Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль информации в современной экономике






С переходом к рыночной экономике повышается значение и стоимость информации. Информация все чаще выступает товаром на рынке, прежде всего в таком его сегменте как рынок информационных услуг. Однако далеко не любая информация может выступать товаром. В связи с этим необходимо определиться, что собой представляет информация, какие виды информации выделяют.

Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.1

Кроме того, отдельно выделяется понятие экономической информации. Это - знания, сведения, данные, порождаемые в сфере экономики и управления ею, а также создаваемые в результате изучения этой сферы. Информация экономическая отражает макроэкономические процессы, движение труда, товаров и капитала, состояние и тенденции рынка, производства и потребления.

Государство активно участвует в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.

Информация выступает сырьем для принятия решения. Вся масса экономической информации объединяет воспроизводственный процесс в единую информационную систему потоками информации, которые, отражая материальные потоки, ложатся в основу принятия решения как способа существования всех экономических субъектов рыночного хозяйства. Следовательно, можно сказать, что рыночная экономика информативна по своей сути.

Так отдельные специалисты различают три взаимодействующие области современного информационного рынка: рынок собственно информации; рынок электронных сделок; рынок электронной коммуникации3.

Наиболее разветвленной частью информационного рынка во всем мире (в частности, в России) следует признать " область информации". В нее входит ряд крупных, активно развивающихся секторов, главным из которых: сектор экономической информации, охватывающий биржевую и финансовую информацию, статистическую и коммерческую информацию, деловые новости в сфере экономики и бизнеса и т.п.; сектор научно-профессиональной информации, включающий научно-технической, юридической, производственной и другой информацию; сектор массовой, потребительской информации - новости о различных фактах, событиях жизни общества, ориентированные на " домашнее", а не служебное использование, такие, в частности, как сведения о погоде, расписании транспорта, покупках и продажах товаров и услуг и т.п.; сектор социально-политической информации, специально предназначенной для обеспечения органов власти и управления разных уровней4.

Мировая практика развития информационного рынка свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера, необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций; деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.

Существенная доля названной информации может быть представлена на информационном рынке только при помощи электронных коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.

В России электронные банковские операции внедряются при помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT, позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA, Mastercard, American Express.

На рынке электронных коммуникаций выделяют различные системы средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная " доска объявлений", телеконференции и т.п. Кроме того, информационный рынок включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической, космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.

В литературе5 отмечается, что особенностями функционирования рынка информации являются:

- издержки производства товара «информация», представляющие нижнюю границу цены, назначенной продавцом, зачастую не покрывают назначенной цены;

- цены на информацию зависят также от тарифов на услуги связи и на услуги использования сетей передачи данных;

- в производстве информации нет прямой связи между материальными затратами на ее получение и ценностью полученного продукта;

- информация не является товаром массового спроса;

- величина спроса определяется двумя группами неценовых субъективных факторов: а) риск, новизна, достоверность, полнота; б) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий);

- особенностью производства (и предложения) информации является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда;

- предложение информации слабо зависит от такого фактора, как производительность используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают;

- ценовые ожидания и фискальная политика практически никак не влияют на поведение продавцов, а особенно покупателей;

- объем производства у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую информацию можно создать лишь один раз;

- цена предложения сдерживается часто таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию;

- фактор вкусов и предпочтений на покупателей информации влияния практически не оказывает;

- конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи;

- ценообразование на данном рынке определяется теми же факторами: риск, достоверность, новизна, своевременность, приемлемая форма подачи и конфиденциальность. Кроме этого, на уровень цен влияют и факторы субъективного характера: отношение покупателя к риску, его оценки возможных размеров потерь и возможности их компенсировать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал