Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество и его философский анализ






 

Социальный уровень организации материи может быть представлен как система, основными элементами которой являются об­щество, деятельность и отношения между людьми. В этом случае под обществом мы будем понимать совокупность людей, связанных между собой определёнными отношениями, складывающимися в процессе их деятельности. При таком подходе обществопредстав­ляет собой социально-исторический организм, находящийся в по­стоянном развитии (движении) в социальном пространстве-времени. Способом существования социальной материи (социаль­ным движением) в этом случае правомерно рассматривать деятельность, сущностью которой является процесс адаптации челове­ка как вида к природной среде. В рамках «социального движения» ведущая роль принадлежит материальному производству. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Основой бытия общества выступает деятельность как своеобразная субстанция общественной жизни.

Существование материального мира, его многообразие и разно­образие, системная упорядоченность и качественные изменения, усложнение систем, развитие мира связаны с важнейшим атрибутом материи - активностью.Активность - это саморазвитие системы. Высшей формой проявления активности является деятель­ность. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Понятие деятельности является основополагающим в материа­листической теории общественного развития, созданной К. Мар­ксом и Ф. Энгельсом. Деятельностью, связанной с производством необходимых жиз­ненных средств, объясняется отличие человека от животных. Способ деятельности - способ производства- становится основой жизне­деятельности человека, образа его жизни. Деятельность человека, в отличие от активности животного, имеет сознательный характер. Ма­териально-производственная деятельность людей порождает новые виды деятельности - социальную, политическую, духовную - и соот­ветствующие им сферы общества. Она является причиной образова­ния общества как целостности, единой системы, она же является ис­ходной причиной его развития, перехода на качественно новые сту­пени. Деятельность лежит в основе исторического процесса.

Деятельность имеет двойственную природу: она направлена на «обработку природы людьми» и изменение самого человека. Только на основе деятельности формируются материальные отноше­ния людей к природе и между собой. В деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и создающим предмет­ный мир и тем самым удваивающим природу и совершенствующим себя существом, субъектом. В то же время сегодня широко распространены утверждения, что в марксистской теории деятельности в стороне осталась проблема исследования собственно механизма деятельности как высшей формы эволюционной активности. Этой проблемой занимаются современная психология и физиология, теория творчества, информации, теория систем, синергетика и т.д.

Проблема деятельности, осмысляемая с идеалистических позиций, нашла отражение в «философии жизни», экзистенциализме, неокантианстве, феноменологии и других философских течениях.

Общественно-историческая практика людей, выражая сущность бытия общества, содержит в себе и механизм своего собственного развития. Дело в том, что любая деятельность людей может приобретать особое значение и силу в ряду других видов деятельности и соответственно рассматриваться фактором общественного развития. Когда какие-либо условия жизни (экономические, политические, духовные или какие-нибудь еще) не удовлетворяют людей, они пытаются их изменить, преобразовать, чтобы ничто не мешало удовлетворять им их материальные и духовные потребности и интересы. Осознавая эти условия и их роль в своей жизни, люди целенаправленно организуют свою деятельность так, чтобы изменить условия своей жизни. Однако для того, чтобы эта их деятельность была успешной, необходимо глубокое и всестороннее знание общества и закономерности его развития.

Выделяют два типа деятельности: материальную и духовную. Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности связан с созданием как средств, так и про­дуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общест­ва. В процессе материальной производственной деятельности воз­никают общественные (экономические, социальные, политические, идеологические) отношения как основа коммуникативной деятель­ности людей. Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту деятельность называют духовным производством (наука, искусство, религия...). Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно-историческая практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное, эстети­ческое творчество, религиозная деятельность. Особое место среди видов духовной деятельности (идеологической, нравственной, эсте­тической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество.

Важную роль в развитии и реализации деятельности как актив­ного отношения человека к миру играет система мотиваций: по­требности, интерес, воля, цель. Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют побудительными осно­вами деятельности как активности.

Деятельность человека является источником общественного прогресса. Критерием прогресса принято считать общественный способ производства, который определяется прежде всего развитием производительных сил. И это справедливо, объективно, потому что от уровня развития производительных сил зависит благополу­чие общества. Но в своей стратегической направленности деятель­ность ориентируется не на создание средств (это необходимый фактор), а на самого человека, его творческие способности, здоровье, способность самореализации, духовность, нравственность, социальную свободу и достоинство. Отсюда актуальной становится проблема деятельности как средства развития и достижения общественного прогресса, высшего уровня цивилизации. Наибольшую актуальность приобретают следующие аспекты деятельности:

• интеллектуализация всех форм деятельности, когда научная, творческая деятельность становятся ведущим фактором материального и духовного производства;

• формирование и развитие высшей ценности человечества и личности;

• бережное сохранение тех природных условий жизни, кото­рые вовлекаются в человеческую деятельность.

В этих условиях деятельность из средства присвоения, обогащения, отчуждения превращается в способ самореализации человека, его высших, творческих способностей, нравственно-ценностных принципов, гармонически сочетающихся потребностей.

Деятельность - развивающийся процесс, высшая форма универсальной активности, причина и способ существование общества и человека, его совершенствования, основание един­ства материальной и духовной сфер бытия.

Осмысливая процесс общественной жизни, философы издавна задавались вопросом: что лежит в ее основе, что предопределяет все видоизменения и преобразования общества? Можно выделить по крайней мере четыре разных подхода к определению основы бытия общества, его истории.

Одним из таких подходов является натурализм. Согласно этой теории развитие общества определяется природными условиями (климатом, ландшафтом, плодородием почвы, богатством природных ресурсов, биологическими и расовыми особенностями людей и т.п.). К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которыми политика государства всецело ставится в зависимость от его " жизненного пространства" - территории, местоположения. В русле такой политики официально заявляются претензии на необходимость перекройки государственных границ, осуществляется захват чужих территорий. Несомненно, что природа и общество - это единое и неразрывное целое. Общество существует не где-нибудь, а в природе, да и природа приспосабли­вается к запросам людей и используется ими в общественной жизни. Однако многое определяется не тем, какие ресурсы есть в стране и насколько богата она ими, а как люди осуществляют свою деятельность с тем, чтобы использовать их во благо своего дальнейшего развития.

Другой подход в определении основы общественной жизни и истории выдвигает идеалистическое учение, которое строится на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Так, например, Гегель полагал, что источник развития общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей. Люди в своих действиях, как куклы в театре марионеток, связаны многочисленными нитями с творцом - духом, направляющим и определяющим их деяния. В поисках первоосновы общественной жизни идеализм исходит, как правило, из чрезмерного преувеличения роли выдающихся личностей в истории. В этом случае причина исторического процесса, всех его зигзагов всецело объясняется волей и желанием отдельных политических и военных деятелей, коронованных особ, ученых.

Противоположной идеалистической является материалистическая теория общественной жизни. Основным в ней является то, что источник развития общества ее сторонники усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства. Объясняется это довольно просто: прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой людям надо есть, пить, одеваться, а следовательно, производить материальные блага. В соответствии с этим доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (отношениями собственности, распределения, обмена, потребления) - такую позицию защищают марксисты; либо изменениями техники хозяйственной деятельности людей - такую позицию отстаивают Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу и др., выдвинувшие теории индустриального и постиндустри­ального обществ. Таким образом, материалистическая теория общественной жизни в объяснении исторического процесса как бы выносит за скобки сознание людей, рассматривает его вторичным, производным от экономической или технологической сферы общественной жизни.

В настоящее время вновь становиться популярной теория, на основе которой история рассматривается как переплетение различных взаимодействующих факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития. По мнению философов, придерживающихся этой точки зрения, в каждой конкретной ситуации действует свой решающий фактор. Этим фактором может быть и экономика, и мораль, и право, и религия, и вообще любой вид деятельности людей. Этот фактор не является неизменным, он не ограничен рамками отдельного события и тем более всего исторического процесса. Данное учение в конкретных исследованиях определенной ситуации может склоняться либо к материализму, либо к идеализму, поскольку все факторы не могут быть одновременно равноценными в определении развития исторического процесса или конкретной ситуации общественной жизни.

Сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимозависимость и взаимообусловлен­ность. В философском изучении общественной жизни все представляется важным: и экономика, и политика, и быт, и наука, и искусство, и познание, ибо все это - стороны реального процесса жизнедеятельности людей, их бытия в обществе. Поэтому нельзя игнорировать или умалять роль чего-либо в реальном процессе жизнедеятельности людей, если оно имеет место в обществе, в его развитии.

Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Говоря об общественном производстве, как об источнике саморазвития, следует особо подчеркнуть, что оно мыслится как взаимосвязанный процесс, в котором основными компонентами являются: производство материальных благ, воспроизводство самого человека, воспроизводство материальных общественных связей и отношений и духовное производство. Эти виды производства в реальной жизни переплетаются и взаимно предполагают друг друга. Социально-практический способ бытия человека формируется за счет становления у него ряда общественных потребностей и, прежде всего, потребности в труде и средствах производства.

В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство. Оно выделяется в относительно обособленную сферу общественной жизни. В ней, прежде всего, развивается система орудий труда, в которой закрепляется разделение труда между работниками производства и аккумулируется их производственный опыт.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, создание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной или разрушительной.

В связи с этим можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной культуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которого оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознание и воля. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть не непосредственно общественное бытие в его предметном сосуществовании, а его мысленное отражение - идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов, в результате чего складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие все отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером общественных отношений.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыки или литературные произведения, но также знания людей, моральные нормы и т.д., что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Таким образом, общество – это целостная система жизнедеятельности людей.

Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно-исто­рическая практика, основу которой составляет деятельность людей. В ходе общественно-исторической практики осуществляется не только активное преобразование природных и социальных условий жизни людей, но и их самих. Общественно-историческая практика людей развивается на основе опыта всего человечества. Именно поэтому современная практика - это результат всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности.

Всякая деятельность людей, как специфическая человеческая форма их активного отношения к окружающему миру, направляется определенной целью. Любая цель отражает объективную потребность людей. Как только удовлетворяется какая-либо потребность, так ее место занимает другая (зачастую уже более высокого уровня потребность). Ведь человек, как правило, не удовлетворяется чем- либо однажды найденным. Он стремится не просто закрепить, но и усовершенствовать достигнутое. Потребности людей, так же как и их цели деятельности, исходят из условий жизни, их реальных отношений общества, отражая его уровень развития, и, соответственно, его возможности.

Действия людей вытекает не только из их потребностей, но и интересов. Интерес занимает важное место в деятельности людей, объединяет их, заставляя действовать целеустремленно, максимально используя при этом все наличные возможности. Интерес - это такая особенная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественное значение, притягательность. В силу этого интерес и становиться значимым смыслом всех действий людей. Стремясь удовлетворить свои интересы, люди изменяют условия своей жизнедеятельности, а вместе с этим развивают и свое общественное бытие.

Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей. Производство средств существования невозможно без создания условий по формированию самого человека, его сознания, как и наоборот.

Общественное сознание или характеристика взглядов, идей, чувств, мнение людей является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сферу бытия общества. Мир сознания человека огромен. Сознание включает в себя и идеалы, и иллюзии, и фантазии. Для какого-либо человека его сознание может и не протираться дальше его ближайшего окружения. Для другого же – его сознание охватывает предельно широкую сферу, включает знание и отношение и к человеческому миру, и к Вселенной. Многое здесь зависит от самого человека, его стремления к расширению круга своих знаний.

Общественное и индивидуальное сознание характеризуют и определенную оценку субъектом (личностью, группой, обществом) природного окружения, самого себя, другого человека. Люди по-разному оценивают действительность в зависимости от физического самочувствия, уровня образования, жизненного воспитания и т.д. Кстати, и сами оценки тоже могут быть очень разными: хорошее-плохое, истинное-ложное, прекрасное-безобразное, и т.п.

Индивидуальное сознание есть по своему существу сознание общественное, в котором, как правило, преломляется все богатство содержания последнего. Сознание индивида впитывает из общественного сознания знания, нормы, оценки и, усваивая их, делает своими, приспо­сабливает для своей жизни. Человек, как правило, творчески подходит к общественному сознанию: что-то он берет из него, а что-то отвергает.

Общественное сознание не следует рассматривать как универсальное сознание всех людей, а также как некоторую механическую сумму индивидуальных сознаний. Общественное сознание, во-первых, может соотноситься с разными его субъектами (носителями). Так, мы можем говорить о сознании какой-либо группы, нации, класса, трудового коллектива, общества на уровне страны, региона, человечества в целом. Общественное сознание, во-вторых, характеризует социальную сторону сознания индивидов, т.е. оно включает в себя лишь то, что имеет определенное значение для общественной жизни людей.

Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии (они связаны друг с другом и порой крайне сложно отграничить одно от другого каждому из нас.). Личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли, духа, правда, конечно, всегда в определенных пределах. Из всего многообразия общественного сознания каждый человек " отфильтровывает", как правило, только то, что способствует удовлетворению его духовных и, в конечном счете, его материальных потребностей.

Зная закономерности взаимодействия общественного и индивидуального сознания, очень важно каждому человеку избегать крайностей. Личное не должно целиком замыкаться только на своих сугубо индивидуальных потребностях и интересах. Плохо, когда предельно выпячивается свое " Я" и во всех случаях человек настаивает только на своем особом мнении. Надо прислушиваться к опыту других, уважительно относиться к чужому мнению. В то же время плохо, когда личное сознание полностью как бы растворено в групповом сознании, когда оно не способно выйти за пределы своей группы и целиком подчинено этому сознанию. Эти самым человек как бы сам воздвигает преграду на пути роста своего личного сознания.

Общественное сознание имеет определенную структуру. В зависимости от того, какой аспект сознания - знание или оценка - выступает в нем преобладающим, вычленяются различные его уровни. Общественное сознание, рассматриваемое только с точки зрения содержащихся в нем знаний, представляет собой единство обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по глубине и полноте представленных в них знаний.

Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, как у каждого человека, так и всего общества, условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровень сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают друг в друга.

Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т.п. - все эти явления составляют сферу общественной психологии - существенно влияют на жизнедеятельность людей и на развитие общества. Достаточно сказать, что плохое настроение людей может не только снизить производительность труда, но и вообще привести к прекращению какой-либо деятельности. И, наоборот, мы знаем, как многого добиться люди, когда им сопутствует приподнятое настроение, чувство уверенности и доверия друг другу. Все общественно-психо­логические явления: и чувства, и настроения, и привычки - заразительны. Они могут как бы совершенно неосознанно передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства, поведение. Совпадающие условия жизни, совместная деятельность в данных условиях формируют у людей общие цели, потребности, интересы, а на их основе - сходные эмоционально-чувствительные реакции.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуативные: каждодневные, глобальные. Для нее подчас все важно, на все " мелочи жизни" она реагирует, причем особым образом. Общественная психология является общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей, эмоционально-чувствен­ной реакцией, выраженной в виде определенного переживания и поведения.

Психология общества многолика и разнообразна. Разные группы, общности, объединения людей имеют свою, во многом отличную от других психологию. Именно поэтому можно говорить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, чаяниях, которые свойственны тому или иному классу, нации, профессиональной группе, учебному или производственному коллективу. Каждый человек является носителем индивидуальной психики и одновременно психологии тех групп, к которым он принадлежит: семейной, производственной, национальной, территориальной, профессиональной и т.п. Поэтому и психология каждого из нас как бы " соткана" из личной психологии и психологических установок, ориентации, влечений, навыков тех групп, членами которых мы являемся.

Общественная психология вплетена в реальный процесс повседневности различных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на всем пути их жизни, присутствует во всех их деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе " мы".

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Идеология - это система теоретических знаний, основное содержание которых составляют осознание и оценка отношения людей к действительности. Основными структурными элементами идеологии являются политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи. Выработанная оценка воплощается в программы, уставы, заявления и другие документы и становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к действительности. Все это вполне резонно вызывает вопрос об объективной истинности той или иной идеологии. Да, идеология истинна, правдива, если она точно пред­ставляет реальность своего собственного положения в связи с оправданием интересов группы. Но она, одновременно и ложна, поскольку, будучи верной в отношении себя, относительно защиты своих собственных интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям. Но в обществе есть и могут быть другие группы, организации, объединения людей со своими собственными интересами, которые также претендуют на истину. Они тоже стремятся отразить свое бытие с точки зрения своих потребностей и интересов и тоже очень часто забывают или просто игнорируют, а порой сознательно фальсифицируют интересы других. Вот почему все то, что утверждается в идеологии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В постулаты идеологии можно лишь только поверить и либо их принять, либо отвергнуть.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования их интересов, требующих такого объединения. Но одновременно идеология разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Надо искать общие интересы, идти на компромисс, снижая или вообще снимая остроту идеологического противостояния

Отказ от идеологического противоборства в общественной жизни вовсе не означает отмену идеологии. Во-первых, нельзя отказаться от борьбы с различными человеконенавистническими идеологиями: расизмом, фашизмом, национализмом, милитаризмом и т.п. Во-вторых, любое общество всегда будет нуждаться в осмыслении путей и целей своего движения вперед, вести поиск более совершенных форм жизни. Речь должна поэтому идти не о конце идеологии, а о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам развития людей, независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности, социального положения. Идеология, основанная на принципах таких общечеловеческих ценностей, как взаимопонимание, благополучие, здоровье, дружба, отвечает интересам людей и очень важно, чтобы именно она овладела массами, стала материальной силой движения общества по пути мира и прогресса.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое общество?

1. В чем отличие закономерных связей общества от законов природы?

2. Какие факторы являются определяющими в развитии общества: космические, экономические, религиозные, нравственные, географические, социально-психологические или другие?

3. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

4. Что такое деятельность?

5. Какую роль в деятельности играет система мотиваций?

6. Как связаны деятельность людей и прогресс общества?

7. В чем проявляется взаимосвязь и взаимовлияние общественного и индивидуального сознания?

8. Что такое идеология? Всякая ли идеология истинна?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал