Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об архитектонике сценария






Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов. Иначе говоря, архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Конструктивные основы сценария тесно связаны с проблемами композиции в драме. Первыми трактатами по теории драмы была «Поэтика» Аристотеля (IV в. до н.э.) и «Натьяшастра» (Чтение о драме), (около IV в. до н.э.)

Художественное произведение по Аристотелю, должно быть цельным (I), производить эффект (II), иметь пропорцию, гармонию (III). В индийском трактате «Натьяшастра» выделяется пять звеньев, из которых складывается любой сюжет драмы. Это включение, усиление, надежда, подавление и достижение. Как видно, четвертое звено и характеризует собственно конфликт. Говоря о «структурности драмы», Аристотель отмечает шесть частей:

- сказание (фабулу);

- характеры («этос», «нравственная направленность деятельности персонажей);

- речь («лексис»);

- мысль («дианоя», «способ мышления персонажей»);

- зрелище (сценическая интерпретация драмы);

- мелос (синтез слова и музыки в греческом театре). (1, 652)

Понимая драму, как единое целое, Аристотель в ее построении выделил три основных момента «начало, середину и конец», возникающие и развивающиеся из единства действия.

Определенные правила композиции мы находим у М В. Ломоносова. Он писал, что «художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие:

1. Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы.

По изъяснении оную доказать несомненно доводами, которые располагаются таким образом, чтобы сильные были впереди, которые послабее в середине, а самые сильные в конце...» (111, 295).

Теоретик французского классицизма Буало изложил свои взгляды на проблему построения художественного произведения в труде «Об искусстве поэзии». Интересные высказывания о композиции драмы можно встретить в «Трактате о драматической поэзии» Д. Дидро, в «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» Лессинга, «Техники драмы» Фрейгата и у других авторов.

Классический образец архитектоники, полностью эквивалентной теме произведения, дает нам «Броненосец Потемкин». Фильм делится на пять частей, которые соответствуют пяти «каноническим» актам классической трагедии: «Люди и черви», «Драма на тендре», «Мертвый взывает», «Одесская лестница», «Встреча с эскадрой». При всей разнице в содержании можно заметить, что строение их одинаково: сцена с брезентом - бунт; траур по Вакулинчуку - гневный митинг, лирическое братание - расстрел, тревожное ожидание эскадры - триумф. То есть - формула строения каждой части и сценария в целом - «от неподвижности скачком к взрыву».

Принцип эпизодического построения восходит к шекспировскому театру. Образец разбивки на эпизоды дан А.С. Пушкиным в «Борисе Годунове». Драматургия XX века дает возможность говорить о возрождении (в известном смысле) шекспировских принципов построения, учитывая, что возрождение не означает повторения.

Эпизодное построение характерно для пьес В. Маяковского, Вс. Вишневского, Б. Брехта, Ю. Олеши.

Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется другой эпизод.

Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

Исследователи агитационного театра отмечают, что эпизодное построение драматургического материала имело для агиттеатра принципиальное значение. Агитационный театр решительно отвергал имитацию жизни («театр, не зеркало, а увеличительное стекло») и, абсолютно не заботясь о впечатлении непрерывности действия, разрушая иллюзию настоящей жизни, не давая забывать зрителю, что он находится в театре. Другими словами, активизировал его и приводил в состояние, наиболее оптимальное для восприятия и агитационного заряда. Б. Брехт писал, что при монтажной структуре сценария прерывать главное действие не только правомочно, но и необходимо, ибо введение новых элементов в действие, не ломает, а, наоборот, развивает и обогащает его. Ратуя за монтажную конструкцию драматургии, Б. Брехт отстаивал раскованность этой драматургии, неограниченные возможности философских обобщений и глубинных ассоциаций, заключенных в ней.

В том, что драматургия театрализованных представлений и праздников заимствует у театра именно эпизодный, а не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

Введем еще две меры членения сценария: одну - больше эпизода, но меньше сценария; вторую - меньше эпизода. Представим, что одному эпизоду не под силу художественная реализация емкого и сложного сценического задания. Обеспечить его художественную реализацию может лишь несколько эпизодов или, иначе говоря, своеобразный «блок эпизодов».

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединённых одним сценическим заданием. О правомерности выделения такой меры членения, как блок эпизодов, говорит и реальная сценарная практика: в любом сценарии выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал