Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетно-налоговая политика. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, налогов, таможенных пошлин. Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. В современных условиях повышается роль правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов. Основными инструментами фискальной политики являются: -налоговые ставки; - правительственные расходы. Правительственные расходы и система налогообложения направлены на ликвидацию возможного разрыва между сбережениями и инвестициями, что должно обеспечить достижение основных целей национальной экономики: стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции. Роль фискальной политики возросла в 30-е гг. XX в. Кейнс и его последователи считают ее наиболее эффективным инструментом государственного воздействия на экономический рост. Выделяются следующие типы фискальной политики: дискреционная и автоматическая (политика встроенных стабилизаторов). Дискреционная фискальная политика представляет собой целенаправленное изменение государственных расходов и налогообложения с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста, т.е. это – преднамеренные действия правительства по изменению государственных расходов и налогов. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы (государственные закупки товаров и услуг и трансферты) и налоги. Их изменение приводит к изменению совокупных расходов общества и как результат — изменению равновесного национального продукта. Увеличение государственных расходов приводит к росту совокупного спроса и к росту ЧНП, причем прирост последнего больше прироста государственных расходов. Это объясняется эффектом мультипликатора государственных расходов. Характер дискреционной фискальной политики зависит от фазы экономического цикла. На практике используется сдерживающая или стимулирующая фискальная политика. В период спада в экономике осуществляется стимулирующая фискальная политика, направленная на развитие производства. Правительство увеличивает государственные закупки и трансферты населению, инвестиции и субсидии, снижает налоги, косвенным путем стимулируя совокупный спрос. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, но сдерживает падение производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика. Она заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании этих действий. Эти меры приводят к сдерживанию совокупного спроса, притоку финансовых средств в госбюджет и формированию положительного сальдо. Под автоматической фискальной политикой (политикой встроенных стабилизаторов) понимается экономический механизм автоматического реагирования на изменение экономического положения без принятия каких-либо решений правительством. К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относят изменения налоговых поступлений, систему пособий по безработице и социальные выплаты. Она заключается в автоматическом изменении налоговых поступлений при изменении величины облагаемого дохода. Налоги в данном случае выступают в качестве автоматического стабилизатора. Поступления в госбюджет изменяются автоматически при заданных налоговых ставках. В период спадав экономике уменьшается ЧНП, налоговые поступления автоматически сокращаются, относительно увеличивая долю доходов, остающуюся у предприятий и населения. Это сдерживает падение совокупного спроса и смягчает экономический спад. В период роста ЧНП при заданных налоговых ставках налоговые поступления автоматически увеличиваются, сдерживая тем самым совокупный спрос и противодействуя инфляции спроса. К встроенным стабилизаторам относятся трансферты (систему пособий по безработице и социальных выплат). Трансферты также оказывают антициклическое автоматическое действие. Во время экономического спадарост выплат и пособий сдерживает снижение совокупного спроса, противодействует нарастанию кризиса. В период экономического подъематрансферты сокращаются, сдерживая рост избыточного спроса. Следует отметить, что встроенные стабилизаторы сглаживают, но не исправляют нежелательных изменений в ЧНП. Поэтому на практике они дополняются дискреционной фискальной политикой. Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели. Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода, норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики. Для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели: - предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП); - эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов); - налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства; - уровень централизации финансовых ресурсов.
|