Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
Когда в контексте правопорядка ЕС речь идет о свободе обоснования, то имеют в виду право на беспрепятственное учреждение бизнеса по всей территории ЕС на постоянной основе. Юридические и физические лица могут, свободно передвигаться из одного государства ЕС в другое, согласно правовым норма ЕС остановиться в одном из них по своему выбору и развернуть бизнес в соответствии с национальным законодательством. Это предполагает, что иностранный предприниматель из государства ЕС имеет те же права, что и местные бизнесмены. Иными словами, этот предприниматель может, сославшись на намерение учредить дело, свободно въехать в любую страну ЕС, а затем с соблюдением местных правовых норм и процедур заняться любым законным бизнесом, руководствуясь ст. 52 Римского Договора, которая предусматривает устранение каких бы то ни было ограничений на свободу для граждан государства - члена ЕЭС, же лающих обосноваться на территории другого государства - члена ЕЭС с целью создания бизнеса. Такая свобода включает право основать дело и заниматься бизнесом или самостоятельно, или путем создания предприятия «в особенности компаний или фирм», на условиях, аналогичных тем, которые действуют применительно к местным гражданам. В отношении государств - членов ЕС ст. 52 Договора устанавливает запрет на принятие любых законодательных и административных мер, которые могли бы служить препятствием для деятельности бизнесменов из другого государства - члена ЕС. Конечно, каждое государство имеет свой порядок регистрации и регулирования предпринимательской деятельности: требовать однообразия в этом порядке можно, но пока что вряд ли реально. Многолетние усилия ЕК ЕЭС в этом направлении так и остались тщетны. Но можно, однако, добиваться того, чтобы порядок этот был недискриминационным и не давал преимуществ местным предпринимателям. Статья 58 в п. 1 говорит о том, что компании создаются в соответствии с законом одного из государств - членов ЕЭС, в котором регистрируется его штаб- квартира, центральная администрация, и где осуществляется основная предпринимательская деятельность. В другой стране ЕЭС компания может свободно создавать свои филиалы (отделения) или дочерние компании. Одним из главных условий признания компании в Другом государстве - члене ЕЭС является способность работать прибыльно. Юридические (физические) лица, не ставящие целью своей работы получение прибыли, не подпадают под действие ст. 58 Договора. Здесь имеет место общее требование: как рабочий, въехавший в страну должен работать за зарплату, так и компания, обосновавшаяся в другой стране ЕЭС, должна приносить прибыль. Требование о прибыли воспроизводится вновь в ст. 59 Договора, относящейся к оказанию услуг со стороны компаний (фирм) «в сфере промышленности, коммерции или профессионального характера». С той лишь разницей, что относительно услуг предусматривается возможность как их постоянного вида, так и временного. Мы видим, что необходимость обеспечения прибыльности «чужих» компаний находится все время в поле зрения авторов Договора о ЕЭС. И это вполне понятно, поскольку никому не хочется меть в своей юрисдикции нерентабельные хозяйственные единицы. Другое, на что обращается особое внимание, желание хоть как-то единообразить правовые системы разных государств, регулирующих обоснование иностранных компаний в государствах ЕЭС. Соответственно в ст. 220 Договора содержится своего рода призыв к государствам-участникам согласовать друг с другом единообразные конвенции о признании и регулировании деятельности компаний в рамках ЕЭС. Там же упоминается о необходимости взаимного признания компаний в соответствии со ст. 58 (2) договора. В то же время продолжалась работа по созданию права компаний путем принятия актов ЕЭС. Около пятнадцати проектов Директив было предложено и некоторые из них были приняты. В результате были согласованы нормы, относящиеся к капиталу компаний, лицензиям, счетам и отчетности, ревизорской деятельности и распространению информации. Проведена существенная работа по развитию союзного бизнеса, но еще не достаточная. Работа продолжается. Для разрешения проблем для компаний, возникающих при пересечении ими границ, принят был и иной путь. По постановлению 2173/85 была создана так называемая Группировка Европейского Экономического Интереса (ГЕЭИ). Она должна была как облегчить компаниям разных стран возможность вести операции в различных правовых режимах, так и позволить им легко и быстро образовывать смешанные компании. ГЕЭИ совмещает в себе как признаки транснациональной компании, так и партнерской фирмы, это организация содействия компаниям в масштабе Западной Европы. Имея статус юридического лица и будучи должным образом зарегистрирована в странах ЕС, она, в отличие от компаний, не является обществом открытого типа, т.е. не выпускает в продажу акции. Офисы организаций разбросаны по разным странам ЕС, а общее число работающих в ней согласно уставному документу не должно превышать 500. К настоящему моменту завершается работа по созданию Европейской Компании, напоминающей ГЕЭИ, но с несколько иным, европейским, статусом, которая будет зарегистрирована при ЕСП в Люксембурге, где и будет определено ее постоянное местопребывание. Порядок предоставления услуг в другом государстве ЕС регулируется ст. 59 Договора. Согласно данной статье должны быть сняты любые ограничения на оказание услуг внутри ЕС в отношении граждан или юридических лиц, учрежденных в ином государстве ЕС, а не в том, где проживает клиент, принимающий услугу. Иными словами, услуга должна быть трансграничена. Вы можете, скажем, быть зарегистрированными во Франции и учредить филиал в Италии или выехать туда временно для оказания услуги. Другой вариант: вы принимаете во Франции итальянцев и оказываете им услуги по месту своей регистрации. Услуги по ст. 60 Договора должны быть обязательно возмездны, т.е. должны приносить прибыль, а значит - быть налогооблагаемыми, прибыльными для государства, на территории которого оказываются услуги. Если услуги оказываются за рубежом, то в данную страну можно свободно завозить персонал, необходимый для выполнения услуги, хотя в этом случае персонал может и не подпадать под действие ст. 48 Договора, относящейся к миграции рабочей силы. Так же, как и в случае основания дела, оказание услуги может иметь место, как со стороны индивида, так и компании. Особенно много трудностей возникло в связи спринятием директивы 89/48 о взаимном признании высшего образования, которая все-таки была принята и с января 1991 г. вступила в силу, заложив ряд общих принципов в этой области. В частности, там отмечалось, что к профессиям, Требующим обучения в течение не менее трех лет с получением стандартного диплома о высшем образовании, иностранец из страны ЕЭС должен быть допущен, если у него имеется эквивалентный диплом своей страны, по которому он может получить в ней аналогичную работу. В то же время директива предусматривает, что, если в содержании искомой работы имеются особенности, не учтенные дипломом иностранного специалиста, последнему может быть предоставлена возможность повышения квалификации в срок, не превышающий трех лет. В качестве альтернативы кандидат может сдать соответствующий экзамен на должность, что сделать обычно очень трудно. В 1977 г. была принята директива 77/249, предназначенная определить статус юристов, которая не пошла дальше того, чтобы дать возможность юристам временно приезжать в другую страну ЕЭС и оказывать там услуги. Директива давала определение термина «юрист» только применительно к тем сферам, в которых допускалась его работа (преимущественно по гражданским делам). И она предусматривала, что в чужой стране юрист будет сохранять то название, которое присуще ему в своей стране.
|