Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная политика. Особенности социальной политики в Республике Беларусь.
Основной целью функционирования любой экономической системы является создание условий для повышения жизненного уровня населения, улучшения условия труда, ликвидации бедности и социального неравенства. Социальная политика государства – система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности в обществе. Цель социальной политики — способствовать достижению целей общества, важнейшая из которых — удовлетворение потребностей людей. Она достигается на основе улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечения занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы; обеспечения прав и социальных гарантий, предоставляемых уязвимым слоям населения. Социальная политика базируется на следующих принципах: - принцип социальной справедливости (обеспечение социального минимума потребления, дающего возможность физиологического существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей); - принцип индивидуальной социальной ответственности (каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей); - принцип солидарности (перераспределение финансовых ресурсов от богатых к бедным); - принцип социальной компенсации (правовую и социальную защищенность граждан и выражается в получении льгот и социального обеспечения); - принцип социальных гарантий (предоставление всем гражданам гарантированного минимума социальных услуг); - принцип всеобщности (охват социальными мероприятиями всех членов общества с учетом дифференцированного подхода к ним). Целями социальной политики являются: 1) улучшение материального положения и условий жизни людей; 2) обеспечение эффективной занятости работников и повышение их конкурентоспособности на рынке труда; 3) реализация на практике конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры; 4) обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье; 5) создание благоприятных условий, позволяющих людям самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Социальная политика государства реализуется через следующие направления: 1) политику доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние); 2) политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата и охрана труда, занятость, защита трудовых прав граждан); 3) социальную поддержку и защиту нетрудоспособных и малообеспеченных граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения); 4) развитие отраслей социальной сферы; 5) социальную защиту отдельных групп населения; 6) экологическую, демографическую и миграционную политику. Под уровнем жизни понимают фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет предпочтения и запросы людей, поэтому при исследовании уровня жизни должно использоваться множество показателей, каждый из которых должен отражать одну из сторон жизнедеятельности человека. Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: · демографические; · санитарно-гигиенические условия жизни · потребление продуктов питания; · жилищные условия; · образование и культура; · условия труда и занятость; · доходы и расходы населения; · индексы потребительских цен; · наличие транспортных средств; · организация отдыха; · социальное обеспечение; · права человека. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные на основе опросов населения и экспертные оценки специалистов. В нашей стране применяются такие показатели, как реальные доходы населения, обеспеченность работой, продолжительность рабочего дня, возможность получения образования, жилищно-бытовые условия, развитие социального обеспечения и социального страхования, уровень культурно—бытового ми медицинского обслуживания. К середине 50-х годов ХХ в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д. В связи с этим стало использоваться понятие качества жизни, которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. Качество жизни отражает больший спектр потребностей людей по сравнению с уровнем жизни. Критерием оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. В основе исследования уровня и качества жизни лежит система потребительских бюджетов и потребительских корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране. В нее включают блага и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг—представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475, России — 156, в РБ — 185. Потребительские корзины являются основой определения минимальных потребительских бюджетов. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен. В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей. Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, величины налогов на доходы и цен на потребительские товары. Для всех стран мира характерно, что денежные доходы распределяются неравномерно между людьми и семьями. Степень социального расслоения определяется различными коэффициентами. Чаще всего применяется коэффициент дифференциации доходов или коэффициент фондов – это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наиболее бедного населения. Он показывает, во сколько раз доходы 10 % самых богатых семей страны превышают доходы 10 % самых бедных семей. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения. В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6, 1, тогда как в странах – соседях России, Украине, Литве и Польше – соответственно 11, 0; 6, 0; 10, 3; 9, 0. Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини, показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране. Кривая Лоренца — метод графического изображения в уровне неравномерности распределения совокупного дохода между различными группами населения. Рисунок 9.6 ‑ Кривая Лоренца ОЕ — абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение (OABCDE = Т) всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая — кривая Лоренца, отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов. Точки, находящиеся в заштрихованной области, являются иллюстрацией коэффициента Джини: где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах. При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной уравниловки, а при коэффициенте, равном 1, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. В современных условиях наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Чешской Республике, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5, 3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0, 258. На другом «полюсе» находится Нигер, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 15, 3, коэффициент Джини — 43, 9.Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6, 1 и 0, 279. Перераспределение доходов населения в рыночной экономике преследует цель обеспечения социальной справедливости. Для этого государство использует различные средства. В первую очередь – это налоговая политика, инструментами перераспределения которой является дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Кроме этого, устанавливаются налоги на имущество, на наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Одним из направлений перераспределения доходов является государственная ценовая политика, которая состоит в наблюдении за динамикой цен и их влиянием на стоимость жизни. Возмещение роста цен осуществляется путем индексации или компенсация доходов населения. Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, а компенсация носит дифференцированный характер. В отличие от индексации, компенсация не предусматривает постоянной систематической поддержки людей. Для поддержания определенного уровня реальных доходов малообеспеченного населения используется регулирование цен на социально значимые товары. Социальная защита населения является важнейшим элементом социальной политики. Социальная защита — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание. Социальное страхование — это основанная на взносах работодателей, работников, а иногда и государства система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Социальное страхование может быть обязательным при страховой поддержке государства и добровольным, построенным на принципах коллективной взаимопомощи. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. Социальная помощь — финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются за счет правительственных средств. Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Социальная политика в Республике Беларусь отражает цели социально ориентированной модели экономики. Итогом проводимой социальной политики в области занятости является то, что уровень безработицы составляет менее 1%. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан. С 2007 года активно действует принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Особое внимание уделяется пенсионному обеспечению. С учетом демографической структуры населения, получателями пенсий являются 26 % населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 % ВВП страны. С 2003 года доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 % до 6 % от общей численности пенсионеров. В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов развиваются сети стационарных учреждений социального обслуживания. В РБ действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а также интернат ветеранов ВОВ и труда, в которых проживает более 16 тыс. чел. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 % от уровня ВВП, гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.
|