![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие организационных решений, их виды.
Организационные решения (ОР) - это выбор, который должен сделать менеджер, обусловленный занимаемым им уровнем управления. Целью ОР является обеспечение решения поставленных перед предприятием задач. Оптимальным ОР считается такое, которое будет на самом деле реализовано и внесет максимальный вклад в достижение поставленной цели. Виды ОР: 1. Запрограммированные. Запрограммированные решения - это результат реализации определенной последовательности действий при ограниченном числе альтернатив изменяющихся в пределах заданных организацией направлений. Запрограммированные решения имеют следующие достоинства: 1. повышают эффективность работы организации; 2. снижают вероятность управленческой ошибки; 3. экономят время менеджера, т.к. при повторном возникновении управленческой ситуации не приходится разрабатывать новую процедуру принятия и осуществления решений. 2. Незапрограммированные. Незапрограммированные решения - это решения, требующиеся в новых, внутренне неструктурированных или сопряженных с неизвестными факторами, управленческих ситуациях. К данному типу относят следующие виды решений: определение целей организации; усовершенствование структуры управления; обеспечение мотивации подчиненных. На практике, незапрограммированные и запрограммированные решения в чистом виде встречаются крайне редко. Отметим, что практически в любом случае принятия решения возможно наступление отрицательных последствий. 6. Характеристика организационных решений Процесс принятия решений может носить один из 3-х следующих характеров: интуитивный; основанный на суждениях; рациональный. Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе только ощущения того, что он правильный. Менеджер при этом не оценивает альтернативу и даже не нуждается в понимании сложившейся ситуации. Он как бы руководствуется 6-ым чувством (90 % решений. принимаемых топ-менеджерами, интуитивные) хотя именно эти решения в максимальной степени зависят от случайности. Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Менеджер использует знания о ПР в сходных ситуациях. Опираясь на здравый смысл, он выбирает ту альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Поскольку данное решение опирается на замысел руководителя, то его отличает быстрота и дешевизна принятия. Однако такое решение невозможно принять по отношению ко вновь возникшей ситуации, т.к. у менеджера отсутствует опыт, на основе которого он мог бы сделать логический вывод. В сложной ситуации такое решение может оказаться недостаточно точным, т.к. существует большое количество факторов, которые необходимо учитывать, а человеческих разум не в состоянии их охватить и сопоставить. Поскольку суждения всегда опираются на опыт, то принимаемые менеджером решения дублируют его прежние действия. Такой подход уводит его в сторону от новых вариантов альтернатив и новых областей принятия решений. Рациональные решения - это решения, принятые на основе анализа существующих альтернатив независимо от прошлого опыта с использованием современных экономико-математических методов и моделей принятия решений. Управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, имеют свои особенности'. 1) государственный уровень: - широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением); - масштабность решаемых проблем; - ответственность перед обществом — финансовая, социально-политическая, нравственно-этическая, экологическая. 2) top-management: (уровень высшего руководства) — стратегические, высокоответственные; 3) middle-management!; (уровень функциональных начальников) — тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации; 4) уровень супервайзеров (младших начальников) — оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые.
7. Место процесса принятия решений в процессе управления. Критерии управленческих решений Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за её пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организациюна всех значительных и важных переговорах. Принятие решений – важная часть управленческой деятельности, это осознанный выбор из множества вариантов (альтернатив) наиболее эффективных действий, способствующих достижению поставленных организацией целей. Это важно как для самой организации, так и для каждого из ее сотрудников. Процесс принятия решений лежит в основе: - планирования (задачи, цели, решения по размещению ресурсов и рациональному их использованию, стратегия и т.д.), - организационных решений (структура организации, качество продукции, новые технологии, вовлечение во все уровни управления) - мотивации действий, которые ведут к заинтересованности персонала в конечном результате - контроля за всеми действиями и решениями Выделяют 2 вида решений: индивидуальные (требует наличия индивидуального умения принимать решение и брать риск на себя) и организационные (вовлекаются все уровни управления и создается среда для принятия решений). В любом случае, этапы процесса принятия решения: 1. Диагностика проблемы 2. Формулировка возможных критериев решения 3. Выявление альтернатив 4. Выбор решения От качества решений зависит эффективность производства и удовлетворенность каждого сотрудника. Основными критериями, отличающими управленческие решения, являются: 1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации. 2.Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы. 3.Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений. 4.Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
|