Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тоска по отцу
Гертруда: Я чувствую себя очень плохо. Мне не по себе. Во время расстановки, исполняя роль матери, я почувствовала такую слабость, какой не чувствовала еще никогда в жизни. Б.Х.: Но с тобой лично это не имеет ничего общего. Гертруда: Однако это продолжает влиять на меня. Мне чего-то не хватает. У меня есть к тебе вопрос, касающийся моего внебрачного сына. Я думала об этом весь обеденный перерыв. (Она тяжело вздыхает и вот-вот расплачется.) Я в чем-то виновата? Б.Х.: Возьми свой стул и поставь его сюда. Сядь передо мной и закрой глаза. Приоткрой рот, дыши спокойно и предоставь себя тому, что сейчас произойдет. (Б.Х. кладет руку на голову Гертруды и склоняет ее.) Б.Х.: Дыши интенсивнее! Подчинись внутреннему движению. (Гертруда всхлипывает.) Б.Х.: Представь, что ты держишь что-то в руках. (Немного погодя): Хочешь оставить это здесь? (Гертруда согласно кивает.) Б.Х.: Ну что, как ты себя чувствуешь? Гертруда: Лучше, но не понимаю, почему. Б.Х.: Не важно. (Видя, что она снова волнуется): Поддайся чувству, которое овладело тобой. Поддайся внутреннему движению. (Гертруда плачет.) Б.Х. (шепотом): Ты чувствуешь какую-то тоску? Гертруда: Я думаю о моем отце. Б.Х.: Закрой глаза и представь себе, что ты нашла дорогу к нему. (Гертруда всхлипывает.) Б.Х.: Не переставай глубоко дышать. Позволь всем накопленным чувствам выйти. (Дыхание Гертруды становится более спокойным.) Б.Х.: Ты знаешь старую песню о принце и принцессе? Гертруда: Нет. Б.Х.: Нет? В ней поется: «Они не могли соединиться, река между ними была слишком глубока...» Гертруда (смеется): Нет, мне удалось к нему приблизиться. Б.Х: Хорошо. О ранге мужа и жены в семье Георг: В каких случаях в расстановках семей место мужа справа от жены, а в каких слева? Б.Х.: Это зависит от конкретного случая. В основном оба родителя имеют одинаковый ранг. Вместе они занимают в семье первое место. Затем следуют дети: первый ребенок, второй, третий, четвертый и т. д. Между родителями не существует никакой очередности, так как они вступают в свою роль одновременно. Тем не менее в семье существует очередность по функциям. Отвечающий за безопасность в семейной системе, как пра- вило, имеет высший ранг, и обычно это муж. Тогда в расстановках он должен стоять справа от жены. Но в той или иной семье, например, в семье Иды, — судя по тому, что она нам здесь рассказала, — мать, очевидно, имеет первый ранг. В таких констелляциях жена стоит справа от мужа. Но существуют и другие ситуации, когда жена обладает преимуществом перед мужем. Подобные изменения очередности наблюдаются в тех случаях, если в родительской семье матери какие-то важные лица были исключены из системы, например, отец, потому что он не женился на матери, или же мать, вследствие ее тяжелой судьбы. В таких случаях исключенные члены семьи располагаются в порядке справа налево, затем — жена и на последней позиции — муж. Иерархия в такой расстановке определяется исходя из тяжести судеб членов семьи. Тэя, например, имела первый ранг в ее теперешней семье, так как динамика, исходящая из совокупности судеб членов ее родительской семьи, дала ей такое преимущество. Терапевт должен испробовать разные констелляционные возможности в каждом конкретном случае. Если кто-то из родителей раньше был помолвлен с кем-либо, его теперешний партнер должен стоять между ним и его бывшей невестой/женихом. Поэтому, например, в расстановке родительской семьи Дагмар ее мать должна была стать между своим мужем и его бывшей невестой, то есть мать Дагмар по очередности имела преимущество перед ее отцом. Такой позицией она показывает своему мужу и его бывшей невесте, что «принимает» его как своего мужа и что действительно имеет на него права. С другой стороны, не только связь между отцом Дагмар и его бывшей невестой прервется, но и эта женщина обретет свободу. Как бы то ни было, существуют и другие случаи, когда второму партнеру не позволено стоять между своим мужем/женой и его/ее бывшим невестой/женихом. Часто вторая жена не должна стоять между своим мужем и его первой женой в тех случаях, если та умерла или с ней очень несправедливо обошлись. Жена должна следовать за мужем, а муж - служить ей Б.Х.: Связь между двумя партнерами будет успешной, если жена последует за мужем в его страну, приобщится к его языку, его семье и культуре. Когда же муж следует за женой, в их отношениях возникает напряженность. Если мужчина женится и следует за женой в систему, из которой она происходит, то эта связь разрушится. В таких отношениях оба партнера не обретут никакой удовлетворенности. Ее можно добиться только в случае, если жена следует за мужем. Таков опыт моих наблюдений на практике. Если кто-то может привести противоположные примеры, я охотно выслушаю, но до сих пор я этого еще никогда не встречал. С другой стороны, нужно принять во внимание, что отношения будут удачными только тогда, если муж служит жене. Таким образом достигается равновесие между партнерами. Все это не просто теория, а выводы из моих личных наблюдений. Йонас: Это просто патриархат! Б.Х.: Ты ошибаешься. Мои наблюдения не опираются на патриархальные принципы. Йонас: Один мой друг, американец, живет со своей женой-индианкой вместе с ее семьей в Индии. Ему сейчас уже шестьдесят лет, и он чувствует себя там прекрасно. Их отношения - самые чудесные из тех, которые мне известны, но одновременно они представляют собой большое исключение. Б.Х.: Хорошо, беру назад свои утверждения. (Смех в группе.) Анне: Нет, пожалуйста, продолжай! То, что ты сказал, вызывает у меня определенные эмоции. Мне бы хотелось, чтобы ты еще поделился с нами своими наблюдениями. Б.Х.: Не беспокойся. Так быстро своего мнения я не меняю и не всегда сообщаю обо всем, что мне известно. (Йонасу): Как и во всех порядках, действующих в семейно-систем-ных структурах, в области, о которой здесь идет речь, иногда, конечно, наблюдается и обратная динамика. Подобное можно найти во всем. Поэтому, может быть и так, что твой друг нашел для себя самый подходящий вариант. Что же касается детей, родители которых происходят из разных стран, они не могут выбирать между странами происхождения своих родителей так, словно решают «за» или «против» одной из этих стран. Дети принадлежат обеим странам, хотя, как правило, страна отца имеет преимущество. Дагмар: По-моему, эта тема до определенной степени связана и с моей семейной ситуацией. И в моей семье получилось так, что муж должен был последовать за женой. Б.Х.: Когда муж следует за женой, отношения между ними отягощаются и ограничиваются. Однако «следовать за партнером» не значит подчиняться ему. Это означает только то, что последовавший за мужем/женой живет в семье своего партнера. Напрасная любовь Йоханн: Меня заинтересовало твое утверждение о том, что жена должна последовать за мужем. Уже два года у меня есть подруга в Швейцарии, и нам до сих пор не удалось установить действительно серьезных отношений и жить вместе. Меня это очень огорчает. Однажды я чуть не пересе- лился к ней, но все же решил, что это неправильно. Я как бы почувствовал, что это она должна приехать сюда. Мне этого очень хочется, но я не понимаю, почему нам не удается. Возможно, это я во всем виноват. Б.Х.: Позволь мне кое-что тебе сказать. Между мужчиной и женщиной все складывается в первые пятнадцать минут. Если же нет, то об этом можно просто забыть. Вильгельм: В первые пятнадцать минут? Б.Х.: Да, в этот короткий промежуток времени между ними устанавливаются все правила их отношений. Позже ничего нового к ним не добавится. Йоханн: Звучит очень безнадежно. Б.Х.: Лучше, если ты найдешь себе кого-то другого. Некоторые все еще машут вслед уходящему поезду, не замечая, что новый поезд уже пришел. Йоханн: У меня такое впечатление, что я люблю эту женщину, чем бы ни была эта любовь. Б.Х.: А она тебя? Йоханн: Я думаю, да. Но мне ясно, что ей очень трудно и страшно выразить эту любовь и претворить ее в жизнь. Я себя все время спрашиваю... Б.Х.: Нет. Об этом ты можешь забыть! Йоханнес: Что? Б.Х.: Однажды мне кто-то рассказал, что у него три женщины на примете, и он не знает, на какой из них ему жениться. Я попросил его сказать несколько слов о каждой. В итоге я посоветовал ему третью. Ему захотелось узнать, почему я так решил. Я ответил, что, когда он говорил о ней, его лицо просто сияло... (Йоханну): Когда ты говорил о своей подруге, твое лицо не «светилось». Йоханн: Но я знаю, что иногда это все-таки со мной происходит. Б.Х.: Некоторые полагают, что можно преодолеть препятствия в отношениях при помощи силы любви. Они уверены, что любовью они могут принудить судьбу дать им счастье, и если их любовь достаточно сильна, все проблемы исчезнут. Но они ошибаются! Йоханн: Я очень разочарован тем, что уже произошло между нами, но, несмотря на это, во мне все еще сохраняются чувства, вызывающие «сияние» на моем лице. Б.Х.: Знаешь, если бы оно было, я бы заметил... Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя? Ян: Я очень взволнован, и у меня тяжело на душе. Мне уже давно хотелось бы кое о чем рассказать. Четыре года назад я познакомился с женщиной. Но наши отношения закончились два с половиной года тому назад. Однако сейчас я замечаю, что эти отношения для меня как будто все еще существуют. Я продолжаю думать каждый день об этой женщине. Это очень сильно мешает в моих теперешних отношениях с другой женщиной. Я чувствую себя как бы привязанным к моей бывшей подруге, но не понимаю почему. Б.Х.: Значит, ты ей что-то должен. (Долгая пауза.) Б.Х.: Так что же ты ей должен? Ян: Не знаю. Я только замечаю, что страшно зол на нее. Б.Х.: Тебе известно, как появляется такая злость? Я знаю одно забавное выражение: «Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?» Злость служит защитой от чувства собственной вины. (Долгая пауза.) Б.Х.: Ну что? Ян: Возможно, я «должен» ей уважение. Б.Х.: В данном случае этого недостаточно. Позволь мне объяснить тебе кое-что. Мужчина, который находится в области влияния своего отца, привлекателен для женщин. Того же, кто находится в области влияния матери, они просто жалеют. Злость как защита от боли Роберт: Меня интересует то, что ты рассказал о такой злости. Я вижу связь между твоими объяснениями и моим разводом. Б.Х.: Когда связь между двумя партнерами рушится, они часто испытывают злость вместо печали. Если оба партнера просто отдадутся печали о том, что не получилось, то в дальнейшем они смогут нормально относиться друг к другу. В случае развода очень важно, если оба партнера отдадутся своей сильной боли со слезами. Многие ищут, кто виноват, потому что хотят избежать этой боли. Но принявший ее в итоге будет свободным. Сдержанная злость Хартмут: Я мучаюсь из-за проблемы злости, гнева и агрессивности. Я не припомню, чтобы когда-нибудь позволил себе выразить свою злость, гнев или агрессивность. Б.Х.: Очень хорошо! Это твоя способность к эмоциональной сдержанности, которая обычно встречается только у альфа-зверей. Хартмут (смеется): Сейчас вопрос в том, могу ли я развить в себе еще и способность к внешнему выражению злости или же найти решение моей проблемы, все-таки оставаясь или становясь внутренне спокойным. Б.Х.: Я уже ответил на твой вопрос. Хартмут: Тогда у меня что-то не в порядке со слухом. О злости Б.Х.: Существуют разные виды злости. Первый вид: кто-то нападает на меня или поступает со мной несправедливо, и я реагирую со злостью и гневом. Благодаря этому виду злости я могу защититься и настоять на своем. Такая злость позитивна, она способствует моим действиям и делает меня сильным. Она обоснована и соответствует вызвавшей ее причине. Эта злость исчезает сразу же, как только достигнет своей цели. Второй вид: человек злится, потому что замечает, что ему не удалось взять то, что он мог бы или должен был бы взять, или потому, что не потребовал того, что мог бы или должен был бы потребовать, или же потому, что не выпросил то, что мог бы или должен был бы выпросить. Вместо того чтобы настоять на своем и взять то, чего ему не хватает, он злится на тех людей, от которых он этого не потребовал, или не взял, или не выпросил, несмотря на то, что мог бы и должен был бы у них это взять, потребовать, выпросить. Такая злость является заменой собственных действий и результатом того, что они не осуществились. Она парализует, делает слабыми и часто владеет нами очень долго. Подобная злость может возникнуть как защита от собственных чувств любви — вместо того, чтобы выразить свою любовь, человек злится на тех, кого он любит. Такая злость берет свое начало в детстве в том случае, если ее причиной было прерванное движение к любимому человеку. Позже в схожих ситуациях пережитое в детстве автоматически повторяется и получает свою силу от того первоначального прерывания. Третий вид: мы злы на кого-то, потому что чем-то огорчили его, но не хотим сознаться в этом. Этой злостью мы стараемся защититься от последствий нашей вины, взваливая ее на другого. Такой вид злости — это уход от ответственности за наши действия по отношению к другим. Она позволяет нам оставаться бездеятельными, парализует и делает слабыми. Четвертый вид: кто-то дает мне так много хорошего и важного, что я никогда не смогу расплатиться за это. Выдержать это трудно, и тогда я защищаюсь от моего благодетеля и его даров тем, что в ответ реагирую злостью. Такая злость выражается в упреках, например, детей по отношению к родителям. Она становится заменой для уравновешивания «брать» и «давать», парализует и оставляет человека опустошенным или же проявляется в депрессии - оборотной стороне упреков. Кроме того, она выражается в виде продолжительного траура и печали, возникающих в результате расставания или развода партнеров, смерти близких или друзей в случае, если мы все еще в долгу перед теми, кто умер, или теми, с кем мы расстались, в том смысле, что мы должны были взять от них что-то, на что у нас было право, или нам следовало быть благодарными за их дары, или же, как при третьем виде злости, принять собственную вину и ее последствия. Пятый вид: некоторыми овладевает злость, которую они переняли от других и ради этих других. Например, если один из членов группы подавляет в себе злость, через некоторое время другой член той же группы (чаще всего самый слабый, у которого нет для этого никаких причин) начинает проявлять злость. В семьях этим слабым членом является ребе-. нок. Когда, например, мать зла на отца, но подавляет в себе эту злость, один из детей начинает внешне проявлять злость по отношению к отцу. С другой стороны, самый слабый член группы не только носитель, но и мишень для злости других. Если подчиненный зол на своего начальника, но сдерживает себя, он часто срывает свою злость на самом слабом члене этой организации; когда муж зол на свою жену, но подавляет злость, тогда вместо матери страдает ребенок. Часто злость переносится не только с одной «мишени» на другую, — например, с матери на ребенка, — но и с сильного члена группы на более слабого. Так, например, дочь переносит перенятую от матери злость на отца не на самого отца, но на кого-то другого, кто находится с ней на одном уровне, например, на собственного мужа. А что касается групп вообще, то перенятая злость направляется не на самого сильного члена группы — истинную «мишень» для этой злости (например, руководителя), а на одного из слабых ее членов, который тогда становится козлом отпущения для этого руководителя. Носители перенятой злости просто вне себя от злости... и при этом гордятся и считают себя правыми; но их злость и вытекающие из нее действия питаются посторонней энергией и чужим правом. Поэтому носители злости остаются слабыми, а их усилия — напрасными. Но и жертвы перенятой злости чувствуют себя сильными и правыми, так как им известно, что они страдают несправедливо; однако они остаются слабыми и страдают напрасно. Шестой вид: существует также злость, представляющая собой добродетель и деятельность. Это бодрствующая энергия, сконцентрированная на поиске выхода из трудной ситуации, которая мужественно и со знанием направляет борьбу с тяжелыми и могущественными силами судьбы. Такая злость безэмоциональна. В случае необходимости носитель этой злости вредит тому, на кого она направлена, но делает это без страха и негативных намерений по отношению к нему. В таком случае злость является агрессией в качестве чистой энергии. Это результат долгих упражнений и дисциплины. Тот, кто владеет такой злостью, пользуется ею, не прилагая никаких усилий. Самое яркое выражение такой злости — стратегические действия. Осторожность и мужество Йонас: Меня зовут Йонас. По профессии я врач, но не работаю в области соматической медицины, а занимаюсь семейной терапией. Семнадцать лет я живу вместе с одной женщиной, но мы не состоим в браке и у нас нет детей. Сейчас меня волнуют неясности, связанные с моей родительской семьей. Когда я покинул родителей в возрасте восемнадцати лет и переехал жить в другой город за триста километров от них, моя мать заболела раком. Я почувствовал какую-то связь между этими двумя событиями, но никак не отреагировал. Врачи считали ее случай безнадежным, однако через три года она выздоровела. В этом году мне в первый раз позвонили из дома, чтобы сообщить о том, что мой брат как будто сошел с ума. Брат на десять лет младше меня. Сейчас, на этом семинаре, я все еще продолжаю наблюдать и с осторожностью отношусь ко всем твоим утверждениям. Б.Х.: Позволь мне сказать тебе: мужество и осторожность расходятся в противоположных направлениях, как два конца дуги лука. Его тетива стягивает эти расходящиеся концы, создавая то напряжение, благодаря которому стрела летит к цели. Одна только осторожность не создаст нужного напряжения. Йонас: Мне не ясно, до какой степени мне позволено вмешиваться в динамику моей семьи, учитывая риск таким вмешательством нарушить стабильность системы. Мне бы хотелось расставить мою семью, несмотря на мой страх. Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери Б.Х. (Йонасу): Кто принадлежит к твоей семье? Йонас: Отец, мать, младший брат и я. Б.Х.: Кого-то еще не хватает? Йонас: У моей матери был один мертворожденный ребенок, девочка. Б.Х.: Она для нас важна. Где ее место в констелляции? Йонас: Между мной и моим братом. Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей женат или помолвлен до брака друг с другом? Йонас: Да, у моей матери был жених. Он погиб на фронте. Б.Х.: Он нам тоже нужен. Рис. 12.1 О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын (Йонас); +2 — второй ребенок, мертворожденная дочь; 3 — третий ребенок, сын; +БЖМ — бывший жених матери, погиб на фронте. Б.Х. (Йонасу, видя, что тот ставит бывшего жениха матери в расстановку): Уже сейчас заметна твоя идентификация. Йонас: Ты имеешь в виду с бывшим женихом моей матери? Б.Х.: Да. Я могу сразу сформировать констелляцию, показывающую решение проблемы, так как в данном случае оно не представляет никакой сложности. Рис. 12.2 Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Мне это подходит, но все же бывший жених моей жены мне немного мешает. Б.Х.: Ему должно быть оказано уважение. Как чувствует себя мать? Мать: Мне очень хочется повернуться, чтобы увидеть моего бывшего жениха. (Смеется.) Б.Х.: Да, это нормально. Но муж должен встать между вами, иначе твои отношения с мужем разрушатся. (Играющему роль Йонаса): Как чувствует себя старший сын? Первый ребенок: Довольно хорошо. Б.Х.: Как чувствует себя младший сын? Третий ребенок: Я очень взволнован, но не понимаю почему. Б.Х.: Как чувствует себя умершая сестра? Второй ребенок: Хорошо. Бывший жених матери: Мне хочется подойти поближе к остальным, но я знаю, что это было бы нехорошо. Б.Х. (Йонасу): Хочешь встать на свое место в расстановке? (Йонасу, уже стоящему в расстановке): Сейчас ты можешь сказать своей матери одну очень простую фразу. Посмотри на отца и скажи ей: «Это он мой отец!» (Йонас смеется и смотрит на бывшего жениха матери.) Б.Х.: Нет, нет. " • 163 (Группе): Йонас автоматически конкурирует с отцом, потому что замещает бывшего жениха матери. Тот важен для матери, и Йонас замещает его в ее пользу. (Йонасу): Ты рассказал, что уехал далеко от дома родителей. Это как раз то, что однажды сделал бывший жених твоей матери. Но если ты перейдешь в область влияния отца, тебе больше не надо будет уходить. Твое место — рядом с отцом. Поэтому скажи своей матери: «Это он мой отец!» Йонас (матери): Это он мой отец! Б.Х.: «Только он!» Йонас: Только он! Б.Х.: «С другим у меня нет ничего общего». Йонас (смеется): Да, с другим у меня нет ничего общего. Он — мой отец! Б.Х.: Мне хотелось бы сказать тебе несколько слов о тех, которые ищут Бога. Не возражаешь? Йонас: Нет. Б.Х.: Они ищут своего отца, и как только находят, то прекращают поиски. Или же направляют их на что-то другое. (Группе): В данном случае я сразу же сформировал констелляцию, показывающую решение проблемы. Чем больше расстановок семей мы сделали на этом семинаре, тем больше опыта у нас есть и тем меньше шагов нам нужно, для того чтобы найти правильное решение. Семейно-системный орган равновесия Как к отдельным людям, так и к группам нас привязывает определенный «орган чувства». Этот орган, постоянно подгоняя нас и управляя нами, сохраняет нашу связь с людьми и группами, точно так же, как вестибулярный аппарат, постоянно подгоняя и управляя нами, позволяет нам сохранить равновесие. Человек может сознательно позволить себе упасть — вперед или назад, влево или вправо, однако при таком движении, как только тело достигает определенного наклона, бессознательно срабатывает определенный рефлекс, заставляющий его выпрямиться, и предотвращает падение. Аналогично этому рефлексу в наших отношениях работает определенный орган, превосходящий нашу волю и желания. Он воздействует как средство коррекции и уравновешивания в тех случаях, когда мы отступаем от условий, обеспечивающих успех в отношениях, и тем самым подвергаем опасности нашу принадлежность к системе. Как и орган равновесия, «орган», регулирующий наши отношения, воспринимает каждого из нас вместе с нашей семейной «областью», а также нашу свободу действий и офаничения внутри нашей системы и управляет нами с помощью чувств счастья и неудовлетворенности. Подобную неудовлетворенность мы испытываем как вину, а счастье — как невиновность. Иногда совесть требует от нас простой и однозначной реакции, например, когда мы спешим на помощь ребенку, оказавшемуся в беде. В большинстве же случаев совесть действует как многоаспектная и разнообразная динамика, в соответствии с которой мы переживаем нашу невиновность и вину также многоаспектно и по-разному. То есть иногда мы ощущаем нашу совесть как одноаспектную, но в большинстве случаев она подобна группе, разные члены которой пытаются разными способами достичь разных целей при помощи своих различных чувств вины и невиновности. При этом члены группы оказывают друг другу поддержку и сдерживают друг друга в чем-то на благо всей группы. Но даже когда они противостоят друг другу, они все служат высшему порядку, который, подобно полководцу, стремящемуся к успеху на разных фронтах, использует разные войска и различную тактику на разных территориях, чем достигает только частичного успеха на каждом из этих фронтов в пользу большего целого. Следующая притча объясняет эту идею. Невиновность Некий человек захотел избавиться от всего, что его притесняло, и отважился на выбор нового пути. Вечером, сделав привал, он увидел неподалеку вход в пещеру. «Странно», — подумал он. Ему сразу же захотелось войти внутрь, но оказалось, что вход в пещеру загораживала железная дверь. «Странно, — опять подумал он. — Возможно, если я немного подожду, что-то все-таки произойдет». Человек сел напротив пещеры и стал смотреть то на дверь, то в сторону, и через три дня, когда он отвернулся, а потом опять посмотрел на дверь, заметил, что она открыта. Он бросился внутрь пещеры, промчался через нее и внезапно снова оказался снаружи... «Странно», — подумал человек, протирая глаза. Он присел и вдруг увидел на небольшом расстоянии маленький белый, как снег, круг. В этом маленьком белом кругу он увидел самого себя - запертого, сжатого, скрученного и тоже белого как снег. Вокруг этого маленького белого круге двигалось, извиваясь, словно пытаясь ворваться в него, гигантское черное пламя, подобное тени. «Странно, — подумал он. — Возможно, если я немного подожду, что-то все-таки произойдет». Человек сел напротив круга и стал смотреть то на него, то в сторону, и через три дня, когда он отвернулся, а потом опять посмотрел туда, увидел, как маленький белый круг открылся и черное пламя ворвалось внутрь, круг увеличился, а сам он, внутри, смог выпрямиться. Только сейчас круг стал серым. Совесть и уравновешивания Ида: С тех пор, как Вильгельм расставил свою семью, я чувствую себя свободнее и подвижней. Однако я еще не нашла ответа на вопрос: нужно ли еще что-то предпринимать после того, как решение проблемы было достигнуто посредством расстановки семьи? Б.