Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психоактивные вещества
Психосоциальная практика работы с группами лиц, употребляющих психоактивные вещества, первоначально определилась как клиническая модель работы с индивидами, больными алкоголизмом. Группы анонимных алкоголиков продемонстрировали эффективность работы, которая строилась на взаимоподдержке лиц, «равных по положению». Терапия групп данного уровня показала эффективность как в плане лечения, так и организации. Групповой метод позволял лучше строить социальные сети, регулировать отношения со средой, выводить клиента из ситуации социальной изоляции. В процессе групповой работы формировался положительный образ клиента — от «алкоголика» к «добропорядочному гражданину». В результате можно отметить положительную идентификацию клиентов, улучшение социального функционирования, межгрупповых отношений. Группа выступала своеобразной лабораторией, где восстанавливались утраченные навыки позитивного социального взаимодействия, происходило обучение активному общению. Терапевтическая направленность групп проявлялась в том, что она обеспечивала процесс ресоциализации, позволяла клиентам с депрессивными качествами адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Практика психосоциальной групповой работы с больными алкоголизмом исходит из следующих основных терапевтических компонентов, обеспечивающих эффективный процесс социальной реабилитации клиентов. 1. Информация — относительно концепций алкоголизма, поведенческих альтернатив и других форм доступной помощи. 2. Надежда — положительные ожидания, сформированные в процессе групповой работы и направленные на то, что проблемы могут быть решены. 3. Универсальность — клиенты приходят к осознанию, что их случай не уникален, он имеет решение, а чувства и тревоги, которые его беспокоят, могут быть поняты и приняты окружающими. 4. Катарсис — клиенты узнают, что любые чувства могут быть выражены, осмыслены и обсуждены конструктивным способом, а не сублимированы в страх, беспокойство, тревогу. 5. Альтруизм — взаимопомощь и взаимоподдержка раскрывают ценностный смысл человеческих отношений. 6. Изучение новых социальных навыков — модель практики клиентов, осваивающих новые стратегии поведения. 7. Солидарность — обретение идентичности, нахождение новых отношений в группе, осуществляющей заботу и внимание, ориентирующей на положительные изменения — жизни без алкоголя. 8. Межгрупповые связи — в процессе складывания и выяснения отношений в группе клиенты становятся более ответственными не только за свои поступки, но и за поступки членов группы. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
|