![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь основных терминов⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ — отсутствие у человека средств, которые общество считает необходимыми для поддержания минимально допустимого прожиточного уровня жизни. АНОМИЯ — искажения в ценностно-нормативной системе. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ — в социальной работе — знания, извлекаемые из исследований, теоретических суждений, системно изучаемых релевантных феноменов, опыта практикующих социальных работников. ВАЛИДНЫЙ КОНСТРУКТ — в социальных исследованиях — комплекс методов, оценивающих действительность релевантным инструментарием. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — сообщение информации посредством человеческой речи. ВЗАИМОПОМОЩЬ — взаимовыручка, в более узком экономическом смысле — форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ — комплекс мероприятий, направленных на улучшение социальной микросреды. ГИПОТЕЗА — предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, а также дать предварительное объяснение факту или группе фактов. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСОБИЯ — средства, выплачиваемые клиенту социальными службами или другими организациями. ДИАГНОЗ — в социальной работе — процесс понимания конкретной проблемы, ее корней и возможных путей помощи. ДИСКУРС — логическое рассуждение как противопоставление интуитивному выводу. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни, объединяющий все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях; включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, психогигиены и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и т. д. ЗНАНИЕ — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. ИНВАЛИД — человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость ею социальной защиты. ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — вид социального обслуживания и система соответствующих структур местных органов власти, деятельность которых направлена конкретному человеку путем оказания адресной материальной, психологической и социальной поддержки. ИССЛЕДОВАНИЯ — стандартизированные процедуры, направленные на поиск знаний. КЛИЕНТ (в литературе по социальной работе нередко используется термин «пользователь услуг») — человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации и не может с ней справиться. КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ — помощь клиенту в изменении своих когнитивных процессов, тем самым дающая возможность справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами. КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена коммуникативными действиями между субъектами. КОММУНИКАЦИЯ — акт общения между двумя или более индивидами, основанная на их взаимодействии. КОНГРУЭНТНОСТЬ — степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете). КОНСТРУКТ — комплекс абстрактных понятий и эмпирических ссылок. КОНТРАКТ — рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен. КОНЦЕПТ — абстракция, генеральная идея, символ, представляющий класс определенных событий и феноменов, например: эго, стресс, социальный тип, социальное функционирование. ЛИБИДО — изначально означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений специфическую сексуальную энергию, которая теоретически может быть измерена, но на данный момент она неизмерима. ЛИЦО БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА — человек, не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни. МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ — помощь индивидам с целью получения образцов поведения, дающих возможность им успешно функционировать в окружающей среде. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — специфические процедуры, включающие ряд необходимых последующих действий, таких как формулирование гипотезы, эксперимент, верификация полученных данных. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — передача информации посредством знаков оптико-кинестезической, паралингвистической и экстралингвистической систем, организация пространства и времени коммуникативною процесса посредством визуального контакта. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — агентство, деятельность которого носит исключительно благотворительный характер и не направлена на получение прибыли. НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ — степень несоответствия между сообщением, опытом, сознаванием. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ — деятельность социального работника в интересах клиента, когда цели работы определяются в результате прямого контакта с клиентом. ПЕНСИЯ — денежное обеспечение, получаемое гражданами из общественных фондов потребления. Старость, потеря трудоспособности, выслуга лет, потеря кормильца — все эти факторы являются основанием для начисления пенсии. ПОМОЩЬ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА — система социальных услуг для обеспечения поддержки клиентов в конкретном районе. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — в социальной работе — эклектические конструкты, включающие в себя системные теории и объяснительные модели, принципы, используемые в помогающей практике и служащие для понимания индивидов, их проблем, жизненных ситуаций. ПРИНЦИП — основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства. ПРИНЯТИЕ — отношения, устанавливаемые социальном работником, выражающиеся в симпатии к клиенту, в поддержании постоянной заботы и сочувствии. ПРОБЛЕМА — ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ — оказание клиенту помощи в осознании своих проблем и реализации действий по их решению. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в области социальной работы. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ — негативные изменения в личности социального работника как последствия временных психических состояний усталости и напряженности, приводящие к кризисам и ошибкам в профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — характеристика специалиста по социальной работе, степени его соответствия требованиям профессии. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач в социальной работе. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ — социальная роль, обусловленная местом индивида в системе объективных социальных отношений, а также совокупностью осуществляемых им функций. ПРОЦЕСС — организованная, последовательная деятельность социального работника, направленная на развитие способностей клиента самостоятельно решать свои проблемы. РАБОТА В МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ - спектр методов, используемых для повышения качества жизни населения на данной территории. РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ - один из основных методов социальной работы, направленный на решение проблем конкретного человека. РАБОТА С ГРУППОЙ — метод социальной работы, когда люди, имеющие общие интересы или проблемы, при участии социального работника регулярно встречаются для осуществления деятельности, направленной на достижение общих целей. РЕДИСТРИБУЦИЯ — передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей на различные общественные нужды. РЕЦИПРОКАЦИЯ — взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (по А. Маслоу) — наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — право клиента самостоятельно принимать решения. СЕКСИЗМ — институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ — комплекс подходов и методов помощи семье в разрешении проблем, возникающих во взаимоотношениях между ее членами. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» - дезадаптированность к рабочему месту вследствие чрезмерной профессиональной нагрузки и неадекватных межличностных отношений при оказании профессиональной помощи. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их реализацию по предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, смерть кормильца, инвалидность и т.д.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — наука и практика создания системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — временные меры адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), которые проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.). СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — профессии в сфере социальной работы, обеспечивающие социальные перемены, помогающие разрешать проблемы в отношениях между людьми, повышающие социальное благосостояние людей, предоставляя им определенные полномочия и свободу. Применяя на практике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится в той области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальной работе основополагающими принципами являются принципы прав человека и социальной справедливости (определение дано Международной федерацией социальных работников в июле 2000 г. в Монреале, Канада). СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и т.д.), девиантного поведения личности. СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — особая область общественной жизни, существующая наряду с экономической, политической, духовной и взаимодействующая с ними. Взаимоотношения в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ — взаимодействие социального работника и клиента с целью оказания последнему конкретных услуг по организации поддержки со стороны окружающих, помощи в решении социальных конфликтов и проблем. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства и родительства, включает социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.), пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.), компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.), стипендии и т.д. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и др., обеспечивает гарантии социальных и профессиональных рисков различного типа. Важнейший источник социального страхования — обязательное удержание страховых взносов из заработной платы, дополняемое взносами работодателей. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - система мероприятий по созданию возможностей и условий, для всестороннего, всеобъемлющего культурного развития всего населения и его малообеспеченных слоев, при которых деятельность общественных индивидуумов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРИ ШКОЛЕ — направление школьной социальной работы, имеющее целью оказание помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — организации, деятельность которых направлена на поддержку развития человека и обеспечение его благосостояния. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ — действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ — экспертная оценка, предполагающая сбор данных о клиенте и условиях его жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ — учреждение социальной помощи, где человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК — работник социальной службы, оказывающий консультативные, реабилитационные, педагогические и социально-бытовые услуги клиентам. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — специалист, помогающий ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. СТАЦИОНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения. ТЕОРИЯ — система основных идей в той или иной отрасли знания. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА — совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации. ТИПОЛОГИЯ — в социальной работе — система, призванная классифицировать, систематизировать, организовывать явления и опыт практики в целостные релевантные структуры, например: типология индивидуальной работы, типология интервенций, типология диагностики и т.п. ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, безработица и т.д.). ФАКТ — событие, сделанное, совершившееся, находящаяся перед нами действительность, то, что, признается реально существующим. ФАНДРЕЙЗИНГ — деятельность по сбору средств или поиску спонсора для финансирования определенного проекта. ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - учреждение социальной защиты населения, осуществляющее организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. ЧЕРТА БЕДНОСТИ — средства, которые общество считает необходимыми для обеспечения минимально допустимого прожиточного уровня жизни населения в данный момент. ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА - подразделение школы, предназначенное для организации активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников и родителей, внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, своевременной и всесторонней помощи детям и учителям с целью защиты их личностных прав и предупреждения их нарушений. ЭМПАТИЯ — особый способ понимания чувств другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния, в проникновении в его переживания. ЭТНОЦЕНТРИЗМ — система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. ЭФФЕКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ — способ оптимизации межличностного общения, процесс активного взаимодействия с партнером.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................... 3 Глава I. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОСОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ.......................................................... 5 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ..................................................................................................... 5 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 15 3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ............... В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ..................................... 23 Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.............................................................................. 34 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................ 34 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................. 41 3. МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................ 45 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................ 51 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 56 Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛУЧАЕМ................................................................................................ 62 1. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ... 62 2. ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 71 Глава IV. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ...................................................................................................... 78 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЯХ............................................................................................. 78 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................ 97 Глава V. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ......................................................................................................................... 115 1. ОФОРМЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ КАК ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ....................................... 115 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ В КОНЦЕ XX ВЕКА................................................................................... 126 Глава VI. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ............... КАК МЕТОД ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ......................................................... 134 1. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ. 134 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 143 Глава VII. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ......................................................................................................................... 149 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ...... 150 2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ПРАКТИКА......... С ЛЮДЬМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА................... 162 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ...................................................... 169
|