Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоги и их виды
Основным источником пополнения доходов государства служат налоги. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства. Налоги в рыночной экономике выполняют следующие функции: ü фискальную (распределительную), ü регулирующую, ü социальную. Фискальная функция проявляется в том, что налоги обеспечивают поступление в государственную казну средств, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и финансирование государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот, с помощью которых государство влияет на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности, расширяет или сокращает совокупный спрос населения. Социальная функция налогов реализуется посредством дифференцированного налогообложения, которое способствует сглаживанию неравенства между доходами различных социальных групп населения. Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Налоговая система – законодательно закреплённая совокупность налогов, принципов построения и способов взимания налогов. В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы налогообложения: - всеобщность: охват налогами всех субъектов хозяйствования; - равнонапряженность: нейтральностьпо отношению ко всем плательщикам и зависимость уровня налоговой ставки от уровня доходов (реализуется через дифференцированные налоговые ставки); - простота и доступность: плательщикам должны быть заранее известны способ и время взимания налогов; - однократность: недопущение двойного налогообложения объекта; - гибкость: через систему льгот создание предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства; - стабильность: устойчивость нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет; - обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки. Налоговая система базируется на соответствующих законодательныхактах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налоговой системы: субъект налогообложения (или налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность оплачивать налог; носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.Часто субъект и носитель налога не совпадают. Иногда налог фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). объект налогообложения — доход или имущество, с которого начисляется налог. Это может быть заработная плата, прибыль, доходы от недвижимости и т.д. ставка налога — величина налога на единицу обложенияобъекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения); источник налога — это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента). единица обложения — единица измерения объекта налога (рубли, метры, тонны и пр.). На практике используется несколько подходов к классификации налогов. По принципу построения выделяют: - пропорциональные налоги – ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода. К ним относят, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц; - регрессивные налоги – ставки уменьшаются по мере роста дохода плательщика. Они используются для стимулирования роста объема крупных покупок. Например, по мере роста расходов на покупку определенных товаров снижаются акцизные сборы; - прогрессивные налоги – ставки которых возратают по мере увеличения дохода и уменьшаются при его уменьшении. В этом случае обладатели больших доходов уплачивают большие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с субъектов налога и выплачиваемые с их дохода.Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность, подоходный налог с физических лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены, и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги – это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги. По сфере распространения выделяют общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти, их взимание является обязательным на всей территории страны, независимо от того, в какой бюджет (государственный или местный) они зачисляются. В Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят подоходный налог с граждан, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, экологический налог и др. Местные налоги поступают в распоряжение региональных органов власти. В нашей стране существуют следующие местные налоги: налог на право торговой деятельности, на рекламу, на продажу алкогольных напитков, сбор за пользование автостоянками и др. По источникам средств для выплаты налогов различаются: платежи из прибыли (налог на прибыль, таможенные пошлины); платежи, включаемые в издержки (налог на имущество, экологический налог); платежи, входящие в цену товара сверх издержек и прибыли (акцизы, НДС). При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис.?) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»). Рисунок 9.5 - Кривая Лаффера
|