![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие человека и организации
Проблема взаимодействия человека и организации имеет две равноценных по значимости плоскости рассмотрения. С одной стороны, в процессе взаимодействия человека и организации четко просматривается стремление организации максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи ее сотрудников на работе и для эффективного развития их потенциала. С другой стороны, очень важно то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Органичное сочетание интересов каждой из сторон - человека и организации — важнейшая задача менеджмента, без решения которой невозможно эффективное управление организацией. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Зачастую этот процесс бывает болезненным для обеих сторон. Огладить его очень нелегко. Человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии* возникают и в организационном окружении; оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением каждого нового члена в организации. *Коллизия (лат. coffisio) — столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Организационное окружение — это та часть организации, с которой человек сталкивается во время работы. В первую очередь, это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение. Возможности включения человека в организационное окружение, называемого социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но в равной мере и от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Существует два момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением: • ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем; • ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней. Индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу и давал требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу: · содержания, смысла и значимости работы; · оригинальности и творческого характера работы; · увлекательности и интенсивности работы; · степени независимости, прав и власти на данной работе; · степени ответственности и риска; · престижности и статуса работы; · степени включенности работы в более широкий трудовой процесс; · безопасности и комфортности условий на работе; · признания и поощрения хорошей работы; · заработной платы и премий; · социальной защищенности идругих социальных благ доставляемых организацией; · гарантий роста и развития; · дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе; · отношений между членами организации; · конкретных лиц, работающих в организации. Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя как: · специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; · член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации; · человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами; · член коллектива, способный взаимодействовать и поддерживать хорошие отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности; · работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; · человек, преданный организации и готовый во вне отстаивать ее интересы; · исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на качественном должном уровне; · член организации, способный занять определенное место внутри организации и способный взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; · как сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства. Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания в каждой организации своя. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий.
|