Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекція 12. Проблема действительного гуманизма






Проблема человека относится к числу вечных проблем философского познания и знания наряду с исследованиями общих законов развития природы, общества, мышления и в неразрывной связи с ними. Человек, писал К.Маркс, есть самоцель, душа и основной капитал коммунизма. Коммунизма как действительного гуманизма.

Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности. Его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Гуманизм (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Идеи гуманизма имеют большую предысторию.

Как широкое идейно-культурное движение гуманизм сформировался в эпоху Возрождения (середина 14—середина 16 в.) в соч. Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового человека раннебуржуазной эпохи. Гуманисты выступали за духовное возрождение классической античности, апеллировали к достоинству индивида, критиковали духовную деспотию средневековой схоластики. В период буржуазных революций идеи гуманизма получили дальнейшее развитие в трудах фр. просветителей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе. В центре их воззрений — проблемы свободы, равенства и братства людей, “естественные права” человека, его стремление к творчеству и совершенствованию. Человек, по Канту, может быть для др. человека только целью, а не средством.

Вторая тенденция в развитии гуманизма связана с утопическим коммунизмом, опираясь на более широкую социальную базу, выражала интересы крестьянства, зарождавшегося рабочего класса, и была тесно связана с народными революционными движениями. В центре внимания формирования общения и связи людей. Были выдвинуты требования имущественного равенства людей, равного участия всех в общественном производстве. Утопическо-социалистическое направление гуманизма получило новое развитие в 19.в в утопических системах Оуэна, Сен-Симона, Фурье. Утвердившееся в 19 в. буржуазное общество разочаровало народные массы. Ясно обнаружилась антигуманистическая природа буржуазного общества, стали очевидными противоречия капитализма.

Новый этап гуманизма - в эпоху марксизма, сущность человека есть сума всех общественных отношений. Человек – ансамбль общественных отношений. Социалистический гуманизм противостоит абстрактному гуманизму, который проповедует ”человечность вообще” вне связи с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации.

Классовая борьба пролетариата обусловила формирование новой концепции гуманизма, связанной с возникновением научного коммунизма, созданного Марксом и Энгельсом. В своих работах Маркс и Энгельс поддают критике антигуманистическую природу капиталистического общества.

Конкретный человек с его интересами, чаяниями и надеждами находится в центре внимания философии марксизма, есть ее исходный момент и момент конечный.

Марксизм выступил на историческую арену как протест против тотального отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, против превращения человека в предмет купли – продажи, в вещь среди вещей, в товар среди товаров, в пролетария, против социального и духовного порабощения личности, против дегуманизации общества. Он стал философской, глубоко научной теорией и методологией революционного преобразования капиталистического общества, теорией сознания коммунизма и жизни в коммунизме. Коммунизма как действительного гуманизма, сущего в форме практической всеобщности.

Буржуазия утрачивает гуманистическую традицию, она старается увековечить капиталистический гнет, частную собственность на орудия и средства производства. Ницше своеобразно предвосхищает аморализм, индивидуализм и человеконенавистничество. Аморализм и антигуманизм философии Ницше был воспринят фашизмом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал