Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ природы в философии и науке






 

Вселенная в научном смысле - место вселения человека, доступное эмпирическому наблюдению. Естественнонаучная картина мира включает идеи происхождения и развития Вселенной как изотропной, нестационарной, горячей, расширяющейся Вселенной. Эта общепринятая сегодня в науке модель основана на теории относительности. Составной частью модели происхождения Вселенной является представление о Большом Взрыве (12-18 млрд. лет назад), который произошел одновременно везде, заполнив с самого начала все пространство, каждая частица материи устремилась прочь от любой другой. Первоначальным состоянием Вселенной были, по мнению ученых, бесконечная плотность массы, бесконечная кривизна пространства и взрывное, замедляющееся расширение при высокой температуре.

Из чего образовалась Вселенная? Допускается, что из ничего - вакуума. Вакуум – это своеобразная форма материи, способная при определенных условиях " рождать" элементарные частицы. Вакуум, пришедший в возбужденное состояние, образует поле, а поле переходит в вещество. С позиций синергетики, в вакууме постоянно происходят флуктуации - т.е. появление виртуальных частиц, которые непрерывно рождаются и уничтожаются, но также участвуют в взаимодействиях. Что за пределами расширения? " Бесконечный" не значит " безграничный". По поверхности Земли можно идти бесконечно, но Земля ограничена атмосферой. Вселенная - также бесконечна, но ограниченна. Возраст солнечной системы - 5 млрд. лет, первоначальное ее состояние - космическая пыль. Сначала Земля была холодной. Атомы радиоактивных элементов, распадаясь, выделяли тепло, недра разогревались. Происходило выделение газов, паров, - так возникла воздушная оболочка и океаны. Продолжается дрейф континентов.

Жизнь - одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Но нет точного определения жизни. Ориентиром служат качественные отличия живого от неживого, наличие общих свойств у растений и животных, а также человека. Жизнь включает в себя громадное разнообразие форм. Для нее характерны: целостность, самовоспроизведение, обмен веществ, относительная независимость от внешней Среды (автономность), приспособляемость к среде, раздражимость, активность, клеточное строение.

Существует множество теорий, объясняющих возникновение жизни на Земле:

1. Креационизм

2. Многократное самопроизвольное зарождение жизни из неживого вещества

3. Стационарное состояние: жизнь существовала всегда

4. Панспермия - теория внеземного происхождения жизни

5. Зарождение жизни в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам в историческом прошлом (как случайное образование " живой молекулы", как результат закономерности эволюции материи. В рамках этой теории в 1924 г. акад. Опарин сделал вывод о том, что возникновение жизни - результат длительной эволюции на Земле химических соединений в биохимические). Но этот вывод не разрешает главной проблемы - перехода сложных неживых систем к простым живым организмам. Сейчас жизнь на Земле не могла бы возникнуть из-за кислородной атмосферы и противодействия других организмов. Раз родившись, жизнь постоянно эволюционизирует.

Образ природы в философии многогранен. Понятие природы употребляется в широком и узком смысле. В широком значении природа - все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле природа - синоним Вселенной, материи, бытия. Понятие природы в узком смысле обозначает ту часть мира, с которой взаимодействует человек.

Соотношение " человек" - " природа", являющееся предметом философского осмысления, многообразно: " человек" - " мир", " человек" - " окружающая среда".

В его отношениях с природой всегда имеет место познавательная (естественнонаучная) деятельность, оценка (с помощью понятий блага, красоты и т.д.), а также деятельность практическая (преобразовательная).

Сложность проблемы заключается в том, что человек: с одной стороны, противостоит природе, а с другой – является частью природы. Противоречивые взаимоотношения человека и окружающей среды выражаются и в различном восприятии природы:

1. Природа как нечто неорганизованное, неразумное, как царство хаоса, слепых сил (дикая природа)

2. Природа как образец совершенства, нечто более высокое, чем культура и человек. Следовательно, нужно учиться у природы, следовать ей, в ней все гармонично.

Обе позиции находили свое воплощение в различные эпохи по-разному: человек то преклонялся перед природой, то считал себя ее господином.

В античную эпоху природа и человек рассматривались в единстве. Понятие космоса включало весь мир, упорядоченный и совершенный. В соответствии со средневековыми представлениями, - природа сотворена богом и это сближает ее с человеком. Но человек - " выше" природы, так как имеет душу. В эпоху Возрождения природа воспринималась как источник радости, наслаждения, гармонии. Человек должен жить естественной жизнью, в согласии с природой. Для периода Нового времени характерны две позиции по отношению к природе: природа как убежище от развращенной и порочной человеческой цивилизации и природа как средство достижения человеком своих целей, упрощенно-механистическое понимание природных процессов.

Современное отношение к природе двояко, но наряду с потребительским все более характерным становится разумный, гуманистический подход к ней, осознание своей ответственности за будущее.

Отношения человека и природы - это отношения взаимозависимости. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, воздействуя на природу, создавая искусственную среду обитания, человек уменьшает свою зависимость от природной стихии. В то же время, по мере своего развития человеческая цивилизация оказывается все более зависимой от имеющихся природных ресурсов.

Взаимозависимость человека и природы возрастает в процессе интенсивного вовлечения природных ресурсов, активного изменения окружающей среды (растут отходы хозяйственной деятельности, снижается способность биосферы к самоочищению). Взаимодействие человека и природы - это сложный и противоречивый процесс, в современную эпоху оно достигло предельных, критических размеров, превратилось в глобальную экологическую проблему. Первоочередной задачей в связи с этим является формирование нового экологического сознания, без этого ни технологические, ни правовые, ни какие-либо другие мероприятия не будут эффективны. Таким образом, мы вновь возвращаемся к ответственности Человека перед Природой.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Несмотря на представление о единстве Природы и Человека, мир неживой природы, мир живой природы и мир человека не были взаимосвязаны в сознании ученых, рассматривались отдельно. Связующим звеном стало учение о ноосфере, разработанное в начале столетия русским ученым В.И.Вернадским. Изучая минералогию и геохимию, В.И.Вернадский заинтересовался проблемой живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. Его размышления поднялись на более высокий теоретический уровень, сложились в философское учение. Теория В.И Вернадского включает в себя следующие основные положения:

- Жизнь на Земле возникла около 4 млрд. Лет назад. Возникновение жизни на Земле - закономерный этап развития материи, катализатор процесса развития. Пленка жизни на Земле ускоряла процессы развития (сравните Землю и Луну) за счет способности поглощать энергию космоса (Солнца) и таким образом трансформировала земное вещество. Таким образом, жизнь, живое вещество связывает воедино процессы на Земле с космическими процессами.

- Картина общепланетарного развития включает и появление человека - носителя Разума. Возникновение Разума многократно ускорило все процессы на планете.

- Воздействие Человека на природу растет так быстро, что скоро он превратится в основную геологообразующую силу, а это означает, что он должен будет принять на себя ответственность за будущее развития Природы.

- Развитие окружающей среды и общества станут неразрывны. Под влиянием научной мысли и коллективного труда человечества биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Развитие планеты сделается направленным - направляемым силой Разума.

Ноосфера- это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека и его будущего, когда стихийное течение геологических процессов уступает место целесообразной деятельности человека.

По Вернадскому, ноосфера есть естественное и закономерное продолжение биосферы как планетарной сферы жизни, так как разумная жизнь, как и живое вещество в целом - не случайна и не локальна, это глубинное космическое явление. Учение Вернадского имеет много последователей и сторонников в современной науке и философии и является весьма актуальным Ответом на Вызов. Глобальная экологическая проблема заставляет человечество задуматься о своем будущем, требует иного, нравственного отношения к Природе - как к " другому человеку".

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое природа?

2. В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

3. Как изменялась взаимозависимость человека и природы в истории человечества?

4. В чем проявляется познавательное, деятельностное и ценностное отношение человека к природе?

5. Что собой представляет Вселенная? Как она возникла?

6. Что такое жизнь? Какими признаками обладает живое?

7. В чем суть креационнной и эволюционной теорий происхождения жизни на Земле?

8. Что такое ноосфера?

9. В чем заключается учение В.И.Вернадского о ноосфере?

10. Чем отличаются космология, космогония, астрономия, астрофизика, космонавтика?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал