![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример выполнения первого задания
Пример. Автомобиль – вездеход массой m =4000 кг, имея в точке А начальную скорость 𝑣 0=2 м/с, преодолевает препятствие ABCD в пересеченной местности, профиль которого характеризуется уклонами α 1=15°, α 2=10°, α 3=5° (рисунок 1.1). Длина участка АВ составляет 20м, время движения по участку ВС t 2=10с. Силы тяги по участкам составляют F 1 =12кН, F 2 = 0, F 3 = 0, силы сопротивления движению R 1=4 кН, R 2=4, 8 кН, R 3=6 кН. Определить скорости автомобиля в точках В и С, время движения t 3по участку CD до остановки в точке D и его длину 𝑙 3. Считая, что в точках перелома профиля В и С ударов не происходит, а скорость плавно изменяет свое направление, сохраняя модуль, автомобиль за время преодолевания препятствия ABCD не отрывается от поверхности последнего. Рисунок 1.1 – Профиль препятствия
Решение Рассмотрим движение автомобиля по участку АВ (рисунок 1.2). На автомобиль действуют следующие внешние силы: сила тяжести Составим дифференциальное уравнение движения центра масс автомобиля в проекции на ось X:
![]() где m – масса автомобиля; x – координата его центра масс; Fkx - проекции внешних сил на ось x, действующих на автомобиль. Оно в развернутом виде: m Откуда
![]()
Рисунок 1.2 – Расчетная схема для участка АВ
По исходным данным задачи на участке АВ:
![]()
![]() x= 0, 105 t 2+ c 1 t + c 2 . По начальным условиям движения на участке АВ при t= 0: c 1=
![]() x = 0, 105 t2 + 2 t. Уравнение (1.8) является уравнением движения автомобиля на участке АВ. Определим время t 1движения автомобиля по этому участку, использовав условие, что при t= t 1, x = Следовательно, получим:
Или
Откуда
Следовательно t 1(1)=7, 24 с, t 1(2)= - 26, 28 с. Из физических соображений t 1 > 0, поэтому принимаем t 1=7, 24 с. Подставив значение t 1 в уравнение (1.7), определим скорость автомобиля в точке В: vВ = 0, 21 t + 2 = 0, 21∙ 7, 24+2 = 3, 52 м/с. Рассмотрим движение автомобиля по участку ВС (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Расчетная схема для участка ВС
На данном участке на автомобиль действуют внешние силы: сила тяжести
m(vCx – vBx) =
так как Δ t = t 2- 0= t 2. Подставляя эти значения в (1.9), получим:
Откуда с учетом G = mg получим:
![]() Подставляя в (1.12) численные значения, находим: vС =3, 52+(9, 81∙ 0, 174 – Наконец, рассмотрим движение автомобиля по участку CD (рис.1.4).
Рисунок 1.4 – Расчетная схема для участка CD
На автомобиль действуют внешние силы: сила тяжести Дифференциальное уравнение движения центра масс автомобиля на участке CD: m Откуда с учетом G = mg
![]() По данным примера R 3=6кН, α 3=5°.
![]() x = -1, 17 t 2+ c 5+ c 6 . Постоянные интегрирования определяем по начальным условиям при t =0, Подставив эти значения в (1.15) и (1.16), получим: c 5=8, 59 м/с, c 6= 0.
Время движения автомобиля на участке CDt = t 3определяем из уравнения (1.17), пользуясь условием, что в точке D скорость vD = 0, т.к. автомобиль останавливается. Из (1.17) получаем: 0 =- 2, 35 t 3+8, 59. Откуда t ₃ = Длину участка CD пути находим из уравнения (1.18), подставив в него время t=t 3: 𝑙 = - 1, 17 t 2 +8, 59 t = -1, 17∙ 3, 65+8, 59∙ 3, 65 = 15, 77 м. Пользуясь результатами расчетов, построим в соответствующих масштабах графики движения, скорости и ускорения автомобиля для каждого участка дороги. Для построения названных графиков на участке АВ используем соответственно выражения (1.8), (1.7) и (1.4). При этом учтем, что время t нахождения автомобиля на этом участке изменяется от 0 до 7, 24 с. Для участка CD графики движения, скорости и ускорения определяются соответственно выражениями (1.18), (1.17) и (1.14). Заметим, при построении графиков отсчет времени t ведется с момента времени, соответствующего началу участка, то есть в точке С принимается t =0. На участке ВС автомобиль движется равноускоренно с ускорением
![]() ![]()
𝑣 2 = 3, 52+0, 507 t. При этом время t изменяется от 0 до 10с. В соответствии с зависимостями (1.4), (1.7), (1.8), (1.14), (1.17), (1.18), (1.19), (1.20) и (1.21) формируем массивы данных для построения графиков движения, скорости и ускорения автомобиля (таблица.1.2). Таблица 1.2 – Массив данных для построения графиков движения, скорости и ускорения автомобиля
На рисунках 1.5, 1.6 и 1.7 сверху показаны графики движений автомобиля соответственно на участках АВ, ВС, и CD. Ниже на тех же рисунках изображены для этих движений графики скоростей и ускорений. а)
б)
в)
Рисунок 1.5 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке АВ пути а)
б)
в)
Рисунок 1.6 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке ВС пути а)
б)
в)
Рисунок 1.7 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке CD пути Автомобиль преодолевает участок АВ препятствия длины 20 м за 7, 24с. Совершает движение равноускоренно с ускорением a 1=0, 21 м/с2. При этом скорость его возрастает от 2 до 3, 52 м/с. На участке ВС движение также равнопеременное, ускорение равно 0, 507 м/с2. На этом участке скорость автомобиля изменяется от 3, 52 м/с до 8, 59 м/с. Автомобиль преодолевает данный участок длины 60, 55 м за 10 с. На участке CD сила тяги равна 0, автомобиль движется по инерции равнозамедленно до полной остановки в течение 3, 65 с. При этом длина участка пути составляет 15, 77м. Содержание второго задания Механическая система, состоящая из трех или четырех тел, приходит в движение под действием сил тяжести из состояния покоя. Начальное положение системы показано на рисунках 2.1-2.5. Учитывая трение скольжения тела 1 (варианты 1, 3-6, 8-10, 16, 18, 21, 24, 26, 27, 29, 30) и тела 4 (варианты 7, 12, 13, 22, 23, 25), а также трение качения тела 3 (варианты 2, 4, 6-8, 10, 12, 13, 17, 18, 22, 23, 25) и тела 4 (варианты 11, 14-16, 19, 20, 27-29), пренебрегая другими силами сопротивления и массами нитей, предполагаемых нерастяжимыми, определить: 1. Скорость тела 1 в тот момент времени, когда пройденный им путь станет равным S 1. 2. Ускорения тел, движущихся поступательно и ускорения центров масс тел, совершающих плоскопараллельное движение; угловые ускорения тел, совершающих вращательное и плоскопараллельное движения. 3. Реакции внешних и внутренних связей системы. 4. Выбрав в качестве обобщенной координаты пройденный телом 1 путь S и составив уравнение Лагранжа второго рода, найти зависимости Необходимые для расчета данные приведены в таблицах 2.1 и 2.2. Блоки и катки, радиус инерции которых в таблицах не указаны, считать однородными сплошными цилиндрами. В задании приняты следующие обозначения: m 1, m 2, m 3, m 4 – массы тел 1, 2, 3, 4; i 2 x, i 3 x – радиусы инерции тел 2 и 3 относительно осей, проходящих через их центры масс перпендикулярно к плоскости движения; f – коэффициент трения скольжения; δ – коэффициент трения качения тела.
Рисунок 2.1
Рисунок 2.2
Рисунок 2.3
Рисунок 2.4
Рисунок 2.5 Таблица 2.1 – Исходные данные ко второму заданию
Таблица 2.2 – Дополнительные сведения ко второму заданию
|