Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методы исследования
Предлагаемая методология образования строится на базе культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский), в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры, что позволяет гармонично сочетать всестороннее развитие личности и воспитание социально-ориентированного и общественно-ответственного субъекта. В связи с этим образование мы рассматриваем как специфический способ «пре - образования» природных задатков и возможностей человека. Методологическую основу учебного пособия составили идеи и прогрессивные теоретические взгляды крупнейшего теоретика и практика политико-воспитательной работы А.В. Луначарского, подчеркивающего значение подлинной демократизации массовых форм культурно-просветительной деятельности. Осмысливая значение театрализации досуга, А.В. Луначарский утверждал возможность и необходимость ее применения в «известном педагогическом смысле». Концепции А.В. Луначарского - пропагандиста демократических традиций театра, живо откликающегося на любые сценические эксперименты, принимавшего участие в редактировании и обсуждении сценариев массовых представлений, его идеи в определении перспектив массового театра, его огромный авторитет и богатейшее театральное наследие - составили серьезную методологическую платформу. Работы русских и советских педагогов К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского имели принципиальное значение при рассмотрении вопросов воспитания личности в коллективной общности. Отправным пунктом исследования стали прогрессивные взгляды А.П. Пинкевича, подчеркивающего, что педагогика в своем основании научна, а в своем практическом приложении она является искусством. Работы, посвященные педагогике сотворчества (Ш.Л. Амонашвили. Г.И. Гончарова, И.Ф. Гончаров), также сыграли существенную роль в разработке методики преподавания художественно педагогических основ сценарного мастерства. «Историчность» как метод анализа конкретной ситуации был важным методологическим принципом познания и практики сценарного творчества. Обращаясь к богатому наследию истории массовых праздников, насчитывающей около 30-ти веков, прослеживая генезис драматургии от праздников Древней Эллады, маскарадных процессий средних веков, мистериальных представлений 15-16 веков, комедий дель арте, праздиков французской революции (1789-1794 гг.), политизированных праздников 20-30-х годов, отбирая скудные сведения сценарного творчества, автор опирался на груды мыслителей и таких исследователей мировой культуры, как Платона, М.Бахтин, А. Веселовский, А. Гуревич, Д. Лихачев и А. Панченко, Ю. Липе, Ю. Лотман, В. Пропп, В. Шкловский. Наибольший интерес из опыта работы сценаристов в первые годы власти представляли работы Г. Авлова, Н. Кирмннского, А. Пиотровского. М. Петровского. В силу комплексного характера теоретических концепции учебного пособия автор опирался на основные методологические положения философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогики. Автор обращался к фундаментальным трудам по проблемам воспитания (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко), на исследования философских (В.Г. Афанасьев, М.С. Каган, А.И. Мазаев, И.С. Мансуров, В.К. Скатерщиков, Э.В. Соколов), социологических (А.Л. Вахеметса и С.Н. Плотников, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, Ю.А. Шеркович, В.А. Ядов), социально-психологических (В.А. Апполонов, Е.С. Кузьмин, И.Т. Левыкин, П.В. Симонов, В.Д. Парыгин) и педагогических (АА. Конович, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.А. Разумный, В.Е. Триодин) аспектов изучаемой темы. Значительную роль в осмыслении специфики сценарного творчества режиссеров театрализованных представлении и праздников сыграли взгляды М. Бахтина, писавшего всякое творчество определяется своим предметом его структурой. Особое место в учебном пособии заняли работы выдающихся деятелей культуры и искусства A.M. Горького, В.Э. Мейерхольда, СМ. Эйзенштейна, Э. Пискатора, Б. Брехта, Дж. Лоусона. Движение теоретической мысли должно рассматриваться не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего - диалектически, так как одним из важнейших методологических принципов теоретического познания и практики является принцип развития. В этом! смысле среди публикаций, затрагивающих определенные срезы аспектов авторской позиции, следует выделить работы Э.В. Вершковского, В.Л. Дранкова, А.П. Маркова, А.Д. Силина. Особую роль в разработке концептуальных понятий, используемых в исследовании сыграло высказывание Д.Н. Аля о недопустимости механического, непродуманного переноса в массовый театр понятий и терминов общей теории драматургии. Неоценимую помощь в аргументации авторской концепции создания методики работы над сценарием сыграла огромная практика и теоретические работы И.Г. Шароева, который писал: «Мы, практики жанра, редко ведем разговор о мастерстве сценариста. А ведь это очень важно, чтобы драматург, работающий над созданием массового праздника...., знал технологию своего ремесла, был знаком с теми основными закономерностями, которые является определяющими в этом жанре» (222, 63). Преимущественное значение для доказательства гипотетических положений имели работы современных авторов: Д.М. Генкина, А.И. Коновича, Ю. Смирнова-Несвицкого, И.М. Туманова, И.Г. Шароева. В работе применялись следующие методы исследования: - теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; - изучение индивидуального опыта работы педагогов сценарного мастерства; - анализ учебно-педагогической документации (учебных планов, программ, квалификационных характеристик), - моделирование сценарной культуры как личностного образования; - профессиографический анализ художественно-педагогической деятельности режиссеров театрализованных, представлений и праздников; - создание учебных моделей, позволяющих интерпретировать феномен сценарной культуры в содержании общехудожественной и специальной педагогической подготовки студентов; - опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперт, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, рейтинг методик). Реализация вышеназванных задач потребовала опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с 1975 по 2003 годы на базах высших учебных заведений: Московского государственного университета культуры и искусств Алтайского государственного института культуры, Кемеровской государственной академии культуры и искусств, Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Автором проводились исследования с 1975 года. Первый этап разработки проблемы осуществлялся с 1975 по 1979 годы. На начальном этапе автором была заложена долгосрочная программа изучения эффективности театрализованных представлений и праздников и их зависимости от качеств сценария. Различными приемами и методами эмпирического исследования изучалась педагогическая действенность сценариев. Во время проведения эксперимента велась фиксация зрительских реакций в их эмоциональном проявлении. Данные обратной связи анализировались и позволяли судить о достоинствах и недостатках сценариев. Используя методы математической обработки количественной информации, была создана серия таблиц, диаграмм, шкал, позволяющих отобразить динамику эмоционального, ценностного отношения зрителей- участников к проводимым представлениям и сценариям. Обобщение графиков наблюдений дало возможность мни график коллективной реакции участников на те или иные эпизоды сценария. Второй этап (с 1979 по 1985 г.) характеризовался критическим осмыслением методики преподавания дисциплин «Сценарное мастерство» в вузах культуры и искусств. Здесь автором была выявлена закономерность, указывающая на показатели брака в обучении студентов художественно-педагогическим основам сценарного творчества. Этот факт позволил задуматься о создании принципиально новой концепции обучающей технологии сценарного творчества. В 1985 по 1989 г. теоретическая концепция прошла апробацию на теоретических и практических занятиях по курсу «Художественно-педагогические основы сценарного творчества». Опыт преподавания, данные обратной связи (студенты), большой творческий сценарно-режиссерский опыт автора позволили внести существенную корректировку в разработанную методику преподавания. С 1989 по 2003 г. проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию сценарной культуры студентов в рамках учебно-воспитательного процесса и учебно-производственной практики. Таким образом, исследование, осуществлявшееся на протяжении почти 30-ти лет, состояло из ряда этапов, на каждом из которых происходила выкристаллизация и более четкое обоснование смыслового ядра проблемы - методологии, теории и практики формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников. Под методологией формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников мы понимаем деятельность педагога, направленную на выработку теорий, учебных программ, планов, методик, методов, форм и средств, позволяющих студентам целенаправленно и эффективно теоретически познавать, практически преобразовывать в художественно-педагогическом русле полифоническую структуру досуговой деятельности, создавать культурно-досуговую среду, способствующую самореализации личности. Учебное пособие «Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников» закладывает, на наш взгляд, прочную методологическую базу для повышения теоретико-практического уровня предмета «Основы сценарного мастерства».
|