![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.
Впервые принципы менеджмента сформулировал А. Файоль2: 1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — его составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность. 3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих организацию и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. 7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. 8. Централизация. Соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий. И здесь возникает вопрос о пропорциях между централизацией и децентрализацией2, обеспечивающих лучшие результаты. Централизация управления — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. Децентрализация управления - передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние. 9. Скалярная цепь. Ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. 10. Порядок. Место для всего и все на своем месте. 11. Справедливость. Справедливость — сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. 13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; придает организации силу и энергию. 14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.' Централизация — 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления. Децентрализация — передача функций управления от центральных органов иласти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих оганов управления за счет вышестоящих. Многие из принципов, сформулированных А. Файолем, полезны и в наше время. Так на каких принципах строится современный менеджмент как специфический вид управленческой деятельности? Отвечая на этот вопрос, П. Друкер выстраивает следующую их цепочку1: 1. менеджмент вращается вокруг человека, его задача состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятиями, как и от собственных усилий и отдачи людей; 2. поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. То, что менеджеры делают в Западной Германии, В Британии, в США, в Японии или в Бразилии, является, по сути дела, одинаковым. То, как они это делают, может быть совершенно различным. Один из главных выводов, стоящих перед менеджерами, состоит как раз в том, чтобы отыскать те элементы их собственной истории, культуры и традиций, которые можно использовать как строительные блоки модернизированной системы управления; 3. каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и единых задач; миссия менеджмента состоит в том, чтобы сплотить своих членов вокруг общих целей. В противном случае перед нами будет не предприятие, а толпа; 4. задача менеджмента состоит и в том, чтобы предприятие и каждый его член развивали как свои потребности, так и возможности их удовлетворения. Подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации, они не должны останавливаться ни на минуту; 5. любое предприятие состоит из людей с различными навыками и познаниями, выполняющих разнообразные виды работ, поэтому оно должно строиться на коммуникации между работниками и их индивидуальной ответственности; 6. ни объем выпуска продукции, ни базовые производственные линии сами по себе не являются адекватным измерением деятельности менеджмента и всего предприятия; в этом отношении предприятие схоже с человеком: как человеку необходимы разнообразные средства для поддержания здоровья и осуществления деятельности, так и для предприятия требуются многообразные средства для его успешного функционирования; 7. наконец, когда речь заходит о предприятии, следует помнить: оно никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в рамках предприятия существуют лишь центры, созидающие стоимость, однако результаты достигаются во внешнем мире. 1.2 Менеджер Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин «manager» подразумевает наемных профессиональных управляющих. Менеджер (англ. manager, manage - управлять) — «наемный управляющий, специалист по менеджменту». Ключевой вопрос теории менеджмента - вопрос о том, что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оставался основным при выяснении, как достичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руководитель, прежде всего, обладает тонким и глубоким проникновением в характер и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели следующие четыре качества, необходимые идеальному руководителю: мудрость Нестора; справедливость Агамемнона; хитрость Одиссея; энергичность Ахиллеса. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководства не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители - каждый с присущими ему качествами - будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и слабых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения. На рубеже XXI века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы качества, отмеченные в табл. 1.1. Таблица 1.1 - Качества, необходимые современному менеджеру
Противники этого мнения считают, что: • обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективности руководства; • всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей; • данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»; • хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться. В настоящее время большинством теоретиков менеджмента признано, что в идеале менеджер должен обладать такими качествами как: • глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики; • умение учитывать политические последствия решений; • склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве; • умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса; • готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей; • психологическое образование; • склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости; • умение принимать на себя ответственность; • способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания; • постоянно проявлять инициативу и предприимчивость; • деловитость (умение не делать бесполезных дел); • стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость; • логическое мышление; • способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции; • стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы. В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного отечественного менеджера можно охарактеризовать следующими чертами: • панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления); • умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, проводя свою принципиальную линию; • противодействие неделовомунажиму сверху без попаданияв оппозицию к руководству; • умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным; • склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства; • способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редко ошибаться с существенным вредом для бизнеса; • предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткое противодействие любым отклонениям от установленных правил работы; • демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна. Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления. Искусство менеджера в различных сферах бизнеса включает в себя: • способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми; • быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью; • умение разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом; Прожект - (фр. projet, англ. project, лат. projectus - брошенный вперед) -'I) уст. проект; 2) надуманный, неосуществимый проект, план, не имеющий реальной основы. Прожектер — составитель неосуществимых планов, проектов.
• готовность обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать; • смелость принимать нестандартные управленческие решения — способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны; • умение эффективно распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченности ресурсов; • быть предпринимателем — идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации; • быть готовым к самоанализу — объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; уметь видеть, какое воздействие менеджер способен оказывать на коллектив.
|