Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ландшафт






ГЛАВА 1 ЛАНДШАФТНАЯ ПАРАДИГМА

 

Философия Ландшафта берет за объект насущные проблемы человека. Проблемычеловека – это, прежде всего, проблемы существования человека в мире. Человек на своем жизненном пути сталкивается с природой, с культурой, и с проблемой понимания их. Потому проблемное поле философии со времен античных стоиков традиционно делится на три области: «Бытие», «Культура», «Мысль», и философия делится на философию природы, философию общества и гносеологию (эпистемологию), т.е. существующую под разными названиями онтологию, культурологию и феноменологию.

Философия Ландшафта восстанавливает онтологизм досократиков Философия Ландшафта следует популярному лозунгу многих философов XX века: «Назад к досократикам!», которые, провозглашая этот лозунг, как это не печально, сами не осознали направления и способов реализации его.

Это во многом роднит её со стоической философией, ибо именно древние стоики взяли за основу именно этот лозунг. Роднит её со стоической философией и этическая направленность. Философия Ландшафта – не столько учение о природе, обществе и понимании, сколько о том, какчеловек сталкивается с природой, культурой и как их понимает. Философия Ландшафта – это антропология, т.е. осмысление способов и методов столкновения человека на своем жизненном пути с природой, культурой, с возможностью и невозможностью их понимания – а это, в конечном счете, это этические проблемы.

Важно и то, что человек на своем жизненном пути сталкивается не только с «Макрокосмосом» Бытия и «Микрокосмосом» Культуры, проблемами их понимания, но он сталкивается с самим собой. Это столкновение трагично, ибо человек исходно в своей основе существо шизофреническое, расколотое на две сферы как биологического и как культурно-социального животного. В философе это трагическое противостояние выражено наиболее ярко, а потому шизофрения обычное явление в среде философов.

Философия Ландшафта основана на трех базовых концептах: ландшафт, традиция и субъект-перипатетик. Ландшафт – это базовый концепт онтологии, традиция – базовый концепт культурологии, субъект-перипатетик – базовый концепт феноменологии философии Ландшафта.

 

ЛАНДШАФТ

 

Философия осуществляет свои функции в культуре путем выдвижения общекультурных парадигм бытия, культуры и основанного на этом образе их понимания. Она использует в качестве общекультурной парадигмы какую-то частную парадигму, которая сложилась либо в ментальности (в науке, в искусстве или идеологии), либо в отдельной социальной группе, либо в отдельной области хозяйственной практики. Как пра­вило, изначально эти парадигмы имели маргинально - инноваторский характер. К примеру, вся новоевропейская философия XVII-XVIII века по преимуществу – это выдвижение естественно - научной механистической (физикалистской) парадигмы, которая была маргинальна господствующей в XV-XVII веках схоластической перипатетической (органистической) парадигмы. Эта механистическая парадигма имела поддержку в зарождающихся политических формах абсолютистской монархии и хозяйственных формах мануфактурного производства, ибо она соответствовала и была инициирована социально-политической идеологией порядка абсолютизма и рациональной идеологией калькулируемости зарождающегося класса буржуазии.

Восстановление досократического онтологизма идет по пути введения в современную ментальность ландшафтнойпарадигмы. Эта ландшафтная парадигма органично вытекает из механистической (физикалистской) парадигмы, ибо выдвигаемая ландшафтная парадигма имеет истоком научное знание, основанное на механистической (физикалистской) парадигме. В наше время только научное знание обладает мощным инноваторским потенциалом, и этот потенциал еще до конца не исчерпан. Модернистский проект развития культуры, ядром которого является наука, еще не завершен и философия Ландшафта является не постмодернисткой философией, а философией незавершенного модерна, а вернее, философией позднего модерна, который обогащен опытом постмодернисткой критики.

Ландшафтная парадигма имеет истоком геолого-географическую парадигму, возникшую в рамках геолого-географического знания и синергетическую парадигму, возникшую в рамках физико-математического знания. Но ландшафтная парадигма – это философская общементальная парадигма, которая имеет истоки не только в них, но в реальности современного состояния культуры, современных проблемах человека, а также и в традициях философии. Вышеуказанные же парадигмы – это естественно - научные формы этой парадигмы, которые во многом инициируют выдвижение её на первое место. И надо учитывать это различие, дабы не свалиться в очередную форму радикального сциентизма.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал