Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Арбитражное процессуальное право (далее - арбитражный процесс) базовая учебная дисциплина является одной из специализированных учебных дисциплин в системе






Арбитражное процессуальное право (далее - арбитражный процесс) базовая учебная дисциплина является одной из специализированных учебных дисциплин в системе современного юридического образования.

Арбитражное процессуальное право является самостоятельной отраслью права, изучающей порядок рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров в сфере экономической деятельности в арбитражных судах, и поэтому обладает специфическим предметом и методом правового регулирования, а также спецификой процессуальных норм.

Предметом регулирования арбитражного процессуального права является арбитражный процесс, т.е. установленная нормами процессуального права деятельность арбитражных судов и других участников арбитражного судопроизводства по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере экономической деятельности, установлению юридических фактов и урегулированию спорных правоотношений подведомственных арбитражным судам.

Методом арбитражного процесса как способом воздействия на регулируемые данной отраслью отношения является императивно-диспозитивный метод, что проявляется в составе и правовом положении субъектов процессуальных правоотношений, характере юри­дических фактов, правах и обязанностях субъектов спорных правоотношений, вменяемых санкциях.

Императивностьметода правового регулирования определяется тем, что все арбитражные процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда — органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и наделенного властными полномочиями. Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников процесса. Только суд как орган власти вправе приме­нять предоставленные процессуальным законом методы принуж­дения.

Диспозитивность отражает другой аспект воздействия арбитражного процесса:

1. Свободную реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей на участников процесса, но в рамках закона;

2. Равенство прав и обязанностей применительно к одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны и проч.);

3. Гарантированность прав и обязанностей.

Без знания судебной системы и основ Российского правосудия не мыслима никакая успешная деятельность юристов.

Арбитражное процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права. Без арбитражного процессуального права не может нормально функциониро­вать система норм материального права, регулирующих экономические отношения в России. Арбитражный процесс представляет собой совокуп­ность процессуальных юридических норм, регламенти­рующих правоприменительную деятельность арбитражных судов по охране и защите оспоренных или нарушенных субъективных прав по вопросам предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти нормы определённым образом сгруппированы в институты, процессу­альные производства которые обеспечивают процессу­альный режим арбитражной юрисдикции, гарантирующий законность, обо­снованность и своевременность судебного рассмотрения и разрешения правовых конфликтов, подведомственных арбитражным судам.

Основными субъектами арбитражного процесса выступают как российские, так и иностранные организации и граждане, занимающиеся предпринимательской и иной экономической деятельностью на территории Российской Федерации, а так же лица без гражданства имеющие статус предпринимателей.

Глубокое изучение теоретических положений арбитражного процесса позволит будущим юристам успешно защищать не только свои права, но и права и законные интересы граждан и юридических организаций в арбитражных судах.

Успешное изучение студентами предмета не возможно без знания общих теоретических понятий и параллельного освоения ими основ материального и других процессуальных отраслей права, используемых при разрешении правовых конфликтов арбитражными судами.

Цель семинарских и практических занятий по арбитражному процессу обусловлена необходимостью углублению знаний, полученных в ходе проведения лекционных занятий и самоподготовки студентов, а так же формирования у студентов навыков выступления в арбитражном процессе.

Задачи изучения учебной дисциплины заключаются:

1. В освоении студентами базовых, теоретических положений арбитражного процесса и деятельности арбитражных судов;

2. В выработке у студентов умений и навыков применения процессуального законодательства и иных правовых норм при осуществлении защиты в арбитражном порядке нарушенного или оспариваемого права;

3. В формировании у будущих юристов навыков и умений в составлении процессуальных документов и в практическом решении конкретных задач арбитражного судопроизводства.

Курс " Арбитражный процесс" может изучаться в юридических вузах, как в виде самостоятельной учебной дисциплины, так и наряду с гражданским процессуальным правом. Учебная нагрузка студентов определена в учебных планах в пределах максимального объема установленного государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования.

Систему изучаемого учебного предмета следует представлять в виде двух частей: общей и особенной:

Общая часть включает основополагающие положения: задачи и принципы арбитражного процесса, подведомственность и подсудность гражданских дел арбитражным судам, состав участников, систему защиты их процессуальных прав, предметную компетенцию арбитражных судов, сроки, расходы, судебное доказывание и их средства. Общая часть строится в точном соответствии с общими положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Особенная часть регламентирует движение дела по про­цессуальным стадиям судопроизводства от возбуждения до заверше­ния процессуальной деятельности арбитражных судов. В этой части выде­ляются предъявление иска, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, постановления арбитражного суда, производство по различным категориям дел, а также производства по пересмотру судебных актов, в апелляционном, кассационном, надзорном производствах и по вновь открывшимся обстоятельствам. Раскрывается содержание исполнительного производства.

Изучение учебной дисциплины ”Арбитражный процесс” базируется на положениях Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, основ теории государства и права, законодательства РФ регламентирующее судопроизводство в РФ.

Содержание и структура учебной дисциплины, состоит из 10 тем, рассчитаны на 64 учебных часа, и заканчивается сдачей экзамена.

Видами учебных занятий по изучению дисциплины являются лекции, семинары, практические. Порядок проведения семинарских и практических занятий излагается в соответствующих планах, где содержится расширенный перечень учебной и методической литературы, законодательных и иных нормативных актов, и других документов РФ по каждой теме курса, а также учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях.

Для более эффективного обучения студентам необходимо выполнить следующие методические требования:

1. При подготовке к занятию изучить выносимые на обсуждение вопросы и подготовить по каждому конспект ответа;

2. По всем вопросам, возникающим при изучении курса, следует обращаться за консультацией к преподавателю.

3. Эти сведения можно получить из учебной, методической литературы, а также нормативных актов и законов, регламентирующих арбитражный процесс РФ.

4. Учебные материалы, представленные ниже, содержат планы семинарских и практических занятий, перечень основной и дополнительной литературы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал