![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы методической работы в школе. Аттестация педагогических работников
Формы методической работы Массовые и групповые: методический (научно-методический) совет; тематический педагогический совет; предметные методические объединения; единый методический день в школе; проблемные семинары; практикумы; «школа молодого учителя», «школа передового опыта»; научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры моделирование и анализ педагогических ситуаций; творческие отчеты учителей, презентации; педагогические консилиумы; проведение открытых уроков; круглый стол, дискуссия; методический фестиваль; смотры-конкурсы и др. Индивидуальные: индивидуальная работа с учителями (индивидуальные консультации, собеседования и др.); подготовка и участие в работе проблемных семинаров и практикумов; анализ педагогической ситуации; моделирование, проектирование уроков; составление (изготовление) дидактического материала; составление памяток, алгоритмов; показ педагогического образца; подготовка методических указаний, рекомендаций, разработок; составление библиографии по научно-методической проблеме; освоение новых технических средств обучения и воспитания; различные формы самообразования: изучение психолого-педагогической литературы, новых учебных программ, учебников, передового педагогического опыта; овладение педагогическими технологиями; выработка собственных технологий и др.
Методический совет. Организационный координационный орган методической работы, разрабатывающий ее стратегию и тактику. Основная функция — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности, педагогического творчества каждого учителя, разработка научно-методических рекомендаций и т. п. В научно-методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования и профили учебных предметов, в том числе руководители методических объединений. Его состав обсуждается на педагогическом совете и утверждается приказом директора школы. Руководит методическим советом обычно заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Методический совет разрабатывает программу научно-методической работы в школе, программы лекториев, семинаров, практикумов и др. Предметное методическое объединение. Основная форма методической работы. В состав методического объединения входят обычно 4—5 преподавателей одного или смежных предметов. Методические объединения создаются в крупных школах или на базе нескольких небольших (сельских) школ. На заседаниях методических объединений организуется изучение учителями результатов новейших достижений в области преподаваемой науки, их знакомство с новыми методическими приемами работы и технологиями обучения, разбор новых учебных программ и вопросов изучения конкретных тем; анализируются уроки учителей, заслушиваются их доклады и сообщения о результатах своей педагогической деятельности и т. д. Методическое объединение классных руководителей. Рассматривает вопросы повышения теоретического и методического уровня организации воспитательной работы; изучает современные концепции и программы воспитания, нормативные документы по организации воспитательной работы в школе, передовой воспитательный опыт, сущность технологического подхода к воспитанию; разрабатывает методические рекомендации по отдельным направлениям деятельности классных руководителей; организует овладение учителями технологиями воспитания и т. д. «Школа передового опыта». Реализует задачи индивидуального и коллективного наставничества. Опытный учитель (руководитель школы) работает с учителями, нуждающимися в методической помощи. Вариант такой школы — «школа молодого учителя» (начинающие учителя объединяются под руководством опытного учителя). Занятия в «школе молодого учителя проводятся по определенному плану и предусматривают выполнение определенных практических заданий (например, разработка вариантов технологических карт урока с использованием информационных и других технологий). Важной задачей «школы молодого учителя» является сохранение, развитие, углубление теоретической и практической подготовки начинающего педагога. Исследовательская деятельность педагогического коллектива в рамках избранной научно-методической темы. Эффективность этой формы научно-методической работы зависит от правильного выбора темы исследования, которая, в частности, должна решать конкретные проблемы школы; раскрытия целей исследования и ожидаемых результатов; сформированности психологической готовности педагогического коллектива к работе над темой; умения руководителя-школы организовать учителей школы на решение научно-методической проблемы, привлечь ученых к совместной работе и других факторов. Исследовательская тема планируется на несколько лет, при этом цели, задачи, объемы и содержание работы планируется -на каждый год, намечаются сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы представления результатов работы. Формами отчета могут быть, например, научно-практические конференции, педагогические чтения, педагогические советы, семинары и др. Проблемная (инновационная) группа. Возникают по инициативе ученых, руководителей школы или самих педагогов. Учителя совместно изучают и обсуждают литературу по определенной проблеме; изучают, и распространяют передовой педагогический опыт; разрабатывают и внедряют в практику собственную концепцию или методы и приемы обучения (проводят экспериментальную работу), посещают и анализируют уроки друг друга и т. п. Проблемные семинары и практикумы. Эти формы работы обеспечивают единство теоретической и практической подготовки педагога. В начале учебного года учителя получают план работы семинаров с указанием тем, заданий по темам и списка литературы, рекомендуемой для изучения. Наиболее опытные учителя выступают с лекциями, проводят открытые уроки. Практикумы проводятся с применением активных методов и форм работы (деловые игры, дискуссии, методические тренинги и другие). Научно-теоретическая конференция, педагогические чтения, творческие отчеты. Итоговые формы методической работы. В ходе их проведения учителя выступают с докладами, сообщениями. В своих выступлениях они подводят итоги своих исследований по каким-либо теоретическим или методическим проблемам. Проводятся в торжественной праздничной обстановке, при этом учителя могут поощряться за результаты методической или исследовательской работы Единый методический день. Имеет определенную тему. Перед его проведением выпускается тематический бюллетень, оформляются выставки психолого-педагогической литературы, методических разработок, творческих работ учителей и учащихся. В рамках этой методической работы проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, и их обсуждение, круглые столы, пресс-конференции и т. п. Тематический педагогический совет. Реализует научно-педагогическое направление в деятельности педагогического совета: обсуждение указаний руководящих органов, результатов научно-исследовательской работы, передового педагогического опыта в целях его обобщения и внедрения; анализ воспитательного процесса в школе.
|