![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональное самообразование педагога
Важными компонентами профессиональной компетентности любого специалиста, в том числе учителя, является потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни, опыт самовоспитания и самообразования, обусловленный педагогической позицией по отношению к себе. Педагогическая позиция по отношению к самому себе — это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию (И. И Казимирская). В педагогике (А. С. Роботова и другие) под профессиональным самообразованием учителя понимают личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность учителя, включающую образовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование предполагает осмысление как собственной педагогической деятельности, так и передового педагогического опыта. Выделим основные функции профессионального самообразования педагога: · Экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний. · Ориентировочная функция: определение себя в культуре и своего места в обществе. · Компенсаторная функция: преодоление недостатков, «белых пятен» в полученном (школьном, вузовском и т. д.) · Функция саморазвития: развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей · Методологическая функция: формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия педагога и т. п. · Функция развития творческого потенциала личности · Функция постоянной адаптации к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям · Коммуникативная функция: установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами. · Психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия · Функция омолаживания: преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте Источниками профессионального самообразования педагога (будущего учителя) являются: научная, популярная, методическая, психолого-педагогическая и иная литература, периодическая печать, СМИ. Интернет; исследовательская деятельность; обучение на разных курсах работа по основной или сопутствующим специальностям; хобби (занятия теми или иными видами искусства, спортом, туризмом и т. п.). Содержание профессионального самообразования учителя oбразуют психолого-педагогические и специальные знания; основы научной организации педагогического труда, культура, спроецированная в сферу профессиональной деятельности и т. п. В соответствии с содержанием профессионального самообразования можно определить основные его направления:
|