![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии терапевтического процесса
Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные варианты периодизации группового развития, один из них был предложен Г. Конопкой [14.-Р. 153]. Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно: 1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы; 2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы; 3) установление вербальной коммуникации между членами группы; 4) установление невербальной коммуникации между членами группы; 5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды [1. — С. 84 — 85]. Ряд современных исследователей, таких как Маер (Maier), Трекер (Trecker), Сарри (Sarri), Галински (Galinsky) и др., предлагают различать определенные стадии терапевтического процесса. Вместе с тем важно отметить, что стадии работы с группой имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы. 1. Стадия ориентации — клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность». 2. Стадия власти — оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы. 3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания. 4. Функциональная стадия — группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений. 5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности [1; 16].
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей: 1) изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта; 2) изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивида, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи; 3) осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения для эффективного социального функционирования; 4) достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивида [9; 14]. Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи. Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои " особые", значимые проблемы и установить особые отношения». Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента [14. — С. 74]. Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии (табл. 7). Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести: посреднический обмен между клиентами; общение; самоосознание существующих проблем; реалистичное оценивание своих проблем; принятие социальных норм и ценностей.
Таблица 7
Различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии
|