![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Командно-штабные учения (КШУ) «Полярные зори-95».
Пожалуй, первым реальным примером международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций стали командно-штабные учения (КШУ) «Полярные зори-95», которые проводились в 1995 г. в Мурманской области в районе Кольской атомной станции. Их тема была сформулирована следующим образом: «Организация защиты населения и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии на АЭС с трансграничными последствиями». Примечательно, что среди руководителей этого КШУ было немало «ликвидаторов» аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому «Полярные зори» в определенной степени рассматривались именно через призму трагедии 1986 г. По замыслу КШУ на четвертом блоке этой АЭС произошла так называемая запроектная авария, в результате которой в атмосферу было выброшено большое количество радионуклидов. Характер и условия возникновения аварии были придуманы разработчиками сценария и в практическом смысле считались нереальными. Впрочем, когда-то такой же нереальной казалась и авария на Чернобыльской АЭС. Именно печальный опыт прошлого определил характер и сценарий этого учения. Специально для КШУ была разработана и проведена деловая игра, в которой приняли участие наблюдатели и эксперты Департамента ООН по гуманитарным вопросам, МАГАТЭ, Европейского союза, Международной организации гражданской обороны и Департамента чрезвычайного гражданского планирования НАТО – всего из 20 стран мира. Организаторами игры выступили МЧС России и Институт проблем безопасности развития ядерной энергетики РАН. Основное место отводилось проведению научно-технической экспертизы, оценке и прогнозированию радиационной обстановки, выработке рекомендаций по защитным мерам и ряду других вопросов. Для лучшей координации работы всех участников игры распределили по группам. Группа руководителей занималась постановкой задач экспертам, обсуждением полученных от них рекомендаций, принятием и реализацией решений, которые были выработаны по ходу проведения учений. Группа координации выдавала необходимую оперативную информацию и отображала ситуацию для участников и наблюдателей игры. Группа экспертов анализировала, оценивала и прогнозировала ситуацию, определяла состояние источника радиоактивного загрязнения и готовила рекомендации по защите людей. Одну из важнейших задач решала группа международного взаимодействия, которую возглавили специалисты МЧС. В первую очередь они должны были отработать механизм оперативного информирования МАГАТЭ и ООН об аварии на АЭС. В результате были определены два оптимальных порядка процедуры оповещения: 1. Администрация АЭС – Росэнергоатом – Минатом – МИД – МАГАТЭ; 2. Администрация АЭС – ГОЧС Мурманской области – МЧС – МИД – ООН. Согласно хронологии учений на третий день после аварии для оказания консультативной помощи и экспертной оценки в район ЧС прибыли зарубежные специалисты. Они подтвердили правильность действий российских служб по ликвидации и уменьшению последствий аварии на АЭС. По запросу российской стороны в район аварии прибыли спасательные подразделения из Австрии, Норвегии, Франции и Финляндии. В основном они занимались радиационной разведкой местности. Их работа получила высокую оценку специалистов. В свою очередь зарубежным экспертам были продемонстрированы работа персонала АЭС в аварийном режиме и действия спасательных формирований. «Полярные зори-95», безусловно, показали не только высокую степень готовности российских спасателей и сил гражданской обороны к чрезвычайным ситуациям такого масштаба. Главным, пожалуй, стал опыт взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными спасательными службами. Он показал, что спасателям России есть что показать своим иностранным коллегам, а тем и другим есть чему поучиться друг у друга.
|