Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Арбитражное процессуальное право (далее - арбитражный процесс) базовая учебная дисциплина является одной из специализированных учебных дисциплин в системе
Арбитражное процессуальное право (далее - арбитражный процесс) базовая учебная дисциплина является одной из специализированных учебных дисциплин в системе современного юридического образования. Арбитражное процессуальное право является самостоятельной отраслью права, изучающей порядок рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров в сфере экономической деятельности в арбитражных судах, и поэтому обладает специфическим предметом и методом правового регулирования, а также спецификой процессуальных норм. Предметом регулирования арбитражного процессуального права является арбитражный процесс, т.е. установленная нормами процессуального права деятельность арбитражных судов и других участников арбитражного судопроизводства по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере экономической деятельности, установлению юридических фактов и урегулированию спорных правоотношений подведомственных арбитражным судам. Методом арбитражного процесса как способом воздействия на регулируемые данной отраслью отношения является императивно-диспозитивный метод, что проявляется в составе и правовом положении субъектов процессуальных правоотношений, характере юридических фактов, правах и обязанностях субъектов спорных правоотношений, вменяемых санкциях. Императивностьметода правового регулирования определяется тем, что все арбитражные процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда — органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и наделенного властными полномочиями. Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников процесса. Только суд как орган власти вправе применять предоставленные процессуальным законом методы принуждения. Диспозитивность отражает другой аспект воздействия арбитражного процесса: 1. Свободную реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей на участников процесса, но в рамках закона; 2. Равенство прав и обязанностей применительно к одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны и проч.); 3. Гарантированность прав и обязанностей. Без знания судебной системы и основ Российского правосудия не мыслима никакая успешная деятельность юристов. Арбитражное процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права. Без арбитражного процессуального права не может нормально функционировать система норм материального права, регулирующих экономические отношения в России. Арбитражный процесс представляет собой совокупность процессуальных юридических норм, регламентирующих правоприменительную деятельность арбитражных судов по охране и защите оспоренных или нарушенных субъективных прав по вопросам предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти нормы определённым образом сгруппированы в институты, процессуальные производства которые обеспечивают процессуальный режим арбитражной юрисдикции, гарантирующий законность, обоснованность и своевременность судебного рассмотрения и разрешения правовых конфликтов, подведомственных арбитражным судам. Основными субъектами арбитражного процесса выступают как российские, так и иностранные организации и граждане, занимающиеся предпринимательской и иной экономической деятельностью на территории Российской Федерации, а так же лица без гражданства имеющие статус предпринимателей. Глубокое изучение теоретических положений арбитражного процесса позволит будущим юристам успешно защищать не только свои права, но и права и законные интересы граждан и юридических организаций в арбитражных судах. Успешное изучение студентами предмета не возможно без знания общих теоретических понятий и параллельного освоения ими основ материального и других процессуальных отраслей права, используемых при разрешении правовых конфликтов арбитражными судами. Цель семинарских и практических занятий по арбитражному процессу обусловлена необходимостью углублению знаний, полученных в ходе проведения лекционных занятий и самоподготовки студентов, а так же формирования у студентов навыков выступления в арбитражном процессе. Задачи изучения учебной дисциплины заключаются: 1. В освоении студентами базовых, теоретических положений арбитражного процесса и деятельности арбитражных судов; 2. В выработке у студентов умений и навыков применения процессуального законодательства и иных правовых норм при осуществлении защиты в арбитражном порядке нарушенного или оспариваемого права; 3. В формировании у будущих юристов навыков и умений в составлении процессуальных документов и в практическом решении конкретных задач арбитражного судопроизводства. Курс " Арбитражный процесс" может изучаться в юридических вузах, как в виде самостоятельной учебной дисциплины, так и наряду с гражданским процессуальным правом. Учебная нагрузка студентов определена в учебных планах в пределах максимального объема установленного государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Систему изучаемого учебного предмета следует представлять в виде двух частей: общей и особенной: Общая часть включает основополагающие положения: задачи и принципы арбитражного процесса, подведомственность и подсудность гражданских дел арбитражным судам, состав участников, систему защиты их процессуальных прав, предметную компетенцию арбитражных судов, сроки, расходы, судебное доказывание и их средства. Общая часть строится в точном соответствии с общими положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Особенная часть регламентирует движение дела по процессуальным стадиям судопроизводства от возбуждения до завершения процессуальной деятельности арбитражных судов. В этой части выделяются предъявление иска, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, постановления арбитражного суда, производство по различным категориям дел, а также производства по пересмотру судебных актов, в апелляционном, кассационном, надзорном производствах и по вновь открывшимся обстоятельствам. Раскрывается содержание исполнительного производства. Изучение учебной дисциплины ”Арбитражный процесс” базируется на положениях Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, основ теории государства и права, законодательства РФ регламентирующее судопроизводство в РФ. Содержание и структура учебной дисциплины, состоит из 10 тем, рассчитаны на 64 учебных часа, и заканчивается сдачей экзамена. Видами учебных занятий по изучению дисциплины являются лекции, семинары, практические. Порядок проведения семинарских и практических занятий излагается в соответствующих планах, где содержится расширенный перечень учебной и методической литературы, законодательных и иных нормативных актов, и других документов РФ по каждой теме курса, а также учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях. Для более эффективного обучения студентам необходимо выполнить следующие методические требования: 1. При подготовке к занятию изучить выносимые на обсуждение вопросы и подготовить по каждому конспект ответа; 2. По всем вопросам, возникающим при изучении курса, следует обращаться за консультацией к преподавателю. 3. Эти сведения можно получить из учебной, методической литературы, а также нормативных актов и законов, регламентирующих арбитражный процесс РФ. 4. Учебные материалы, представленные ниже, содержат планы семинарских и практических занятий, перечень основной и дополнительной литературы.
|