Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представление для тех, кто считает себя молодым. . .
Студентами была сформулирована педагогическая цель театрализованного представления - убедить выпускников школ сделать правильный выбор. Цель театрализованного представления-игры - помочь выпускникам школ сесть в свой «поезд» (в игровом смысле этого слова). Организационно-практическая цель - помочь выпускникам реально осуществить свой выбор профессии. Способность доказывать и обосновывать свою сверхзадачу - цель художественно-педагогического воздействия - это сложная интеллектуально-логическая способность студента строить цепь суждений и доказательств, аргументированно используя умозаключения для того, чтобы устанавливать связь между известным и неизвестным, убедительно отстаивать свою точку зрения, свою позицию. Критерием оценки является: аргументированность, логичность процедур доказательства и обоснования педагогической позиции. Итак, событие есть - выпускной бал учащихся школ. Цели определены. Теперь студентам предстояло смоделировать поведение «школьной» аудитории в самом театрализованном представлении «Ехал поезд...». Следует заметить, что без разработки целей невозможно осуществлять сценарно-педагогическое моделирование поведения аудитории. Знание целей, их полезность и практическая направленность позволили студентам моделировать и прогнозировать будущие действия аудитории. Это моделирование имеет свой смысл и формулируется оно в виде сценических заданий эпизодов сценария. Этап сценарно-педагогического моделирования показал, что развитие у студентов художественно-образных представлений в условиях сценарного практикума имеет двойной источник детерминант. С одной стороны, этот процесс вбирает в себя субъективную, чувственно-эмоциональную реакцию, зависимую от индивидуальных характеристик личности студента. С другой стороны, восприятие художественного образа зависит от логической стороны художественного мышления, понятийное. Синтез логического и эмоционально-чувственного аспектов делают художественное восприятие осмысленно-содержательным актом. Поэтому, признавая вероятностную природу рождения художественно-образных представлений, нами выделены те закономерности, фиксация которых позволяет придать процессу художественного восприятия «фактов жизни» педагогическую целесообразность. Ассоциативность художественно-образных представлений выражается в том, что восприятие одного явления рождает в сознании студентов аналогии с другими явлениями. Ассоциативное сопоставление «фактов жизни» и «фактов искусства» следует отнести к смысловым «межхудожественным» ассоциациям, которые позволяют студентам более эффективно связывать драматургическое произведение с контекстом сценарной культуры. Рассмотрим часть эпизодов сценария, которые отражают сценические задания, сформулированные студентами. Эпизод I. «ВСТРЕЧА» Сценическое задание эпизода: создать обстановку непринужденного откровенного общения, установить правила игры, создать игровые группы по интересам. Во дворец культуры приходят приглашенные участники представления - выпускники школ. Их встречает красочно оформленный лозунг: «В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ВЫПУСКНИКИ!». Звучат песни о дорогах, профессиях...Начинают работать «билетные кассы», справочные бюро, которые дают информацию участникам представления, в какой кассе они могут приобрести билет на формируемые поезда: СТРОИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ, СПОРТСМЕНОВ, РЕЖИССЕРОВ, МУЗЫКАНТОВ и т.д. и т.п. В фойе участников представления встречают актеры-исполнители, уже занявшие места в различных поездах. Проводники по билетам распределяют ребят по вагонам. С тележками, груженными чемоданами, коробками и другим реквизитом, который понадобится в дальнейшем, передвигаются рабочие железной дороги в нарядной ярко-оранжевой одежде. Актеры-пассажиры в зале ожидания начинают петь песни, рассказывать забавные истории о той или иной профессии. Это вечные путешественники. По селектору звучат объявления диспетчера: - Внимание! Внимание! На нашем вокзале работает кафе-бар, справочное бюро, видео-салон, газетные киоски. Все к услугам пассажиров. - Внимание! Внимание! Встреча потерявших друг друга у справочного бюро. - Уважаемые пассажиры! Через несколько минут наш поезд отправится до станции Сбывшихся надежд. Доброго Вам пути! Вместе с участниками представления в зале ожидания появляются актеры-пассажиры с чемоданами и музыкальными инструментами: гитарой, барабаном, контрабасом и скрипкой. Это оркестр, который будет сопровождать пассажиров в дороге. Музыканты занимают отведенные им места: зажигаются зеленые светофоры для всех поездов, которые являются и световой аппаратурой и своеобразной метафорой (знаком). Оркестр начинает музыкальное вступление. На центр фене выкатывается своеобразный поезд, состоящий из цепочки исполнителей, движущихся друг за другом и разделенных чемоданами (напоминает сцепку железнодорожных вагонов). Чемоданы, вытянутые по вагонам в длинный ряд, служат в поезде окнами. За каждым чемоданом - актер-пассажир. Одной рукой каждый из них держит перед собой чемодан, другой - облокачивается на него, как на раму окна. Под чемоданами - мелькающие в ритме музыки ноги, над чемоданами - синхронно покачивающиеся головы, которые следят за воображаемым пейзажем, проносящемся мимо. И все это движется, подчиняясь музыкальному ритму и перестуку барабанщика. Впереди этой процессии паровоз - широчайший детина с бородой и в шляпе, держащий перед собой не чемодан, а цилиндрический баул. Он продвигается вперед, двигая вращающимися, подобно паровозным шатунам, руками и ногами, и пыхтит трубкой в такт музыки. Под веселый «чарльстон», танцующий поезд движется среди участников представления. Резкий звук на электрогитаре - скрежет тормозов, удары по тарелкам -сталкиваются вагоны, соответствующий отыгрыш в чемоданном строе. Все оказываются на чемоданах, немного «скачиваясь в такт, музыки, исполняют зонг: Когда Вам надоели закаты и рассветы Над местной речкой иль возле пруда. Если Вам нужен запах свежих роз, Добро пожаловать к нам на паровоз, Наш паровоз, представьте, без колес. Угля не надо и воды, Но паровоз всегда в пути, И он по разным адресам Всех развезет, поверьте нам! (2 раза)
Эпизод 2. «ТРЕБУЮТСЯ» Сценическое задание эпизода: дать возможность каждому участнику театрализованного представления выбрать ту или иную ролевую функцию: строителя, бухгалтера, официанта, парикмахера т.д. вызвать искреннее желание каждого участника действовать согласно выбранной им ролевой функции, проявить инициативу, фантазию. Музыкальная отбивка. К актерам, сидящим на чемоданах, носильщики подкатывают тележки с необходимым реквизитом для игровой программы. Для этого разыгрываются психологические ситуации по типу деловых игр: 1. На стройке. 2. В ресторане. 3. В парикмахерской и т.д. Задача такого конкурса - выявить представления участников о человеке данной профессии (ролевой функции). Чей «поезд» лучше покажет человека, ролевая функция которого максимально отражает призвание к профессии, тот и получит максимальное количество очков. Во время перехода от одной ситуации к другой оркестр и актеры исполняют песенную отбивку: Эта тряска, эта качка - Ничего в ней нет такого. Это школьная задачка: Поезд шел из пункта А. Это маленькая повесть Все о том же - ехал поезд К пункту Б из пункта А. Это все куда как просто - Время, скорость, расстояние, Время множится на скорость, Восемь пишем - два в уме. Мы дочитываем повесть, Повесть, школьная задачка, Будка, стрелка, водокачка, подъезжаем к пункту Б. Одновременно все участники достраивают художественное оформление пространства театрализованного представления: ставят указатели путей, переводят стрелки, устанавливают информационное табло: «Требуются рабочие руки...», «Приглашаем на работу...», «Институт объявляет набор студентов по следующим специальностям...». После последнего конкурса над каждым входом в зрительный зал зажигается зеленый свет светофоров. Проводники просят пассажиров занять свои места согласно билетам и набранным очкам в предыдущем конкурсе. Участники представления проходят в зрительный зал, в оформлении которого сохраняются элементы вокзала, путей вагонов и т.д. Часть пассажиров остается без мест. Слышны реплики: - Вы заняли чужое место! (Заранее смоделированная, ситуация). Поездка продолжается, появляются новые указатели, новые станции, новые цели. Нам кажется, что мы знаем куда ехать, значит не приедем к «разбитому корыту». Но, проследив дорогу к престижности, мы убеждаемся в ее иллюзорности. Дорога, опыт, жизнь доказывают, что не место дает человеку престижность, а человек делает его престижным, ибо - престиж - это прежде всего творческий труд, знания и призвание человека. Но вот тупик. Неужели? Нет, у нас есть еще один поезд. Поезд выгоды. Поезд выгоды заманчив на первый взгляд. Возможно у многих зрителей возникает чувство зависти. Внешний лоск его пассажиров, псевдоинтеллектуальные разговоры о высоких материях, оправдание ими своего пути - и вдруг неожиданный поворот. Носители выгодных профессий выходят на одном из полустанков, где разыгрываются документальные факты: главным действующим лицом становится алчность, стяжательство, аморальность. Вот здесь и предстанет в истинном свете цена выбора профессии по выгоде. Мчатся поезда, в свете прожекторов мелькают вагоны поездов «Случайности», «Престижности», «Выгоды». Красный свет светофора. Туннель. Зеленый свет. И вдруг «Поезд детства», он набирает скорость: юность, зрелость, счастье впереди. А сейчас главное - сделать правильный выбор. Выбор по зову сердца. В этом и поможет нашим участникам театрализованного представления диспетчерская служба вокзала. Работу диспетчерской службы обеспечивают научные работники: психологи, а также известные мастера своего дела. Ввиду неоднократного обращения в дальнейшем к студенческой работе над сценарием «Ехал поезд...», приведём его последующие эпизоды. Раздается паровозный гудок. Проводник: Эпизод следующий. «Выгодно? Прекрасно!». Диспетчер: Внимание! Внимание! Внимание! На первом пути начинается посадка на фирменный поезд, следующий до станции «Выгода». Пассажиров просим занять свои места. Отправление поезда через три с половиной минуты. На авансцену выкатывается танцевально-пластический поезд. Впереди «паровоз» - огромный детина с модной бородой и в шляпе. Актеры-вагоны явно торопятся отправиться в путь. Наконец появляются пассажиры. На штанкете опускается щит с надписью «Камера хранения». Пассажиры расхватывают подвешенные чемоданы, отливающие «золотом фольги». Остается только один, никем не востребованный чемодан. Поезд уже готов к отправлению. Оркестр дает первый музыкальный аккорд. Вдруг один из пассажиров нажимает стоп-кран. Отыгрыш в чемоданном строе. Скрежет тормозов. По пандусу, соединяющему зал и сцену наклонной плоскостью, догонял носильщика с тележкой, бегут четыре опоздавших пассажира. Музыкальное сопровождение застыло на тревожной ноте. Что это? В поезд опоздавших не принимают. Во-первых, где смокинги, белые перчатки? Во-вторых, и это самое главное, чемоданы обыкновенные! Но недоумение рассеивается быстро. Из чемоданов извлекают белые перчатки и смокинги. Пассажиры синхронно поворачивают чемоданы, предъявляя «золотую» визитную карточку. Все в порядке. Одна мелочь - надо расплатиться с носильщиком. Один из великолепной четверки срывает с чемодана яркую наклейку. Носильщик считает, что такая плата слишком мала. Остальные быстро срывают по наклейке с каждого чемодана. Молчание. Тогда раскрывается один чемодан, и в тележку носильщика сыплются пачки ярких наклеек. Носильщик доволен. Поставив тележку на край пандуса, он ловко прыгает в нее и стремительно вкатывается в зрительный зал. Привычно прожонглировав пачками «банкнот», носильщик начинает рассказывать притчу: «Встретил путник человека, везущего тачку, груженую камнями, и спросил его: «Что ты делаешь? Тот ответил: «Зарабатываю себе на жизнь». Загорелся красный свет. Музыкальное вступление. Чемоданный поезд набирает ход. За каждым чемоданом актер-пассажир. Танцующий поезд движется по сцене, затем между зрительскими рядами и, наконец, вновь появляется на сцене. Резкий звук на электрогитаре, скрежет тормозов, удар по тарелкам - сталкивающиеся вагоны, соответствующий отыгрыш в чемоданном строе. Все пассажиры фирменного поезда оказываются под чемоданами. Выползая из-под них исполняют зонг. Утро-вечер, утро-вечер, день и ночь. Стрелки, цифры, циферблаты, сутки прочь. Гири, мятники, цепи, медный гуд. Все торопятся куда-то, все бегут и т.д. Быстрый ритм барабана подхватывают другие инструменты оркестра. Непринужденно и деловито пассажиры фирменного поезда строят из чемоданов то, что составляет предел их мечтаний, - дачи, машины и т.п. И все из «чистого» золота. Вверх - вниз, вниз - вверх поднимаются штанкеты. Играет на фольге свет прожекторов. На весёлой ноте оборвалась музыка. Стоп-кадр. Поочередно выходя на авансцену, пассажиры поезда «Выгода» с вызовом зачитывают письма-документы. «Мне 22 года, я работаю инженером в одном КБ и имею оклад 120 руб. одновременно делаю чертежи и дипломы нерадивым студентам, причем, беру по-божески. Летом в отпуске разгружаю вагоны и вот сейчас имею около 3 тыс.руб. на книжке.» (Из письма Игоря Когоева в журнал «Ровесник». Пример 1987 г.). На последней фразе монолога опускается «золотой» чемодан. Тревожно замигали светофоры. На сцене появляется проводник и весело объявляет: «Цена выгоды!». Под веселую музыку оркестра поезд набирает ход. Веселый танцующий поезд движется по авансцене. Снова резкий звук электрогитары - скрежет тормозов, удар по тарелкам - сталкивающиеся вагоны, соответствующий отыгрыш в чемоданном строе. Все оказываются в чемоданах. С трудом откидывая их крышки, авторы исполняют зонг: Знаю, тебя не прельстит работа! Нет, не работой жив человек. Но ради денег не жалко пота, Денег еще никто не отверг! (захлопнулась крышка одного чемодана) Страшная злоба миром владеет, Каждый каждому ставит капкан. И потому добивайся денег Злобы сильнее любовь к деньгам! (захлопнулась крышка другого чемодана) Подбросив чемоданы высоко вверх, ловко поймав их и оседлав, пассажиры мерно раскачиваются под стук колес. Приглушается свет. Опускается киноэкран. Усиливается фонограмма стремительно мчащегося поезда. Теперь сцена и экран - единое купе, где среди задорно поющей молодежи мы видим одного из наших «героев», получившего желанный миллион. На экране идет сцена в поезде из кинофильма «Золотой теленок». В оркестре забил барабан. Его рокот усиливается ритм-барабаном. Вступили медные трубы и тарелки. Актеры-исполнители постепенно втягиваются в какую-то страшную ритуальную пляску. Головы запрокинуты. Взмыли вверх руки, перекидывающие друг другу чемоданы, освещенные прожекторами (блеск «золота» - чернота; блеск «золота» - чернота). «Клад» - чемоданы переходят из рук в руки, вновь выстраивая фирменный поезд. Резкий музыкальный аккорд. Поезд еще не успел набрать скорость. Включились все красные светофоры. Замигали огнями. Переведена стрелка железнодорожных путей. Опустился шлагбаум. Поезд идет в тупик. Скрежет тормозов. Стоп-кадр. Поднимается на штанкете правая половина щита с надписью «Камера хранения». Высвечивается оставшееся слово «камера». Ударили на миг в зале все прожектора. Темнота. Вспышки стробоскопа, словно фото-вспышки: фас - стоп-кадр; профиль - стоп-кадр и т.д. полная темнота, и через несколько секунд вспыхивает яркий свет. Диспетчер: Внимание! Внимание! Внимание! Всех желающих отправиться по маршруту «Станция детства - Станция Сбывшихся Надежд» приглашаем занять свои места. Проводник: Эпилог! В котором каждый из вас может выбрать любой понравившийся поезд. Мимо проводника идут пассажиры с чемоданами. На авансцену выходит Мальчик с радужным чемоданчиком. Мальчик (обращаясь к проводнику): Добрый день! Проводник: Добрый день Мальчик: Что вы делаете? Проводник: Сортируем пассажиров и отправляем их в поездах по тысяче человек, один поезд - направо, другой - налево. (Сверкая великолепием, по сцене промчался поезд «Престижность»). Мальчик: Куда они спешат? Чего они ищут? Проводник: Даже сам машинист этого не знает! В другую сторону промчался серый поезд «Случайности», представляющий мозаику цветных пятен, небрежно разбросанных по чемоданам: красные, серые, желтые, фиолетовые... Мальчик: Они уже возвращаются. Проводник: Нет, это другие. Это встречный. Мальчик: Им было нехорошо там, где они были прежде? Проводник: Там хорошо, где нас нет. Прогремел, сверкая великолепием «золота», третий поезд «Выгода». Мальчик: Они хотят догнать тех, первых? Проводник: Никого они не догоняют, люди забираются в скорые поезда, не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую - и все напрасно. Они не понимают, о ищут. А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе... Оркестр исполняет музыку В. Шаинского «Голубой: он». Через все выходы зрительного зала выплывают голубые детские коляски. За каждой коляской юноши и девушки в голубых фирменных сорочках. На сцене детские коляски образую единый состав. Теперь на сцене состав прогулочных колясок с играющими малышами. Звучит фонограмма с записью детских голосов. Вслед за малышами через зрительные ряды на сцену выкатываются тележки с сидящими на них первоклашками, в руках у них буквари и тетрадки. Покинув свои тележки, дети, играя, выбегают на авансцену со всеми игрушками, из больших Кубов начинают строить сказочный замок. В это время звучит фонограмма документальной записью детских разговоров. Проводник наблюдает за детской игрой - строительством. Замок построен. Проводник (в зал): Встретил путник человека, везущего тачку, груженную камнями и спросил его: Что ты делаешь? И услышал гордый ответ: «Строю Шартский собор!». Зал наполнился ярким светом. Замигали зеленые светофоры. Под музыкальную тему оркестра остальные участники представления выстраиваются в глубине сцены за чемоданами, изображающими поезда «Случайности», «Престижности», «Выгоды», «Призвания». Перевернули и открыли чемоданы, из которых вспыхнули букеты красных роз. Спустились к зрителям и запели: Когда Вам надоели закаты и рассветы Над местной речкой иль около пруда. Если вам нужен запах свежих роз Добро пожаловать к нам на паровоз. Наш паровоз, представьте, без колес Угля не надо и воды Но паровоз всегда в пути, и он по разным адресам Всех развезет, поверьте нам! (2 раза) С песней веселый поезд, увлекая за собой зрителей, устремляется в фойе к справочному бюро, где начинается последний эпизод, который поможет участникам представления сделать свой выбор профессии. После консультаций с психологами, социологами, педагогами проводники приглашают участников представления занять места в автобусах, декорированных под вагоны голубого поезда. Экскурсии по предприятиям, встречи с мастерами профессий, с преподавателями училищ и институтов станет логичным продолжением театрализованного представления «Ехал поезд...». К сожалению, еще не изменились укоренившиеся в сознании стереотипы, приписывающие социальный эффект лишь воздействию «истинных» или «высоких» произведений искусства, хотя на сегодня мы уже знаем существование иных типов связей. Это хорошо понимал А.С. Пушкин, когда писал, что «иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных» (131, 30). Это принципиально важное значение А.С. Пушкина имеет непосредственное отношение к сценарной культуре режиссеров театрализованных представлений и праздников, так как не само по себе «сочинение» важно, а его результат, моделируемый при здании сценария. Опрос выпускников школ, после проведения театрализованного представления, позволил получить следующие данные. Задумались над необходимостью правильного выбора профессии - 87% представление помогло утвердиться в правильности выбора профессии - 48% помогло изменить первоначальные планы выбора профессии - 44% Это дает возможность участникам театрализованных представлений, находящимся в специфических, интерперсональных отношениях (возможных только при наличии СПОД), максимально эффективно осуществлять, путем целенаправленного сотрудничества абсолютно всех участников, рост социальной и личностной творческой зрелости. Сущность сценарно-педагогического моделирования заключается в разработке воспитательных целей, направленных на ожидаемое поведение аудитории. Анализ художественно-педагогической деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников показал, что повторяя в своей структуре компоненты общепедагогической и сценарно-режиссерской деятельности она не является их аналогом, а выражает проявление сценарной культуры в ее личностном аспекте. В каждом из выделенных компонентов художественно-педагогической деятельности сценарная культура находит конкретное и специфическое воплощение, а именно: 1) в отборе «фактов жизни» и «фактов искусства»; 2) в умении точно сформулировать проблему; 3) найти аспекты (блоки) проблемы и 4) разработать художественную программу воспитательных целей (т.е. создать смысловой каркас сценария). Проделанный теоретический анализ позволил разработать условную модель БАЗЫ сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников, в которую включены следующие характеристики: 1. Организаторские способности. 2. Эмоционально-волевая воздейственность. 3. Этика общения. 4. Проблемное мышление. 5. Системные общехудожественные знания, содержание которых обусловлено целостностью сценарной культуры. 6. Системные сценарно-режиссерские знания и навыки. 7. Профессиональные умения в области художественно-педагогического воспитания. 8. Опыт художественно-педагогической деятельности и эмоционально-ценностных ориентации в мире сценарной культуры. 9. Профессиональные навыки в области сценарно-педагогического моделирования поведения аудитории (создании художественно-педагогических программ воспитательных целей или смысловых каркасов сценария). Таким образом, исследование теоретических предпосылок формирования сценарной культуры показало органичность междисциплинарного культурологического подхода для подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в высшей школе. Это создало основу для изучения вопросов содержания профессионального обучения студентов данной специализации и рассмотрения сценария как художественно-педагогической программы .
|