![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие выводы. 1. В любой организации существуют формальная и неформальная структуры.
1. В любой организации существуют формальная и неформальная структуры. 2. Характеристиками организации, которые помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, ею нужно управлять, являются ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда, наличие подразделений, вертикальное разделение труда, необходимость управления. 3. Внешнее окружение организации включает в себя две основных группы факторов: среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия. Среда прямого воздействия непосредственно влияет на операции организации, испытывает на себе прямое влияние этих операций и включает следующие факторы: поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Среда косвенного воздействия — факторы окружения, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс. Характеристиками внешней среды являются: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность. 4. Внутренняя среда организации — совокупность ее внутренних переменных, представляющих собой ситуационные факторы внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди. 5. Составляющие успеха организации: способность к выживанию, результативность и эффективность, практическая реализация принятых решений. 6. Среда оказывает сильное влияние на процесс достижения целей, которые поставила перед собой организация. Их достижение невозможно без уравновешивания экономических целей и социальных интересов. Большинство исследователей отличают юридическую и социальную ответственность организаций. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не может организация. Социальная ответственность - определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1. Сущность, функции и выгоды планирования 4.2. Разработка целей организации 4.3. Оценка и анализ внешней и внутренней среды 4.4. Выбор стратегии 4.5. Планирование реализации стратегии и ее оценка 4.6. Краткие выводы
Литература: 1 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А.Цыпкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 116-158
Сущность, функции и выгоды планирования Планирование — одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. План — это: намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они: • не понимают поставленных целей, будущих задач; • хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими; • теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий; • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами. Применение планирования: • улучшает координацию действий в организации; • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде; • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации; • улучшает информационный обмен в организации; • способствует оптимальному распределению ресурсов; • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала; • симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров — к большей обоснованности и реализации своих решений; • улучшает контроль в организации. Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений. Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Распределение ресурсов — включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт. Адаптация к внешней среде — охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д. Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, — больших или малых, — является неотъемлемой частью деятельности менеджеров. Осознание организационных стратегий — деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее. В современных условиях организациям приходится добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. В основе деятельности организаций лежит концепция стратегического менеджмента — система взглядов, которая позволяет организации добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. Процесс стратегического менеджмента — совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Планирование в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды приобретает стратегическую направленность. Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей организации и решения о том, что следует делать для их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Прежде чем приступить к изучению различных элементов процесса стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса. Динамичная природа организаций затрудняет введение одной специфической модели процесса планирования. На рис. 4.1 намечены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия.
Цели — изначальные элементы системы планирования деятельности организацией; они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Их изучение необходимо осуществлять в цепочке: общество — организация — человек.
|