Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №3






 

 

Баскаки – особые чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие натуральные и денежные повинности, дань с населения в покоренных землях. Они посылались во все области государства, имели под своим началом военные отряды и при всяком протесте населения пускали в ход оружие. Так было в 1259 г. в Новгороде, в 1262 г. в Ростове, Суздале и Ярославле. Баскаки поначалу также контролировали русских князей, которым предоставлялась независимость во внутренних делах их княжеств. В каждое княжество назначался особый баскак. Но система баскачества продержалась недолго. Уже в XIV в. контроль осуществлялся посредством наезжавших на Русь послов; они разбирали жалобы князей - ханских вассалов, следили за сбором дани.

 

Бояре – высший слой дружины, княжеские советники и руководители его администрации, а также предводители отдельных воинских отрядов.

 

Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. - при царе) в Русском государстве Х - начале XVIII вв., состояла из представителей фeoдaльной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер. В Киевской Руси IX - XI вв. боярская дума была совещанием князей с дружинниками и " старцами градскими", но с XII - XIII гг. политическая роль Б.Д. значительно выросла. С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили бояре, окольничие, с на XVI в. - думные дворяне, позже - думные дьяки. Иногда дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти.

 

Вотчина – древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X - XI веках как княжеская, боярская и монастырская. В XIII - XV веках господствующая форма землевладения. С конца XV века противостояла поместью, с которым сближала - XVII веках и вначале XVIII века слилась в один вид - имение. Второе значение термина " вотчина", употребляемое в русской исторической литературе, служит для обозначения комплекса феодальной земельной собственности какого-либо феодала и связанных с этой собственностью прав на феодально-зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику, обладавшему правом иммунитета, принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины - сеньория, манор, поместье.

 

Губа - территориальный округ в Русском государстве XVI - XVII вв., в пределах которого действовала уголовная юрисдикция губного старосты. Как правило, совпадала с волостью, с сер. XVI в. - с уездом. Органами местного управления в России с 30-40-х гг. XVI в. по 1702 г. были губные учреждения. Состав их был: губные старосты, целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем и др. вопросами текущего управления.

 

Заповедные лета – впервые были введены в 1581-1582 гг. В эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян. " Заповедными" стали и последующие годы. Сохранившиеся источники не дают ответа на вопрос о том, по всей ли стране распространился режим " заповедных лет" или это была локальная мера. Но в любом случае это законодательство означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России.

 

Земский собор - сословно-представительный орган, совещание представителей " земли", посвященное государственному строительству. Это орган, пришедший на смену вечу, воспринявший древнерусские традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменивший элементы демократизма началами сословного представительства. Первым Земским собором считается совещание, созванное царем Иваном Грозным 27 февраля 1549 г. Сначала Грозный выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковных иерархов, и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами. На этом Соборе было решено создать новый правовой кодекс - Судебник, который был принят в 1550 г. Наиболее известные Земские соборы: 1566 г. - о внешней политике (продолжать или нет Ливонскую войну), 1598 г. - избрание царем Бориса Годунова (после прекращения династии Рюриковичей), 1613 г. - избрание на царство Михаила Федоровича Романова, 1642 г. - о принятии Азова в состав Русского государства и возможных последствиях этого шага, 1648 г. - о составлении Соборного Уложения (принято в 1649 г.), 1653 г. - о войне с Речью Посполитой и о присоединении Украины. Собор 1653 г. считается последним Земским собором.

Кормление – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей), за счёт местного населения. Существовала на Руси до сер. 16 в. Ликвидирована Земской реформой (1555 - 1556 гг.) при Иване Грозном. Заменена выборными губными и земскими учреждениями.

 

Купечество – социальный слой, занимавшейся торговлей, посредник между производством и рынком. Купец - горожанин, занимавшийся торговлей.
Гость - купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами. Торговец - термин появившейся с XIII в. Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в. В XI - XII вв. они составили особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством. В XII веке возникли первые купеческие корпорации. В XVI в. - вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей. С 17 в.- крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной, кожевенной и другой промышленности. А с 18 в. - в металлургии, текстильной, бумажной и других отраслях. Начался процесс формирования русской национальной буржуазии. С 1775 г. - возникли объединения купечества - гильдии. С 1861 г. (с отменой крепостного права) купечество стало составной частью буржуазии. Окончательная ликвидация купечества как социального сословия осуществлена в советской России.

 

" Ледовое побоище" – битва (5 апреля 1242 г.) русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера. Немецкие рыцари были разбиты новгородским войском во главе с князем А.Невским. Ликвидирована опасность захвата страны немецкими рыцарями.

Местничество – система феодальной иерархии в Русском государстве XV - XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Название произошло от обычая меняться " местами" за столом и на службе. Место же зависело от родословной - " отечества", " отеческой чести" - служебной карьеры самого служилого человека. Местнические раздоры разбирали царь и Боярская Дума. Местничество отменено в 1682 г.

 

Мыт – в Древней Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653 г. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде пятипроцентной пошлины до 1753 г.

 

Опричнина – в XIV - XV вв. опричниной назвалось особое владение, выделенное членам великокняжеской династии. название удела Ивана Грозного в 1565-72 гг. (с особой территорией, войском, учреждениями), название внутренней политики правительства Ивана Грозного в эти же годы.

 

Ордынский выход – дань с русских земель Золотой Орде в XIII - XV вв. Данью облагалось все население кроме духовенства. Размер дани менялся. Собирали дань баскаки и откупщики-мусульмане, а с XIV в. - русские князья.

 

Повоз – вид феодальной повинности на Руси (перевозки по приказу феодала, выдача коней его гостям и т.д.). С XV в. - денежный оброк и ямская повинность.

 

Пожилое – в Русском государстве в XV - XVII вв. пошлина, которую платил крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня осенью. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое отменено в XVII в.

 

Сословия - социальные группы общества, отличающиеся своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями, характеризующиеся относительной замкнутостью и наследственностью. Их формирование начинается в Киевской Руси Х - XI вв. Окончательное оформление сословий произошло в эпоху абсолютизма. В юридическом плане четко фиксируются права и обязанности привилегированных (" неподатных"): и непривилегированных (" податных") сословий. К первым принадлежали духовенство, дворянство, гильдийское купечество; ко вторым - мещане, крестьянство. Сословный строй в России сохранялся вплоть до 1917 г., когда был принят Декрет " Об уничтожении сословий и гражданских чинов".

 

Стоглавый собор – церковно-земский собор, состоявшийся в Москве в январе - мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, по которым все богатства церкви должны были перейти в ведение государства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял " Стоглав".

 

«Судебник» - кодекс феодального права Русского государства в XV - XVI вв. Судебник 1497г. - первый кодекс единого Русского государства. В его основу были положены Русская Правда, Псковская судная грамота и др. документы. В Судебнике содержались нормы процессуального, уголовного и гражданского права. Судебник 1550 г. был утверждён Земским собором. Содержал нормы Судебника 1497 г. и законодательные акты первой половины XVI в.; впервые регламентировал взаимоотношения царя с Боярской думой.

 

Юрьев день – церковный праздник в честь святого Георгия (Юрия). Осенний Юрьев день (26 ноября) совпадал с окончанием сельскохозяйственных работ. Судебником Ивана III (1497 г.) был установлен срок перехода крестьян от одного феодала к другому за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него.

Ярлык – письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Под ярлыками могли пониматься дипломатические ноты и тексты межгосударственных договоров. Однако наиболее часто ярлыки являлись иммунитетными льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды, казанскими и крымскими ханами подвластным им светским и духовным феодалам. Ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ярлыкам, выданным русским митрополитам за молитву о ханах, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения повинности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал