Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1 менеджмент, человек, организацияСтр 1 из 58Следующая ⇒
1.1 Сущность менеджмента 1.2 Менеджер 1.3 Взаимодействие человека и организации 1.4 Ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации 1.5 Адаптация человека и организации 1.6 Краткие выводы
Литература: 1 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А.Цыпкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 10-17
1.1 Сущность менеджмента Рассмотрение термина «менеджмент» следует начать с семантики этого слова (семантика (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая слов, частей слова или словосочетаний). Перед нами возникает закономерный вопрос: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуемся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»? Управление - свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Систем* управления состоит из субъекта и объекта. *(Система (гр. systema — составленное из частей; соединение) — 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый, установившийся распорядок чего-либо; 3) форма, способ организации чего-либо; 4) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.) Субъект — тот, кто управляет, объект — тот, кем управляют. В нашем случае в качестве объекта управления мы рассматриваем организацию, которая является основой мира менеджеров, причиной, обусловливающей существование менеджмента. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Приведенное выше определение организации в 30 — 40-х годах прошлого века сформулировал Честер Барнард, один из классиков менеджмента, который называл любую формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек». Употребляя термин «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в международных изданиях по теории управления. При этом мы не вступаем в противоречие с практикой, сложившейся в отечественной литературе по управлению, где уже более 20 лет он использовался как синоним капиталистического управления. Кроме того, термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. При этом, однако, следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» весьма сложна. Английский исследователь менеджмента Линдэлл Урвик отмечал, что слово «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера обращения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Тем не менее большинство современных исследователей менеджмента считают, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят максимально достичь своих целей при минимуме затрат. В настоящее время менеджмент существует как междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок. Ценность менеджмента как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющие принимать оптимальные решения. Исследователь менеджмента Л. Урвик так описал переворот, который произвел менеджмент при своем возникновении: «Эта новая отрасль знания, ныне обычно именуемая «менеджмент», основана на предположении, что методы мышления, развитые естественными науками, давшие человечеству столь беспрецедентную степень контроля над миром материальных вещей, могут и должны быть применены к самому человеку, к организации его сообществ, больших и малых, а также к тем политическим, экономическим и социальным проблемам, которые возникают в этих сообществах. Уже сейчас эта новая отрасль знания глубоко изменила человеческие представления об управлении деловыми предприятиями почти в любой стране мира. Там, где она применена полностью и со знанием дела как к индивидуальным, так и к коммерческим начинаниям, она дала существенное приращение в производительности и обеспечила громадную экономию человеческих усилий». В плане структуры профессионального труда по управлению эксперты в США полагают, что неправомерно смешивать деятельность по руководству предприятием (администрацию) с собственно менеджментом. Менеджмент чаще понимается лишь как одна из функций руководства. Принятые в настоящее время различия между администрацией и менеджментом, возможно, восходят к управленческой триаде Оливера Шелдона, проанализированной им в книге «Философия управления», 1 где указано: «Как обширное подразделение промышленности, управление отличается, с одной стороны, от капитала, с другой стороны, от труда. Оно распадается на три составные части: 1. администрацию, занятую выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора; 2. менеджмент в собственном смысле слова, связанный с выполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею; 3. организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом, обеспечивают наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний». Организация формирует аппарат, менеджмент — управляющего, а администрация — высшее руководство. Администрация определяет организацию, менеджмент использует ее; первая ставит задачи и ориентирована на цели, второй борется за их выполнение, применяя различные средства. Сфера компетенции администрации очерчена выработкой политики компании, общими проблемами поведения в экономическом, политическом и социальном окружении, инвестиционным подходом, составлением ежегодного бюджета и тому подобным. Менеджмент — вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь. Таким образом, администрация связана со стратегией корпорации, тогда как менеджмент обязан заботиться о тактике. «Под администрацией мы понимаем аспекты, связанные главным образом с формулированием цели, ценностными проблемами и человеческим компонентом организаций. Под менеджментом мы понимаем решение более рутинных вопросов, определяемых и программируемых с помощью количественных методов... Чистый администратор - это философ, чистый менеджер — технолог», — писал в своей книге «К философии администрации» К. Ходжкинсон. X. Пирсон проводил следующее различие между упомянутыми терминами2: администрацию он трактовал как совокупность моральных, социальных и политических аспектов управления предприятием, в то время как менеджмент увязывал главным образом с технической стороной управления. Из этого различия он выводил «научность последнего», поскольку в администрацию науку внедрить значительно труднее. Администратору, как правило, принадлежит высший организационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпорации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правительственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется применительно к предпринимательским компаниям. Функция руководства расценивается в структуре организации большинством социологов чрезвычайно высоко. К. Дэвис писал: «Без руководства любая организация есть не что иное, как скопище людей и механизмов. Руководство — это способность убеждать других с энтузиазмом искать решения поставленных задач. Это некий человеческий фактор, связующий группу воедино и мотивирующий ее к достижению целей. Различные виды управленческой деятельности, как, например, планирование, организация, принятие решений, остаются нераскрывшимися коконами до тех пор, пока лидер не приводит в действие рычаги мотивации в людях и не направляет их к поставленным целям. Акт мотивации лидера в своем эффекте подобен скрытой химикалии, действие которой превращает куколку насекомого в бабочку, вся красота которой являлась потенциалом куколки. Руководство превращает возможность в действительность. Это завершающий акт, несущий успех всему могучему потенциалу, заключенному в организации и ее людях. Для изучения менеджмента как междисциплинарной отрасли научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок необходимо знать его принципы. Принцип [лат. principium — основа, начало] — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
|