Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационный продукт: стадии создания, типы
Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами6. При этом под информационным продуктом (продукцией) понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей7. Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг: • непосредственный доступ к базам данных - режим on-line; • пакетный доступ к базам данных - режим off-line; • базы данных на дискетах и компакт-дисках; • консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов; • обучение доступу к мировым информационным ресурсам. Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга. В работе Петровой Е.А. рассмотрены несколько подходов к определению структуры информационного рынка.8 Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; • услуги образования - все виды обучения; • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда. В этой инфраструктуре, как отмечено в указанной работе Петровой Е.А. отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: • технический - вся аппаратно-техническая база информатики; • программный - все программные продукты информатики; • коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг: -высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности; -услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем; -домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок. Существует также подход к определению инфраструктуры информационного рынка следующим образом. 1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей: • биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; • статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части: • профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; • научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; • доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей: • новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; • развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: • программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; • технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; • разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; • консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; • подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
|