Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы ландшафтной парадигмы⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Ландшафтная парадигма – это эклектичная концепция, ландшафтно мыслящий философ – это эклектик. Следует напомнить, что эклектизм происходит от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова. И исходно понималось это учение как учение синтезирующее все известное античности многообразие философских учений, т.е. резко отличается от понятия эклектизма, свойственного современности. Эклектизм – это синтетическая философия, которая вбирает в себя все многообразие мира и не приемлет схоластического мистицизма понятийных конструкций, которая берет все положительное из прошлого философской мысли, которая формирует синергетическую систему мировоззрения. Эклектизм – это философия, построенная на принципах синергетики. Ландшафтная парадигма – это основа новой формы платонизма, за основу она берет «эйдос», но понимаемый во всем многообразии своих значений. Он выражается как «видение», как «лик» и как «вид». Суть ландшафтной парадигмы состоит в трех моментах. Во - первых, для Философа Ландшафта «ведение мира» – это его «видение». Он, в отличие от склонной к интровертности классической феноменологии, радикальный эмпирик, но это «эйдосный» эмпирик, он «умно видит». Во-вторых, - ландшафтная парадигма оперирует синергетическими «ликами» реальности, создавая их на базе идеи естественного тела, идеи естественного процесса, и идеи спонтанных культурных изменений. В-третьих, она классифицирует человеческое знание на «виды», создавая его единый массив, объединенный общим методологическим базисом. На современную ментальность губительно сказалось противопоставление «двух культур» (Ч. Сноу), которое было зафиксировано еще в неокантианстве в начале XX века, а потом разделение на «физиков» и «лириков» пошло по линии нарастающей дивергенции вплоть до конца XX века. В результате естественные науки постепенно теряют свою мировоззренческую ценность, а гуманитарное знание многое теряет от оторванности от зачастую более удивительных, чем творения художников и откровения идеологов, открытий научной мысли. Это сказалось и на форме научного знания, которое перестало быть образно-наглядным, а гуманитарное знание все более и более вырождается в беллетристику. Но есть один положительный факт, что срединные области знания – геолого-географические науки, с одной стороны, а историография и этнография, - с другой, своим синтетическим характером позволяют надеяться, что единство человеческого знания может быть сохранено. 3. ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННОГО ТЕЛА.
В отечественной философской мысли мало кто занимался вопросами формирования философии Ландшафта. Можно только отметить Б.М. Кедрова. Б.М. Кедров, один из любимейших мною в отрочестве философов, благодаря книгам которого по теории познания и истории естествознания, я и приобщился к философии, считал, что «..когда различные науки только еще зарождались и носили в основном описательный характер, не существовало еще резкого обособления между историей как зарождающейся общественной наукой и географией как зародышем будущего естествознания. География, как и все природоведение, выступала тогда в качестве естественной истории в отличие от истории вообще, т.е. истории человечества. При различии самого предмета (природа – в одном случае; человек, общество – в другом) обе зарождавшиеся отрасли знания были едины по методу исследования. Этим методом был метод описания исторических фактов, событий, равно как и явлений, происходивших в природе на поверхности Земли. В последнем случае описательный метод в качестве рудиментарного признака вошел в самое название географической науки» (Кедров б.М. О геометоде как особом способе познания \\ География в системе наук. Л. 1987. С.7). Он ввел понятие о «геометоде», который во многом повторяет хорологический метод А. Геттнера, который означал структурный подход, «…опирающийся на раскрытие связи сосуществующих вещей, явлений в пространстве» (Кедров б.М. О геометоде как особом способе познания \\ География в системе наук. Л. 1987. С.10).
Можно сказать, что если в науке XVII-XVIII веков превалировала математико-механическая парадигма, если в науке XIX века превалировала эволюционно-биологическая парадигма, то в науке XXI века будет формироваться на базе сложившейся системно-кибернетической парадигмы XX века (развитием которой является синергетика) сложится геолого-географическая парадигма науки. Сама география имеет тенденцию к экспансии в область как науки о Космосе, так и науки о Культуре. Особо это заметно в областях геополитических и экономико-географических исследований. Вполне вероятно, она может стать такой же лидирующей наукой в ментальности будущего, какую занимала физика в недавнем прошлом. В этом отношении симптоматично, что в математике, начиная со второй половины XX века формируются мощные блоки дискретной математики (теория графов и т.д.), создается Б. Мандельбротом фрактальная геометрия, которые инициированы именно плодотворными приложениями этих направлений математики в физической и социально-экономической географии при анализе ландшафтных систем. В слову сказать, геолого-географическая парадигма органично накладывается на постмодернистскую ориентацию современной философии. Географическо-геологическая парадигма – это принципиально принятие «Уникального» и «Разнообразного». Геологическо-географическая (геопространственная) парадигма отличается: 1) исходной визуальной феноменологичностью мысли; 2) она применяет методологию различия и многообразия; 3) она онтологична, и, не смутно, а конкретно, является возвратом к досократической онтологичности, мысля ландшафтными стихиями, она мыслит не в субъектно-объектных отношениях, а в пространственно-территориальных категориях; 4) она предполагает органичное сочетание математико-формализованного языка и естественного языка описания природы, доходя в этих описаниях до поэтических мысле-образов, которые всегда были необходимым и естественным элементом любого географического описания; 5) она еще и этически - экзистенциальна, выступая как экологическая идеология, как естественнонаучный экзистенциализм. К сожалению, самой философией это не осознано, в чем она сильно теряет, забывая свою важнейшую функцию – быть не только толкованием смутных текстов философов прошлого, политических идеологем, «порнолатрических» «фрейдо-батаевских» откровений современных писателей и художников, - но и быть методологией и идейным центром научного знания, что губительно и для самой философии, и для современной науки, которая при отсутствии этого идейного центра может прийти к ситуации смысловой деструкции, что и сейчас наблюдается во многих сферах научного знания. Важный момент состоит в том, что многие убеждены, что сложность мысленных конструкций состоит в прямой связи с строгостью и сложностью научного знания. На самом деле – это одно из глубочайших и губительных заблуждений современной науки, инициированное неопозитивизмом в первой половине XX века. Их неполноценная парадигма, проникнув в самый фундамент современной науки, до сих пор сильна и определяет всю структуру математического и естественнонаучного знания. Такое же заблуждение было свойственно китайской науке и схоластике средневековья. По истории этих направлений видно, что, на самом деле, такая парадигма приводила не к успешному познанию, а к деструкции научного знания; служила более не развитию научного знания, а была только средством формирования элитно-замкнутых каст ученых «куновского» типа. И именно переход к доминированию в науке геолого-географической парадигмы, которая органично включает в себя и строгость математических методов и наглядно-образное знание, это дело ближайшего будущего.
|