Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления развития европейского корпоративного права
1. Традиционно корпоративное право относилось к сфере, «замкнутой» в рамках конкретной правовой системы. Государства по-разному регламентируют не только условия и порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности компаний, но и порядок реализации их правосубъектности, отношения между участниками, вопросы участия работников в управлении, обеспечение интересов кредиторов. Присутствие идентичных наименований организационно-правовых форм в разных государствах не означает идентичности их содержания. Вопросы о необходимости регулирования корпоративного права на европейском уровне, о целях, направлениях и пределах такого регулирования до настоящего времени дискутируются в юридических кругах. При этом в процессе европейской интеграции (начиная с момента создания Европейского Экономического Сообщества и до настоящего времени) наблюдается тенденция «европеизации» корпоративного права. Под европеизацией в данном контексте понимается правовое регулирование указанных отношений на наднациональном уровне посредством правового инструментария Европейского Союза. 2. Регулирование на европейском уровне отдельных вопросов создания и деятельности компаний в государствах — участниках ЕС берет свое начало с реализации внутреннего рынка, на котором провозглашаются свободы передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов. Непосредственное значение для корпоративного права имеют свобода учреждения (в н/в ст. 49, 54 ДФЕС) и свобода перемещения капиталов (в н/в ст. 63 ДФЕС). В связи с тем, что названные нормы ДФЕС обладают верховенством и прямым действием, положения внутренних законодательств государств — членов ЕС, препятствующие реализации указанных свобод, по общему правилу, не применяются. Огромную роль в формировании практики применения норм о свободах внутреннего рынка сыграл (и продолжает играть) Суд ЕС, способствуя тем самым реализации продекларированной мобильности компаний и капитала. Благодаря деятельности Суда ЕС (в частности, в ходе толкования ст. 49 ДФЕС) компании государств — членов ЕС приобрели возможность изменять свое фактическое местонахождение в пределах внутреннего рынка ЕС, не утрачивая при этом правосубъектности. Неоднократно предметом рассмотрения выступали нормы, направленные на сохранение влияния государства на частично приватизированные компании (посредством «золотой акции»). 3. Активизация трансграничной деятельности компаний повлекла необходимость введения единых требований по ряду вопросов корпоративного права государств — членов ЕС. Основным инструментом гармонизации выступила Директива, поскольку она, с одной стороны, позволяет сохранить национальные особенности, а с другой стороны — достичь определенных единых подходов и нивелировать существующие конфликты национальных законодательств. Концепция ЕС по гармонизации корпоративного права основывалась на идее создания эквивалентного уровня защиты участников компаний, а также их кредиторов во всех странах ЕС. Одновременно преследовались цели обеспечения равных условий функционирования компаний и реализации механизма добросовестной конкуренции. На основании директив гармонизирован целый ряд вопросов корпоративного права: обнародование информации о компаниях и их зарубежных филиалах, отдельные аспекты создания некоторых организационно-правовых форм, формирование и изменение уставного фонда акционерных обществ, внутригосударственная и трансграничная реорганизация, годовой баланс и отчетность и др. 7 июля 2014 г. истек срок трансформации директивы 2012/17 ЕС, которая обязывает государства объединить торговые регистры и вносит изменения в директивы, непосредственно связанные с предоставлением и использованием информации из торговых регистров. 4. Параллельно с гармонизацией национального корпоративного права получила развитие идея создания абсолютно новых наднациональных организационно-правовых форм, которые существуют на общеевропейском уровне. Эти формы представляют собой альтернативу национальным организационно-правовым формам, не требуя гармонизации правового регулирования последних. Реализация идеи осуществляется поступательно. К настоящему времени созданы и функционируют 3 наднациональные организационно-правовые формы — Европейское объединение с общей экономической целью, Европейское акционерное общество и Европейский кооператив. С точки зрения европеизации корпоративного права эта идея имеет ряд достоинств по сравнению с гармонизацией деятельности национальных компаний. Во-первых, государствам значительно легче договориться по различным аспектам регулирования деятельности наднациональных форм, нежели договориться о гармонизации национального права, регулирующего национальные организационно-правовые формы. Во-вторых, даже с учетом субсидиарного применения национального права страны места нахождения наднациональной компании, основные вопросы ее статута регулируются нормами регламентов, что, в отличие от директив, обеспечивает «нулевую степень различия». В-третьих, такие субъекты наделены правом переносить свое уставное и фактическое место нахождения (не разрывая их) в пределах ЕС без ликвидации. 5. Таким образом, европейское корпоративное право в настоящее время не представляет собой исчерпывающую систему норм. Скорее оно характеризуется фрагментарностью и ориентацией на отдельные направления, имеющие наибольшее значение для европейской интеграции. Европейское корпоративное право как совокупность норм Европейского Союза, регулирующих порядок создания и осуществления деятельности компаний, включает три составляющих: 1) нормы первичного права, о свободе учреждения и свободе передвижения капитала; 2) нормы вторичного права (директив), гармонизирующие отдельные вопросы корпоративного права государств-членов; 3) нормы вторичного права (регламентов и директив), регулирующие создание и деятельность европейских наднациональных организационно-правовых форм. 6. В 2012 г. в ЕС наблюдается активизация деятельности по развитию корпоративного права. В феврале 2012 г. Европейской Комиссией проведен опрос о будущем европейского корпоративного права, направленный на изучение мнений общественности о состоянии и ожиданиях в развитии европейского права компаний. В июне того же года официальное мнение о направлениях реформирования корпоративного права высказал Европейский Парламент в Резолюции о будущем европейского корпоративного права. Научную оценку состояния и направлений развития европейского корпоративного права дала группа высококвалифицированных экспертов в области корпоративного права. По результатам анализа, в том числе представленных мнений, 12 декабря 2012 г. Европейская Комиссия представила документ под названием «План действий: европейское корпоративное право и корпоративное управление — современное правовое регулирование для акционеров и компаний». План действий представляет собой программный документ Комиссии, который может, но не обязательно должен быть реализован в полной мере. В нем изложены инициативы Комиссии по модернизации и совершенствованию действующих правовых норм, регулирующих создание и деятельность компаний. Инициативы Комиссии касаются следующих основных направлений, реализация которых предполагает в том числе правотворческую деятельность со стороны ЕС: 1) усиление транспарентности деятельности компаний; 2) стимулирование участия акционеров в делах компании; 3) совершенствование правового регулирования трансграничной деятельности компаний. Следуя Плану действий, 9 апреля 2014 г. Европейская комиссия представила проект изменений директивы 2007/36/ЕС об осуществлении некоторых прав акционеров в обществах, акции которых котируются на бирже [11], Рекомендации по составлению отчетов об управлении компанией и проект директивы, направленной на упрощение создания ООО с одним участником. Для европейского законодателя сохраняют актуальность вопросы о степени интенсивности регулирования корпоративного права; о классификации компаний с целью более удобного и четкого определения субъектного состава тех или иных норм; о сосуществовании внутреннего и трансграничного режимов деятельности компаний; о кодификации гармонизирующих норм; о способах обеспечения прозрачности в управлении компаниями; о дальнейшем развитии наднациональных организационно-правовых форм и др. [12]. Действия Еврокомиссии позволяют констатировать взвешенный подход к развитию и реформированию европейского корпоративного права, что дает основания ожидать качественных улучшений правовой регламентации в указанной сфере.
|