских государств, Организация исламская конференция, ОПЕК и др.

Появление в начале 1990-х гг. в качестве новых субъектов международных отношений России и других постсоциалистических стран постепенно превращает рассматриваемую трехполюсную геополитическую структуру взаимоотношений в четырехполюсную, что заметно расширило возможности изменения ПКМ.

В частности, взаимодействие постсоциалистических государств со странами Запада и усиливающаяся экономическая и политическая зависимость первых от вторых, обозначили по крайней мере две тенденции таких изменений: во-первых, расширение НАТО и европейских организаций (ЗЕС, ЕС и др.) на восток (особенно в 2004 г.), что усиливает дезинтеграцию постсоциалистического мира (в том числе СНГ, расколовшуюся в результате образования политико-экономического объединения ГУАМ) и изоляцию от него России; во-вторых, дезинтеграцию и международный военно-политический контроль Западом отдельных полиэтнических стран (Боснии и Герцеговины, Союзной Республики Югославии, распавшейся в 2006 г. на Сербию и Черногорию и др.). Обозначилась также тенденция расширения до региональных масштабов и усиления системы геополитического могущества Турции в русле ее взаимодействия с постсоциалистическими, особенно исламскими, тюркоязычными соседями в Каспийско-Черноморском регионе. Ответной геополитической реакцией стало формирование с конца 1990‑ х гг. Союза России и Белоруссии, отношений стратегического партнерства России с Китаем и Индией, создание новых международных организаций в евразийском регионе — Евразийского экономического сообщества, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Рассмотренный выше вклад каждой геополитической силы в формирование ПКМ современного типа был неравномерным во времени и геопространстве. Исторические особенности взаимодействия, сочетания этих сил и геопространственных результатов их деятельности позволяют выделить ряд геополитических эпох как качественно различных конкретно-исторических, охватывающих значительный (в несколько десятилетий) отрезок времени, состояний ПКМ, т. е. стадий развития современной глобальной геополитической системы.

Поскольку характер эпох определяется прежде всего соотношением геополитических сил, то за основу выделения и обозначения таких эпох необходимо взять те силы, которые выполняли организующую, направляющую роль в изменениях ПКМ, а за их временные рубежи — крупные исторические события, менявшие соотношение сил и имевшие глобальные геополитические последствия (прежде всего мировые войны, в том числе «холодную войну»). Такой подход позволяет выделить в истории формирования современной ПКМ три, последовательно сменяющих друг друга геополитические эпохи:

1) эпоха передела мира и начала его соцализации, охватывала период с первой по вторую мировые войны. Ее главными чертами были: а) ведущая роль в изменении ПКМ противоречий и борьбы между главными империалистическими державами, а также новый геополитической силы — социалистических революций и других форм социализации общества, обозначивших начало крупных качественных сдвигов в ПКМ; б) переход от европоцентричной к многополюсной (полицентричной) геополитической системе (самостоятельными и активными полюсами международных отношений с собственными системами геополитического могущества становятся, наряду с европейскими лидерами, США, Япония, СССР). В связи с этим обозначенную эпоху можно назвать также эпохой формирования многополюсности ПКМ;

2) эпоха глобальной социализации и деколонизации ПКМ в период после второй мировой войны и до конца «холодной войны». Важнейшие особенности: а) главными геополитическими силами в преобразовании ПКМ становятся, во-первых, социалистические революции, приведшие к образованию мировой социалистической системы, к нарастанию социализации стран капиталистической системы и, во-вторых, — национально-освободительные процессы в колониально зависимых странах, создавшие численно и демографически доминирующую группу развивающихся государств; б) геополитическая структура ПКМ приобретает ярко выраженный биполярный характер, обусловленный «холодной войной» двух систем, каждая из которых при этом отличалась внутренней многополюсностью: США–Западная Европа–Япония и др. в капиталистической системе и СССР–Китай — в социалистической. Таким образом, по структурным особенностям ПКМ данная эпоха была эпохой биполярности;

3) эпоха распада мировой социалистической системы и активизации многостороннего взаимодействия в рамках отношений четырех «миров» — капиталистического, социалистического, развивающегося и постсоциалистического (с начала 1990-х гг.). Ключевой геополитический процесс — соразвитие ведущих капиталистических и социалистических стран, приведший к распаду мирового социализма, утрате им качества системы, росту числа государств и к появлению нового типа стран. Структура ПКМ приобретает невиданную ранее и усиливающуюся многополюсность, в оформлении которой все большую роль играют интеграционные процессы и международные организации. С учетом этой особенности современная эпоха развития ПКМ может быть обозначена как постбиполярная или эпоха «новой многополюсности», в которой доминирующую роль в настоящее время играют США и американская глобальная многокомпонентная система геополитического могущества.

Таковы глобальные геополитические эпохи, т. е. выражающие специфику процесса формирования современной ПКМ как глобальной геополитической системы. Однако, в развитии региональных геополитических систем (политических карт крупных регионов) можно выделить собственные, региональные геополитические эпохи, содержание которых имело свои особенности и не всегда полностью совпадало с глобальными из-за иного соотношения геополитических сил, числа эпох, их продолжительности, характера и результатов количественных и качественных изменений. В общих чертах картину региональных геополитических эпох можно представить в следующем виде.

В формировании геополитической системы Европы эпоха межимпериалистической борьбы и начала социализации (после первой мировой войны и по вторую включительно) сменяется эпохой социализации и конфронтации двух систем (после второй мировой войны и до конца 1980-х гг.), а далее — постсоциалистической эпохой.

В Азии на смену продолжительной эпохе социализации и национально-освободительной борьбы (после первой мировой войны — по 1950‑ е гг.) приходит более стабильная для региональной геополитической системы эпоха национального самоопределения (выбора модели политического и социально-экономического развития) в рамках «треугольника взаимодействия» — социализм–капитализм–развивающийся мир (1950-е–1980-е гг.). С начала 1990-х гг. политическая карта Азии переживает эпоху распада мировой социалистической системы и в то же время обновления социализма (КНР, Вьетнам), а также активизации этно-геополитических, особенно дезинтеграционных, сепаратистских процессов.

В Африке продолжительная (до 1950-х гг.) эпоха колониального передела владений по результатам борьбы между державами-метрополиями сменяется в 1950-е гг. еще более продолжительной эпохой деколонизации политической карты и выбора суверенными государствами собственного пути общественного развития в результате их взаимодействия с ведущими капиталистическими странами и мировой социалистической системой.

Политическая карта Латинской Америки на протяжении большей части ХХ в. переживает эпоху национального самоопределения (формирования модели развития), первоначально под воздействием взаимоотношений с Западной Европой и США, дополняющихся в начале 1960‑ х гг. взаимодействием с мировой социалистической системой и завершением национально-освободительных процессов в Латино-Карибском субрегионе.

В Австралии и Океании эпоха колониального передела региона по результатам двух мировых войн в пользу держав-победительниц сменяется в 1950-е гг. современной эпохой деколонизации и национального самоопределения, при активном участии в этом бывших метрополий. (Используя знания о формировании ПКМ современного типа и источники из предлагаемого по данной теме списка литературы, подготовьте к семинару или в качестве рефератов развернутые историко-географические обзоры развития политических карт каждого региона).

 

В заключение резюмируем важнейшие специфические черты, присущие процессу становления ПКМ современного типа как глобальной геополитической системы.

1. Неуклонное расширение числа и усложнение субъектов и объектов международных отношений, сопровождающиеся «уплотнением» и активной политизацией геопространства, т. е. — нарастание количественных и особенно качественных изменений ПКМ, в частности типологического многообразия стран.

2. Новизна «механизма» формирования ПКМ, прежде всего характера геополитических сил (радикальная социализация общества, государственно-геополитические противоречия и борьба между ведущими капиталистическими странами, этно-геополитические процессы, соразвитие трех, а с начала1990-х гг. — четырех «миров»).

3. Эволюция геополитической структуры ПКМ: от европоцентрической в начале века к многополюсной между двумя мировыми войнами, далее, в эпоху «холодной войны», к биполярной (отличавшейся при этом нараставшей внутренней неоднородностью капиталистической и социалистической геополитических систем), а с начала 1990-х гг. — к новой многополюсной, «постбиполярной» структуре при доминирующей роли в ней США.

4. Эволюция страновых систем геополитического могущества, образующих своеобразный «каркас» ПКМ. Она проявляется в следующих тенденциях:

а) сокращение и постепенная ликвидация традиционных «одноядерных», «разорванных» систем могущества европейских держав и Японии, опиравшихся на колониальные системы;

б) усиление и обретение глобального характера системами геополитического могущества США и СССР, сочетающих «чрезматериковую» и «разорванную» формы;

в) формирование на их основе, а также в результате усиления международных интеграционных процессов многоядерных, «коллективных» систем могущества в лице крупнейших международных организаций — ООН, НАТО, Варшавский Договор и СЭВ, Европейский Союз, АСЕАН, НАФТА, ОДКБ и др.;

г) образование в 1990-е гг. «молодых» одноядерных систем геополитического могущества регионального и глобального масштаба, сочетающих как «индивидуальные» (крупный политический, экономический, военно-технический, научный и иной потенциал), так и коллективные (участие в международных организациях и договорах) возможности — Япония, Германия, Китай, Россия, Турция, Индия, Бразилия и др.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите важнейшие особенности ПКМ современного типа.

2. Какие геополитические силы соучаствовали в трансформации ПКМ капиталистического типа в новый тип?

3. Какое воздействие на ПКМ оказала социализация общества?

4. Назовите важнейшие изменения ПКМ, ставшие результатом государственно-геополитических процессов в 1920-е – 1930‑ е гг.

5. Какие исторические этапы можно выделить в воздействии этно-геополитических процессов на ПКМ?

6. Перечислите в хронологическом порядке изменения ПКМ, произошедшие в результате взаимодействия капиталистической и социалистической систем.

7. Как повлияло это взаимодействие на региональные геополитические системы Европы, Азии, Африки, Америки?

8. Назовите важнейшие изменения политической карты Европы по результатам двух мировых войн.

9. Под воздействием каких геополитических сил формировались геополитические системы СССР, Российской Федерации?

10. В чем заключаются различия региональных геополитических эпох Европы и Азии?

11. Перечислите изменения ПКМ, ставшие результатом «холодной войны».

12. В чем выражается многополюсность современной глобальной геополитической системы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Витвер И.А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира. М., 1963.

2. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М., 2004.

3. Семенов Тян-Шанский В.П. О могущественном территориальном владении применительно к России: Очерк по политической географии. Петроград, 1915.

4. Холина В.Н., Наумов В.С. Политическая карта мира. Пособие для учащихся. М., 2004.

5. Шигер А.Г. Политическая карта мира. Справочник. М., 1962.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал