Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1-2






Барщина – это отработочная рента - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве земельного собственника - феодала. Барщина в России появилась с возникновением феодализма в Киевской Руси. С конца XV в., в связи с ростом товарно-денежных отношений, складывалась барщина нового типа: помещики увеличивали барскую запашку и переводили крестьянина на барщине. Выполнялось два вида барщинных работ: обработка господской пашни и подвозная повинность по доставке продуктов на рынок, в центральную усадьбу и в город. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В XVII в. появился новый вид барщины: работа на помещичьих предприятиях (суконных, полотняных и т.д.). Постепенно барщина заменялась денежным оброком, но она еще долго применялась в виде месячины, при которой крестьяне, получая от помещика ежемесячно продовольствие, должны были ежедневно ходить на барщину. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, лишало крестьян земли. Барщина сохранилась вплоть до 1882 г., когда введен был обязательный выкуп за землю. Но это - юридически, а фактически она продолжала существовать в виде отработной системы, когда крестьянин за пользование помещичьей землей обрабатывал пашню.

Варяги – собирательное название скандинавских военно-торговых отрядов и отдельных их представителей, действовавших на территории Восточной Европы в раннее средневековье. Древнерусские князья охотно прибегали к услугам наемных скандинавских отрядов. Наемники обходились недешево Руси. Например, скандинавская дружина Эймунда насчитывала 500 человек и служила Ярославу Мудрому " за золото, серебро и хорошее платье", получая особый дом, полное содержание и 1 эре (весовая единица ~ 50 грамм серебра). Ярослав вместо денег платил мехами по оценке. С социально-политическими изменениями в Скандинавии и укреплением княжеской власти на Руси постепенно надобность в наемниках отпала. Часть пришлых варягов осела на Руси и ассимилировалась, часть перешла на службу к византийским императорам.

 

Великий князь – титул киевских князей, перешедший затем на князей владимирского и некоторых других княжеств. В первоначальный период расширения княжеской семьи, понятие великий князь было связано с идеей старшинства, и идеальным порядком наследования великокняжеского звания считался переход его к старшему члену семьи, то есть старшему брату, но очень скоро с этим началом родового старшинства вступило другое начало семейного (вотчинного) наследования - от отца к сыну. Кроме того, оно постоянно нарушалось личным произволом и честолюбивыми стремлениями отдельных князей, их прижизненными распоряжениями относительно наследования и, наконец, вмешательством народного веча и его избранием. Характер великокняжеской власти, как морального авторитета " старейшего", носил неопределённый характер: определённость вносилась лишь формальными соглашениями, договорами великих князей с отдельными князьями. Эти договоры отдавали князей в " волю" великого князя обыкновенно лишь в области международных отношений, то есть по отношению к праву войны и мира. Без соглашения с князьями на общих съездах (в Любече - 1097г., в Витебске - 1100г.) великий князь не имел права начать никакого общего предприятия; после такого соглашения он действовал обыкновенно, как исполнитель решения, принятого сообща. В случае нарушения соглашения отдельными участниками суд над нарушителем принадлежал не ему, а опять-таки общему совещанию. В Московской Руси форма договоров остаётся по существу та же, но их содержание постепенно меняется: равноправность договаривающихся сторон и начало договора устраняется и превращается в начало подданства.
Второе значение " Великий князь" появилось в начале XVIII века. В Российской империи его имели члены императорской фамилии, родственники императора или императрицы.

 

Вервь – название общины в Древней Руси и у южных славян.

 

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел (от " вещать" - говорить). Возникло из племенных собраний славян. Вече получило широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти (2-я половина XI - XII вв.), став формой управления во многих городах - центрах отдельных земель. Вече созывалось обычно по звону вечевого колокола по инициативе власти или населения; не имело определенной периодичности. Принятое решение одобряли криком. Вече имело постоянное место сбора (Новгород - Ярославово дворище, Киев - двор храма Софии). Постановления веча " старших" городов были обязательны для " младших". Кроме того, собирались также народные собрания отдельных частей крупных городов (например, " кончанские" в Новгороде). На вече часто происходили острые столкновения между верхушкой населения и городскими низами. Князья стремились к уничтожению веча, которое часто становилось мощным средством противодействия им. В Северо-Восточной Руси уже к концу XIV в. княжеская власть ликвидировала вече, хотя во время народных волнений народные собрания принимали форму веча (восстания в Твери 1293 и 1327 гг., в Костроме и Нижнем Новгороде в 1304 - 1305 гг. и др.). Дольше всего вече сохранялось в Новгородской и Псковской республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) В. было упразднено.

 

Дань – один из рано возникающих способов эксплуатации, состоящий в регулярных поборах с побежденных или подвластных народов натуральными продуктами, рабами, деньгами и т. п. Особенности: данничество не составляет особого способа производства; данники эксплуатируются путем внеэкономического принуждения, которое распространяется на весь коллектив; данники и получатели дани не интегрированы в составе одного этнического и социального организма (они могут принадлежать к различным этносам и у них может быть различная общественная и политическая организация).

 

Дружина – профессиональные воины, связанные с князем военно-служилыми отношениями. Дружина пополнялась из местного населения и выполняла функции телохранителей, а также княжеской администрации. За службу дружинники получали денежное вознаграждение, усадьбу и предметы роскоши. Численность дружины не превышала нескольких сот человек.

 

Закупы – категория зависимых людей, возникшая только в ХII в. Закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду (" купу") и за нее (вернее, за проценты с суммы долга) должен был работать на господина - либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям, а попытка бегства наказывалась превращением в холопа. Вместе с тем закуп отличался от раба. Прежде всего он имел право выкупиться на волю, вернув долг. Закон специально оговаривал, что не считается бегством, если закуп отправился открыто на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжает вести свое, отдельное от господина хозяйство. Закуп несет материальную ответственность перед господином, следовательно, он платежеспособен. Его положение близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

 

Изгои – в Древней Руси XI - XII вв. люди, вышедшие из своей обычной социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и т.д.).

 

Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Название " кириллица" происходит от имени просветителя славян Кирилла, который разработал славянскую азбуку. Алфавитный состав, графика азбуки неоднократно изменялись. На основе ее построен алфавиты большинства народов Русского государства, а также болгарский, македонский, сербский и монгольский.

 

Норманская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Теория была сформулирована немецкими учеными, работавшими в Петербургской Академии наук во 2-й четверти XVIII в.: Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и др. Сторонником теории стал позднее приехавший в Россию А.Л. Шлецер. Основанием для вывода о норманском происхождении древнерусского государства послужил сказ " Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г., что, как установлено исследователями летописания, является позднейшей интерполяцией. Он был внесен, по-видимому, в XII в. с целью противодействовать стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с зависимостью церкви от Византии. В середине XVIII в. с критикой норманнской теории выступил М.В. Ломоносов. Он указал на научную несостоятельность теории.

Оброк – термин, употребляемый для обозначения двух форм феодальной земельной ренты - продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк). Обе эти формы означали присвоение феодалом прибавочного продукта (или его денежного эквивалента), произведенного внутри крестьянского хозяйства, в отличие от барщины, при которой феодал присваивал прибавочный труд земледельцев вне пределов крестьянского хозяйства. На этой основе возникло понятие оброчного хозяйства (в отличие от барщинного), подразумевающее такую экономическую систему, в которой главным методом эксплуатации крестьян было взимание натурального или денежного оброка (в том или ином их сочетании).
Взимание оброка практиковалось в Киевской Руси с IX - XI вв. С XIII - XIV вв. натуральный оброк стал основным методом феодальной эксплуатации. С конца XV в. с ростом товарно-денежных отношений рос не только продуктовый, но и денежный оброк. Утверждение поместной системы приводит в XVI - начале XVII вв. к господству барщины в сочетании с оброком. Со 2-й половины XVIII в. идет процесс увеличения денежного оброка. После крестьянской реформы 1861 г. оброк сменила система выкупных платежей.

Печенеги – тюркоязычные племена средневековой Европы. Перекочевали в Северное Причерноморье в конце IX в. из Азии под давлением тюркоязычных народов (узов и др.), двинувшихся в Восточную Европу из Приаралья и бассейна Сырдарьи. Выиграв несколько битв у хазар, печенеги овладели причерноморскими степями и стали расширять зону своей активности. О появлении печенегов в Причерноморье источники впервые сообщают около 889 г. Вытеснив в 90-е годы IX в. из Причерноморья мадьяр (венгров) и уличей (славян), печенеги завершили захват причерноморских степей. С конца IX в. они определяли политическую ситуацию на Балканах и в Подунавье. Византия активно использовала печенегов в борьбе с Болгарией и Русью. С образованием Древнерусского государства киевские князья вступили в сложные взаимоотношения с печенегами. Одно из первых сообщений о печенегах в русских летописях относится к 915 г. Периоды военных столкновений Руси и печенегов сменялись совместными действиями против общего врага. Так, князь Святослав использовал печенежские племена в войне с болгарами и Византией.

Погост – финансово-административный пункт в Древнерусском государстве. Место стоянки и сбора дани княжеской администрации. Позднее фискально-административная единица.

 

Половцы – кочевой народ средневековой Евразии.к 30-м годам XI века половцы стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи.

 

Полюдье – примитивная система сбора дани в Восточной Европе князьями, а также отправления княжеского судопроизводства. Заключалась в зимнем объезде князем и его дружиной подвластных земель. Просуществовала до XI в.

 

Посадник – древнерусское должностное лицо. Сначала наместник князя; затем термин сохраняется как обозначение высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.) - до присоединения этих городов к Москве.

 

«Русская Правда» - первый письменный свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы " Закона русского", Правду Ярослава Мудрого, Устав Владимира Мономаха. Основное содержание - защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, наследственное право. Сохранились три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная в списках 13 - 18 веков.

 

Село – одно из древнейших названий поселений у славян. В Древней Руси - название княжеского загородного имения. Позже - крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. Более мелкие носили название выселков, починков, заимок и т.д.

 

Смерды – изначально свободные крестьяне - общинники в Древней Руси (IX - XIV вв.). Как особая категория населения упоминается в Русской Правде, своде древнерусского права, созданном в XI в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал