Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.






Впервые принципы менеджмента сформулировал А. Файоль2:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является вы­полнение работы, большей по объему и лучшей по качеству. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые долж­ны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — его составляющая противопо­ложность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих ор­ганизацию и работников, из которых возникают дисциплинар­ные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать спра­ведливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий. И здесь возникает вопрос о пропорциях между централизацией и децентрализацией2, обеспечивающих лучшие результаты.

Централизация управления — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархи­ческой структуры управления, в которой преобладают верти­кальные связи, при этом верхние уровни обладают определяю­щими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Децентрализация управления - передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц, стоящих на руководящих должно­стях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддер­живать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая те­кучесть кадров снижает эффективность организации. Посредст­венный руководитель, который держится за место, безусловно пред­почтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является ре­зультатом гармонии персонала.' Централизация — 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные ре­шения остается за высшими уровнями управления. Децентрализация — передача функций управления от центральных органов иласти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих

оганов управления за счет вышестоящих.

Многие из принципов, сформулированных А. Файолем, по­лезны и в наше время.

Так на каких принципах строится современный менеджмент как специфический вид управленческой деятельности? Отвечая на этот вопрос, П. Друкер выстраивает следующую их цепочку1:

1. менеджмент вращается вокруг человека, его задача со­стоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить при­сущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятиями, как и от собственных усилий и отдачи людей;

2. поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. То, что менеджеры делают в Западной Германии, В Британии, в США, в Японии или в Бразилии, является, по сути дела, оди­наковым. То, как они это делают, может быть совершенно различным. Один из главных выводов, стоящих перед менед­жерами, состоит как раз в том, чтобы отыскать те элементы их собственной истории, культуры и традиций, которые мож­но использовать как строительные блоки модернизированной системы управления;

3. каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и единых задач; миссия менеджмента состоит в том, что­бы сплотить своих членов вокруг общих целей. В противном случае перед нами будет не предприятие, а толпа;

4. задача менеджмента состоит и в том, чтобы предприятие и каждый его член развивали как свои потребности, так и воз­можности их удовлетворения. Подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации, они не должны останавливаться ни на минуту;

5. любое предприятие состоит из людей с различными на­выками и познаниями, выполняющих разнообразные виды ра­бот, поэтому оно должно строиться на коммуникации между работниками и их индивидуальной ответственности;

6. ни объем выпуска продукции, ни базовые производст­венные линии сами по себе не являются адекватным измерени­ем деятельности менеджмента и всего предприятия; в этом от­ношении предприятие схоже с человеком: как человеку необхо­димы разнообразные средства для поддержания здоровья и осу­ществления деятельности, так и для предприятия требуются многообразные средства для его успешного функционирования;

7. наконец, когда речь заходит о предприятии, следует помнить: оно никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в рамках предприятия существуют лишь центры, созидающие стоимость, однако результаты достигаются во внешнем мире.

1.2 Менеджер

Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - про­фессиональный характер управленческой деятельности. Англий­ский термин «manager» подразумевает наемных профессиональ­ных управляющих.

Менеджер (англ. manager, manage - управлять) — «наемный управляющий, специалист по менеджменту».

Ключевой вопрос теории менеджмента - вопрос о том, что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оста­вался основным при выяснении, как достичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руководитель, прежде все­го, обладает тонким и глубоким проникновением в характер и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели сле­дующие четыре качества, необходимые идеальному руководите­лю: мудрость Нестора; справедливость Агамемнона; хитрость Одиссея; энергичность Ахиллеса.

Гомер подчеркивал, что в действительности идеального ру­ководства не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители - каждый с присущими ему ка­чествами - будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и сла­бых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой соб­ственного высокого положения.

На рубеже XXI века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы качества, отмеченные в табл. 1.1.

Таблица 1.1 - Качества, необходимые современному менеджеру

 

Качества современного менеджера Описание качеств
физические личностные интеллектуальные способности - активность, энергичность, здоровье, сила; - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; - ум, умение принять нужное решение,, интуиция, творческое начало; - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность

 

Противники этого мнения считают, что:

• обладание менеджером перечисленными выше качества­ми еще не гарантирует эффективности руководства;

• всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;

• данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;

• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.

В настоящее время большинством теоретиков менеджмента признано, что в идеале менеджер должен обладать такими каче­ствами как:

• глубокое знание всего того, что связано с функциониро­ванием и развитием рыночной экономики;

• умение учитывать политические последствия решений;

• склонность и способность искать и использовать резервы

человеческого фактора в предпринимательстве;

• умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;

• готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;

• психологическое образование;

склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;

• умение принимать на себя ответственность;

• способность критиковать с пользой для дела и воспри­нимать критические замечания;

• постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;

• деловитость (умение не делать бесполезных дел);

• стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;

• логическое мышление;

• способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;

• стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.

В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного отечественного менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:

• панорамность мышления (системность, широта, ком­плексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);

• умение понимать, принимать и использовать точки зре­ния, позиции, мнения, противоположные собственным, проводя свою принципиальную линию;

• противодействие неделовомунажиму сверху без попаданияв оппозицию к руководству;

• умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным;

• склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства;

• способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редко ошибаться с существенным вредом для бизнеса;

• предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткое противодействие любым отклонениям от ус­тановленных правил работы;

• демократичность, позволяющая не сковывать своим ав­торитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновре­менно твердость в проведении линии на повышение дисципли­ны, без которой высокорезультативная работа невозможна.

Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать тре­бованиям обстановки в процессе управления.

Искусство менеджера в различных сферах бизнеса включает в себя:

• способность устанавливать и поддерживать систему от­ношений с равными себе людьми;

• быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые при­ходят к человеку вместе с властью и ответственностью;

• умение разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, по­рождаемые психологическим стрессом;

Прожект - (фр. projet, англ. project, лат. projectus - брошенный вперед) -'I) уст. проект; 2) надуманный, неосуществимый проект, план, не имеющий реальной основы. Прожектер — составитель неосуществимых планов, проектов.

 

• готовность обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надеж­ную информацию и эффективно ее оценивать;

• смелость принимать нестандартные управленческие ре­шения — способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;

• умение эффективно распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченно­сти ресурсов;

• быть предпринимателем — идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;

• быть готовым к самоанализу — объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; уметь видеть, какое воздействие менеджер способен оказывать на коллектив.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал