Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психосоциальной работы
Очевидно, что психосоциальный подход на практике должен реализовываться в рамках конкретных технологий и/или методов. Одной из наиболее распространенных в зарубежной практике технологий является ведение случая так называемой «мультидисциплинарной командой», в состав которой практически всегда входит, наряду с социальными работниками, психолог. В словосочетании «мультидисциплинарная команда» смысловую нагрузку несет как слово «мультидисциплинарная», так и слово «команда». Работа может вестись как различными специалистами, не составляющими команду, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Однако в отношении ведения случая в социальной работе наиболее эффективным методом на сегодняшний день считается именно командная работа различных специалистов. Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды (например, В.Э.Пахальян отметил, что работающие в одной социальной службе психолог и социальный работник часто просто не понимают профессиональный язык друг друга). Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды. В практике зарубежной социальной работы существуют три основные модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная) и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная. Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенных заданий. Внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде нередко сравниваются с взаимоотношениями между детьми: бок о бок, но порознь. Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует довольно много неясностей и пробелов. Негативные моменты сосредоточены главным образом в проблеме организации и управления. Рекомендации по услугам, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоординированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями. План предлагаемых услуг состоит из случайных и противоречивых действий, что увеличивает стоимость услуг и делает их нелимитируемыми. Похоже, что именно по этой модели построена деятельность большинства отечественных социальных служб, в штат которых входят специалисты разного профиля (социальные работники, педагоги, психологи, юристы, медицинские работники и др.). Особенно перспективным в создании более скоординированного плана услуг считается междисциплинарное/межпрофессиональное направление. Для него характерно более продолжительное и тесное взаимодействие независимых специалистов в рамках регулярных (еженедельных) встреч, что делает процесс планирования и оказания услуг более конкретным и эффективным. Междисциплинарная команда характеризуется определенным порядком взаимодействия и построением согласия. Регулярные встречи представляют собой главным образом обсуждение случаев. Клиенты или члены семьи встречаются либо со всей командой, либо с отдельным ее представителем. Консультации, которые предлагаются специалистами, построены на принципах сотрудничества, т.е. практически все этапы и стадии работы обсуждаются с клиентом и закрепляются контрактом, который определяет, какие услуги и на каких условиях (финансовых и пр.) будут оказываться. Это повышает эффективность и быстроту процесса поиска согласия и делает действия более скоординированными. Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предлагать большой выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда, применяя интерактивный подход, для оказания более качественных услуг клиенту может вступать во взаимодействие с какими-либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ГРУППЫ
Несмотря на определенные особенности и различия, междисциплинарные команды создаются и строят свою работу по одним и тем же принципам, к которым относятся: 1) принцип членства; 2) принцип интеграции; 3) принцип коллективной ответственности. Принцип членства. Членом междисциплинарной группы считается профессионал независимо от того, является ли работа в команде его основной деятельностью. Требования к научной и практической компетенции сотрудников, а также их количественный состав определяются менеджером группы при ее создании. Принцип интеграции основывается на том, что междисциплинарную группу составляют представители различных профессий, чьи знания и профессиональный опыт призваны помочь в достижении единой цели. Различают три типа групп по степени интеграции. 1. Группы, созданные специально для обсуждения конкретного случая. Представители различных профессий приглашаются в такого типа группы для того, чтобы обсудить проблему, поделиться информацией, которой они обладают в рамках своего профессионального опыта, найти пути решения данной проблемы, а также выбрать человека, ответственного за выполнение этого решения. Члены группы могут быть созваны вновь для обсуждения достигнутого прогресса в решении данной проблемы, а также определения дальнейших действий в рамках конкретною случая. 2. Группы, созданные для решения сходных проблем. Члены группы чаще всего не участвуют в систематических совещаниях, а используют телефонные переговоры или консультации между профессионалами. 3. Междисциплинарная группа, работающая регулярно (чаще всего раз в неделю) в специально установленное время, созданная для решения проблем, относящихся к различным областям социальной работы. Принцип коллективной ответственности. Члены группы ответственны за использование коллективных ресурсов наиболее эффективным путем для удовлетворения социальных нужд клиентов. Такими ресурсами являются финансирование работы группы и ее рабочее время (даже те члены команды, которые работают в ней по совместительству, обязаны рассматривать свое рабочее время как коллективный ресурс). Каждый участник работы группы профессионально и юридически ответственен за собственные и групповые решения. Данные принципы являются своего рода методологической базой для работы междисциплинарных команд. Традиционно междисциплинарная группа имеет в своем составе менеджера, который руководит деятельностью группы и отвечает за выполнение следующих задач: • планирование деятельности группы; • интервьюирование профессионалов и назначение их на должности; • введение сотрудников в курс дела; • распределение обязанностей; • анализ проделанной работы; • предоставление отчетов о деятельности группы; • обеспечение профессионального роста членов команды с целью повышения качества деятельности группы; • обеспечение оптимального режима работы группы. Различают пять типов междисциплинарных групп по организации деятельности. 1. Профессионалы, работающие в группе, обладающей данной структурой, чаще всего имеют основное постоянное место работы Поэтому деятельность каждого участника в команде направляется руководителями тех учреждений, где они работают на полной ставке. 2. Команды, во главе которых стоит один руководитель (данная модель наиболее популярна в США, Австралии и некоторых европейских странах). 3. Внешний координатор деятельности команды и ее лидер распределяют между собой задачи по организации деятельности команды (данная модель наиболее популярна в Великобритании). 4. Члены группы работают в ней по контракту, который заключается между ними и лидером группы. 5. Смешанная управленческая структура, в которой менеджер может быть ответственен за организацию деятельности основных членов команды и заключать контракты с ее временными членами. Знание данных типов структур организации деятельности необходимо для того, чтобы построить работу группы наиболее эффективным образом, а также разрешить наиболее острые противоречия, возникающие в процессе работы группы. Для обеспечения оптимального режима работы группы менеджерам необходимо решить следующие задачи: соблюсти необходимый баланс между профессиональной автономией членов группы и их совместной деятельностью, а также создать четкую систему, в которой каждый член группы был бы ответственен за определенную часть работы. При работе с клиентом междисциплинарные группы чаще всего проходят следующие этапы: рассмотрение случая, обмен мнениями, распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства, вмешательство, анализ проделанной работы, завершение работы. Некоторые команды придерживаются одной стратегии при работе с клиентами, другие разрабатывают разные — для определенных групп клиентов. Но вместе с тем существуют общие типы стратегий работы с клиентами. 1. Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды. 2. Стратегия «почтового ящика». Члены группы собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе. 3. Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды. 4. Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов группы будет вести данный случай. 5. Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о достигнутых результатах, потребностях клиента и рекомендациях на будущее; затем группа решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме. 6. Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах. Библиография
1. Brown A., Clough R. Groups and groupings: life and work in day and residential centres. — L., 1989. 2. Contemporary Social Work. — N.Y., 1980. 3. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. — N.Y., 1988. 4. Handbook of theory for practice teacher in social work. — L., 1992. 5. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — L., 1978. 6. Johnson L. Social work practice. — Boston, 1983. 7. Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.Y., 1963. 8. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. — Merrill Publishing Company, 1990. 9. Pappell C., Rothman B. Social Group Work Models: Possession and Heritage. - N.Y., 1966. 10. Turner F. Social work treatment. — N.Y., 1986. 11. Vlnter R. The Essential Components of Social Group Work Practice. — Ann Arbor, 1987. 12. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М., 1990. 13. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995. 14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. 15. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М., 1981. 16. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3. 17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. 18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2000.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику общей модели групповой работы. 2. Какие основные психосоциальные теории лежат в основе групповой модели? 3. Раскройте основные этические принципы работы с группой. 4. Что общего и какие различия между социальной работой с группой и групповой психотерапией? 5. Какие основные стадии проходит группа в своем развитии? 6. Какие принципы лежат в основе работы команды? 7. Дайте характеристику работы специалистов в команде.
|