Х.: Если в отношениях между двумя партнерами или внутри группы существует перепад между положениями двух лиц, то есть один находится в убытке, а другой — в прибыли, то все стороны чувствуют потребность в равновесии. Все эти лица ощущают такую потребность как претензию со стороны совести, и если не подчиняются этому сознательно, то подчиняются инстинктивно. Иными словами, совесть действует тоже как вестибулярный аппарат и «орган» равновесия. Мы испытываем такую потребность в равновесии и по отношению к судьбе в тех случаях, когда извлекаем выгоду из чего-то или нам очень повезло в жизни практически без усилий. Каждый раз, когда кто-то дает мне что-либо или я что-то беру от других, у меня — независимо от того, насколько драгоценно было то, что я получил или взял, — возникает чувство неудовольствия. Поэтому я ощущаю какое-то внутреннее давление до тех пор, пока не отдам что-то равноценное взамен или не заплачу за то, что получил. Подобную вину мы испытываем как необходимость отдать что-то взамен. Мы уверены, что мы в долгу перед кем-то. Но как только мы, под давлением этого чувства вины, что-то отдаем или платим, у нас возникает чувство освобождения от этого давления. Такое чувство — не быть обязанным кому-либо — дает нам ощущение внутренней легкости и свободы. То же самое желание испытывать подобную свободу наблюдается, когда человек старается избежать необходимости брать у других, чтобы не оказаться обязанным им. Все, кто не подчиняются общепринятым законам, господствующим в обществе, покинув его, живут в согласии с этим принципом, так же, как и те, кто посвящает свою жизнь служению другим и только отдает, ничего не беря взамен. Но такая свобода делает одиноким и внутренне бедным. Позитивное и негативное уравновешивание Когда в отношениях между мужчиной и женщиной женщина дает мужчине что-то в доказательство своей любви, мужчина попадает под давление, которое не оставляет его до тех пор, пока он тоже не даст ей что-то. Но в силу своей любви он дает ей немного больше, чем сам получил от нее. Тогда уже женщина попадает под давление, заставляющее ее, в силу ее любви, отдать ему, в свою очередь, больше, чем она получила. Таким образом, оборот таких позитивных взаимных действий растет и вместе с ним растет их счастье, а отношения укрепляются. Когда же мужчина дает женщине взамен ровно столько, сколько сам получил от нее, отношения могут быть безболезненно прекращены. Дагмар: А если он отдаст меньше, чем получил? Б.Х.: Если один из партнеров дает меньше, чем получает сам, то таким образом он ставит отношения под угрозу. Сейчас я попробую выразить это с помощью одной метафоры. Смену действий «отдавать» — «брать» и ее рост можно сравнить с ходьбой человека. Если я хочу шагнуть вперед, мне приходится то терять равновесие, то снова обретать его. Если же, потеряв равновесие, я не смогу его снова обрести, то упаду и останусь лежать. То же самое происходит, когда в отношениях между мужчиной и женщиной один из партнеров отдает что-то другому, а получающий отказывается это взять от него, тем самым отказываясь от необходимости уравновешивания динамики. Если мы только стараемся сохранить равновесие и отдаем своему партнеру ровно столько, сколько получаем от него, без усиления таких позитивных действий, отношения перестают развиваться. Если один из партнеров дает другому меньше, чем берет сам, тогда и тот будет отдавать ему меньше. В таких случаях этот обмен уменьшается, и вместо того, чтобы развиваться, отношения между партнерами угасают, а их счастье уменьшается. Бригитта: А если кто-то очень сильно навредил мне? Тогда я тоже должна это уравновесить? Б.Х.: Мы ощущаем потребность в уравновешивании как в позитивном, так и в негативном смысле. Если кто-то навредил нам, у нас возникает потребность отомстить ему. Если же мы, в свою очередь, решим не делать ему ничего плохого и простим его или же решим не требовать от него то, что может быть для него болезненным, значит, мы не воспринимаем его всерьез, и он разрушит отношения. С другой стороны, если мы мстим в соответствии с пережитой нами болью или возмещаем свои убытки за счет обидчика, наши отношения продолжаются. Но некоторые люди порой решают достичь уравновешивания негативных действий в своих отношениях точно так же, как другие — позитивных. То есть они стараются сделать другому больше плохого, чем тот им. Тогда этот другой чувствует себя вправе навредить в ответ. Таким образом, обмен негативными действиями может расти, а вместе с ним — их страдания и несчастье. Вопрос в том, что же должны предпринять два человека, состоящие в отношениях друг с другом, для того чтобы положить конец такому негативному обмену и снова начать позитивный. Точно так же, как при благоприятном уравновешивании, стремясь не совершить ошибок, они дают другому больше хорошего, сейчас они должны ради своей любви и стремления больше не делать ошибок, отдать партнеру назад меньше негативного, чем получили от него. Тогда неблагоприятный обмен закончится, а позитивный может возобновиться. Границы обмена Принципы обмена, господствующие в группах, часто переносятся в область отношений человека с Богом или судьбой. Например: — Кто-то избежал смертельной опасности, в то время как все другие погибли, и поэтому он решает пожертвовать чем-то в знак благодарное--ти, словно Бог или судьба - его визави и этим он может расположить их к себе. Эта жертва может выражаться в самоограничении, какой-либо болезни, отказа от чего-то очень важного, или же жертвовать придется кому-то другому, например, ребенку из его системы. — Один из партнеров не принимает другого, если у того уже когда-то были серьезные любовные отношения с кем-то — даже в случае, если этот кто-то умер. То есть он считает, что смог «получить» своего партнера только за счет этого бывшего партнера. — Дети от второго брака одного из партнеров не «принимают» своих родителей, ограничивают себя или наказывают самих себя, потому что кто-то другой в системе освободил свое место для них. — Еще хуже, если дети, к которым судьба была благосклонна, считают себя избранными и гордятся своим счастьем. В таком случае это счастье изменяет им — как бы мы ни пытались этого объяснить, — потому что не только они сами, но и другие не в силах его выдержать. Уравновешивание с помощью благодарности и смирения Правильно принимать дары судьбы — значит считать подарком все, что мы получили незаслуженно или не прикладывая усилий. Такая позиция по отношению к судьбе и есть настоящая благодарность. Благодарить - значит принимать без надменности: благодарность уравновешивает, и тогда нет необходимости платить за полученное. Однако такая благодарность отличается от обычного «спасибо». Если я что-то кому-то дарю и он просто говорит «спасибо», этого слишком мало. Если же он сияет от радости и говорит, что мой подарок ему очень понравился, это означает, что он действительно благодарен мне. Тогда он относится ко мне и моему подарку с уважением. Когда же человек просто произносит «спасибо», это лишь суррогат настоящей благодарности. Некоторые поступают подобным образом и по отношению к Богу и судьбе: всего лишь говорят «спасибо», вместо того чтобы принять полученный дар с любовью. Однако и в результате незаслуженного подарка судьбы человек оказывается под давлением, которое заставляет его что-то предпринять. Но вместо того, чтобы ограничивать себя, он должен передать другим часть того, что получил сам. Это не только облегчит его совесть, но и принесет благо другим. В любом случае так же, как мы должны принимать хорошее, полученное без нашего содействия, нам следует принимать и плохое, случившееся с нами не по нашей вине. То есть мы должны принимать свою судьбу, какой бы она ни была — хорошей или плохой. Лишь в этом случае мы будем не только в гармонии с динамикой жизни, но и свободными. Такое принятие является смирением. Бесконечная ясность ума Дагмар: То, что я увидела в ходе расстановки моей семьи, точно соответствовало моей семейно-системной ситуации. Я действительно не уважала свою мать. Сначала мне стало грустно, но не надолго, а потом я ощутила глубокую бесконечную ясность. Появился эффект домино: внутренне я как будто увидела, как моя мать повернулась и выразила уважение по отношению к своей матери, а та сказала, что она этого недостойна. Мне стало безразлично, кто кого обманул - дед бабушку или наоборот. Сейчас я в состоянии отграничиться от этого. Что же касается моей семьи, то мои отношения с родственниками мужского пола сразу же изменились, например, с братом. Это необычно. Мне интересно узнать, что будет дальше. Внутренне я перешла в область влияния отца и по-новому распределила свои чувства. На основе того, что я здесь услышала, у меня возник еще один вопрос. А если кому-то или чему-то не было оказано соответствующего уважения? Например, моя бабушка со стороны отца потеряла ребенка — шестимесячную дочку, и я думаю, что она не «приняла» или не уважала по-настоящему двух своих сыновей, родившихся после этого, а также своего мужа. Нужно ли мне еще что-то предпринять в этом отношении? Б.Х.: Нет. Ты просто должна понять, что твоя бабушка из-за боли потери осталась привязанной к умершей дочке и больше не была свободной для других. Оставить в покое то, что было Б.Х. (Дагмар): Один из принципов системных порядков, господствующих в семьях, состоит в том, чтобы позволить всем прошедшим событиям закончиться по-настоящему. Это очень важно. Тому, что произошло в одном из поколений твоей семьи — в поколении твоей бабушки, ты должна позволить принадлежать только прошлому. То же самое применимо и по отношению к Франку и симптомам семейно-системных болезней: как только ты осознаешь, что их надо оставить в прошлом, они тоже могут оставить тебя в покое. Все существующее преходяще, и мы как должно признаем и уважаем события жизни только при условии, что в правильный момент позволим им принадлежать только прошлому. Во время терапии мы возвращаемся в прошлое в тех случаях, когда должны найти то, к чему все еще привязаны, или для того, чтобы обрести там силу, необходимую для будущего. Поэтому при расстановках нельзя слишком далеко забираться в прошлое семьи и ее поколений, кроме тех случаев, когда какая-то действительно серьезная проблема воздействует на членов семьи вплоть до настоящего времени. Например, формировать констелляцию из людей прошлых поколений, включая пятое, не следует. Четвертое поколение является пределом. В старинных семействах, гордящихся своей длинной родословной (например, в аристократических), негативные события прошлого долго продолжают оказывать влияние, и целая система не может обрести покоя. Дагмар: Обретение покоя — прекрасное чувство. .Б.Х.: Нам удастся испытать это чувство, если мы оставим в покое умерших. Только тогда они почиют в мире. В «Элегиях замка Дуино» Рильке есть одно место, в котором говорится об умерших: «Рано ушедшие легко отвыкают от земного существования». Умершим необходимо некоторое время для того, чтобы отвыкнуть от жизни, и тогда они вступят в другую область существования, откуда нам не позволено их «вытягивать». В стихотворении Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» Орфей собирается возвратить Эвридику из Царства мертвых, но она колеблется, потому что, по словам Рильке: «Она существовала только в себе. И сознание собствен-, ной смерти наполнило ее, словно бесконечное богатство». Еще что-то, Дагмар? По-моему, ты выглядишь так, будто тебе все стало ясно. Пламя и пепел Дагмар: Я чувствую себя очень, очень, очень хорошо. Правда, у меня есть еще кое-что, о чем мне следовало бы здесь сказать, но мне этого не очень хочется. Б.Х.: Тогда и не говори. Прежде чем начать говорить о чем-либо, ты должна быть уверена в том, что это будет правильным для тебя. Если же у тебя все еще есть сомнения, не следует ничего говорить. Дагмар: Все же я хочу сказать, что я заметила... Б.Х.: Нет. У меня такое впечатление, что сейчас тебе еще не следует об этом говорить. (Группе): Важно, чтобы терапевт берег тайны пациента и не старался узнать их. Если мы вытянем на свет то, что не открывается перед нами само по себе, оно сразу же потеряет свою силу. Ида: То, что происходит здесь, одновременно и ясно и неясно для меня. Б.Х.: Большое и значительное волнует нас, но мы не в состоянии ухватить или осознать его. Оно остается для нас тайной. Когда мы стараемся его проанализировать, чтобы точно знать, в чем оно состоит, от его пламени останется только пепел. Исчезновение болей в спине Утэ: Я чувствую себя хорошо. Я очень устала. Но сейчас я уже снова в состоянии участвовать в работе. Я должна поблагодарить всех, кто дал мне что-то и в единении со мной отдал что-то свое для расстановки моей семьи. Да, сейчас мне действительно хорошо. Кроме того, у меня исчезли боли в спине. Я забыла об этом сказать. Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания Бригитта: Я наконец решилась расставить свою семью, и мне хочется сделать это немедленно. Б.Х.: Пожалуйста! Бригитта: Я должна расставить мою собственную родительскую семью или родительскую семью моей дочери? Собственно, моя проблема касается дочери. Б.Х.: Расставь свою нынешнюю семью: всех мужчин, женщин и детей. Бригитта: Я замужем во второй раз. Мой первый муж ушел, а позже умер. Б.Х.: Почему вы разошлись? Что у вас случилось? Бригитта: Я изучала психологию. После того как я закончила университет, он был мне больше не нужен. Б.Х.: Здесь действует закон уравновешивания. Если один из партнеров, состоящих в браке, дает возможность другому закончить образование, последний разрывает отношения, потому что с точки зрения семей-но-системной динамики он будет не в силах установить равновесие между собой и своим партнером. Брак не может продолжаться, если существует слишком большая разница между тем, что один из партнеров отдает другому, и тем, что он получает от него. Во всем должно царствовать равновесие. Когда жена оплачивает образование мужа, он оставит ее, как только закончит учебу. (Бригитте): Ты все еще в долгу перед своим мужем. Бригитта: Я помню только некоторые его слабые стороны. В любом случае, я понимаю, что все еще в долгу перед ним. Б.Х.: Воспоминания являются целенаправленными. Бригитта: Вчера и позавчера я пыталась найти его фотографии, чтобы поставить их вместе с другими, и мои дети... Б.Х.: Твои дети делают сейчас то, что ты не сделала в свое время. Бригитта: Я хотела сказать, что мои дети забрали себе все фотографии отца. Я не смогла найти ни одной. Мой муж снова женился, и у него двое детей с этой женщиной. Б.Х.: Она тоже нужна нам для расстановки. Бригитта: У моего второго мужа было двое детей от первого брака. Его жена умерла. Теперь эти дети живут с нами. Б.Х. (видя, что Бригитта начинает расставлять членов своей семьи): Я сам расставлю их в правильном порядке. В данном случае это не представляет особой трудности. Рис. 13.1: 1М — первый муж, отец 1-4 и 5-6; Ж — жена, мать 1-4 (Бригитта); 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, дочь; 4 — четвертый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена бывшего мужа Бригитты, мать 5-6; 5 — пятый ребенок, дочь; 6 — шестой ребенок, сын; 2М — второй муж Бригитты, отец 7-8; +1Ж — первая жена второго мужа Бригитты (умерла), мать 7-8; 7 — седьмой ребенок, сын; 8 — восьмой ребенок, дочь. Б.Х.: Как чувствуют себя дочери? Первый ребенок (представляющий, по мнению Бригитты, проблему в системе): Я ощущаю силу, исходящую из этого круга., Второй ребенок: Мне хорошо, потому что все члены семьи в сборе. Третий ребенок: Меня это впечатляет. Четвертый ребенок: Довольно хорошо. Б.Х. (участнику, играющему роль первого мужа Бригитты): Как чувствует себя отец? Первый муж Бригитты: Меня очень тронуло то, что дочери забрали себе все мои фотографии. Б.Х.: Дети должны перейти в область влияния отца. В данном случае у матери нет никаких прав на детей. Они - часть системы отца. Как чувствует себя вторая жена бывшего мужа Бригитты? Вторая жена: Хорошо. Пятый ребенок: Тоже хорошо. Б.Х. (детям Бригитты, указывая на остальных детей): Все они — ваши братья и сестры. Шестой ребенок: Слишком много женщин. Б.Х.: Да, с твоей точки зрения. Как чувствует себя второй муж? Второй муж Бригитты: Такое расстояние между мной и женой не случайно. Но я с ним согласен. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена второго мужа Бригитты? Первая жена: Хорошо. Б.Х.: Как чувствуют себя ее дети? Седьмой ребенок: Интересная группа. Восьмой ребенок: Хорошо. Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как ты себя чувствуешь? Жена (участница, играющая роль Бригитты: Плохо. У меня такое чувство, словно меня душат. Здесь слишком много людей. Мне бы хотелось, чтобы круг был поменьше. Первый ребенок: Мне бы хотелось поближе к отцу. (Б.Х. изменяет констелляцию.) Рис. 13.2 Жена (участница, играющая роль Бригитты): Здесь мне лучше, гораздо лучше. Мне только немного грустно из-за потери дочерей. Мои чувства тянут меня к ним. Б.Х.: Ты проиграла свое право на дочерей. Их место — рядом с отцом, в его системе. Ты не имеешь права отнимать их у него. Они — твой долг ему. Бригитта: Я собираюсь развестись со своим вторым мужем. Б.Х.: И в его системе тебе нет места. Ни в первой, ни во второй. (Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы.) Рис. 13.3 Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как тебе там? Жена: Здесь мне тоже хорошо. Б.Х.: Значит, это и есть твое место. Жена: Здесь мне лучше. Больше места. Второй ребенок: Здесь у меня впервые возникли настоящие чувства по отношению к моей матери. Первый ребенок: Сейчас между нами установилась какая-то связь. Б.Х.: Здесь мы наблюдаем последствия легкомысленного развода. В результате такого поведения мы теряем право на принадлежность к нашей системе. (Бригитте): Хочешь встать на свое место в расстановке? (Бригитта становится на свое место в расстановке.) Можешь еще что-то попробовать, если хочешь. Бригитта: Я потерпевшая сторона. Б.Х.: Нет. Ты только отвечаешь за последствия собственного решения. Иначе это придется делать твоим дочерям. Бригитта: Я сама должна отвечать за последствия. (Плачет.) Б.Х.: Да. Но ты до сих пор с этим не согласилась. Бригитта: Да, может быть. BiX.; Да, я так и думаю. Но твоя боль — исцеляющая. Она примиряет дочерей с матерью. Ты согласна? (Бригитта согласно кивает.) Б.Х. (группе): На примере этого случая стало ясно, что когда один из партнеров совершает то, что служит только его собственным интересам, как сделала Бригитта, ему не избежать негативных последствий своих действий и он должен принять эти последствия. Недопустимо, чтобы жена поступила несправедливо по отношению к мужу и вдобавок отняла у него детей. Покинувший систему остается в одиночестве, и дети должны остаться с тем из партнеров, с кем поступили несправедливо. Это является важным принципом. Бригитта: Я поступила в университет, когда узнала, что у моего мужа была связь с другой женщиной, которая продолжалась тогда уже полтора года. Б.Х.: Значит, и он был виноват. Это дополнительный аспект, но этим твое поведение и действия по отношению к детям не нейтрализуются. Ревность и уравновешивание Клаудия: У меня еще один вопрос. Бригитта поступила в университет и закончила его. После этого они с мужем разошлись. Но насколько я поняла, ушел он, а не она? Б.Х: Ввиду действующей в данном случае динамики, здесь это не играет никакой роли. Подробности не важны. В случае ревности, например, цель ревнующего партнера — заставить другого уйти. Он не желает продолжать отношения, но при этом делает вид, будто хочет, чтобы другой остался. Ревность служит средством для того, чтобы переложить свою вину на другого. Тогда с точки зрения вины и ее последствий больше не важно, кто из партнеров уйдет первым. Иногда один из партнеров может уйти, чтобы оказать услугу другому. В целом же, если один из партнеров совершает то, что никак не связано с самим браком, а другому партнеру приходится это оплачивать, он разрушает отношения. Но этого не случится, если он сам оплачивает свою учебу. (Бригитте): Ты оплатила ее сама? (Бригитта кивает.) Б.Х: Тогда здесь действует другая динамика, чем в том случае, когда муж оплачивает учебу жены. Когда муж оплачивает учебу жены, жена всегда оставляет его, и наоборот. Это происходит потому, что тогда между партнерами больше не существует равенства. Если, например, родители жены оплачивают ее учебу, это никак не вредит отношениям. То же самое действительно и в отношении мужа и его родителей. Сейчас я вижу, что в твоем случае мы имеем дело с еще одной динамикой. Твоя учеба была стремлением вырваться из отношений. Ты хотела отомстить мужу за его связь с другой женщиной, потому что ты искала уравновешивания. Вопрос состоит в том, кто из вас причинил другому больше боли. Ты или он? С чьей стороны было больше желания отомстить? Поэтому ты задала вопрос о негативном уравновешивании. При организации своей жизни в будущем ты не должна забывать о существовании этого стремления к негативному в ваших отношениях. Невиновность и месть В отношениях между двумя партнерами тот, кто ни в чем не виновен, является самым опасным. Это в нем возникает наибольшее чувство злости, это от него исходит разрушительная энергия в отношениях, потому что он чувствует себя правым. Он теряет чувство меры. Виновный в этом случае скорее готов пойти на уступки и все исправить. Как правило, примирение становится невозможным не по вине виновного, а того, кто не виноват. Верность и неверность Тэя: Меня занимает вот что: Бригитта начала изучать психологию из-за того, что у ее мужа была связь с другой, а при расстановке выяснилось, что она потеряла свое право на дочерей. Это задевает меня как женщину, потому что я нахожу это несправедливым. Б.Х.: Несправедливым? То, чего ты не замечаешь, — это вина невиновного. На самом деле «плохие» — это не те, кто виноват, а невиновные. Как правило, не тот, кто виновен, испытывает чувство злости по отношению к партнеру, а невиновный, потому что он чувствует себя правым, когда злится на другого. Его вина особенно вредна, так как она выступает под видом невиновности и правоты. Что плохого в том, если один из партнеров вступает в связь с другим? Что при этом будет нарушено? Невиновный ведет себя так, словно у него есть право на вечное владение своим партнером. Но при этом он позволяет себе то, на что не имеет права: вместо того чтобы вернуть виновного партнера с помощью любви, невиновный преследует его. Естественно, тот не вернется! Он просто не может. Значит, когда невиновный зашел слишком далеко в своей мести, виновный больше не может вернуться к нему. Я сторонник более человеческого и умеренного урегулирования таких проблем. По-моему, верность — очень важная вещь, но не тогда, когда ее сохраняют под давлением. Верность должна возникать из любви. Частоодин из партнеров говорит другому: «Я - единственный важный для тебя человек». Но человек часто попадает в ситуации, когда он встречает других важных для него людей. В таких случаях его партнер не имеет права оказывать на него давление. Он должен принимать события такими, какие они есть. Тогда, возможно, найдется правильное решение для всех. Но такого решения можно достичь только путем любви. Вы понимаете? Если принять во внимание тот факт, что борьба одного из партнеров за другого питается страхом ребенка перед потерей матери, тогда эти требования верности с его стороны направлены больше не на партнера, но на мать. Добавим, что верность одного из партнеров на основе самопожертвования представляет собой перенос верности ребенка своей матери на мужа или жену. Такая верность представляется чем-то ирреальным. Как-то раз один человек написал мне о том, что у него есть невеста, которая считает, что ее любовь к нему — просто перенос, и поэтому хочет быть независимой и одновременно иметь отношения и с другими мужчинами. Он же решил остаться верным ей и ждать до тех пор, пока она к нему не вернется. Тогда я ему написал примерно следующее: «Твоя верность по отношению к этой женщине подобна верности ребенка матери. Твои чувства обманывают тебя. Она тебя не заслуживает». Он ответил, что благодаря моим словам сразу же почувствовал себя освобожденным. Он расторг помолвку и почувствовал себя готовым к новым отношениям. Перенятая месть Утэ: С одной стороны, я все еще поглощена мыслями о расстановке семьи Бригитты, прежде всего тем, с какой жесткостью действуют такие принципы и как они, по всей видимости, соответствуют действительности, несмотря на то, что участники кажутся так просто расставленными тобой. Это волнует меня. С другой стороны, у меня есть еще кое-что, касающееся меня и моей матери. Я была замужем, но очень недолго. Муж изменил мне, и я ушла. Я чувствовала себя тогда ни в чем не виноватой. Все это напоминает мне идентификацию с матерью. С ней тоже случилось что-то подобное. Я думаю, что мой отец не имел в виду ничего дурного, когда предложил матери поехать вместе с моим заболевшим братом отдохнуть у ее родителей. Но пока ее не было, у него начался роман с секретаршей, и в результате этой связи родился ребенок. По-моему, я получила и переняла от матери часть ее чувства мести отцу. Я осознала это только здесь, это новое и очень сильное ощущение для меня, но одновременно мне будет нетрудно оставить эти чувства там, откуда они пришли. Размышления о невиновности Карл: Я только что посмотрел на часы и заметил, что хотя второй день наших занятий подходит к концу, я чувствую себя очень свежим. Твои слова о том, что невиновные являются самыми опасными, как будто застряли у меня в голове. Они заполняют меня и очень сильно воздействуют. Подарок для матери Клаудия: Я очень взволнована и все думаю о проблеме с моей матерью. Вольфганг только что ушел, потому что у его матери завтра день рождения. У моей матери завтра тоже, день рождения, но я бы ни за что на свете к ней не поехала! Это началось еще вчера, когда ты... (Начинает плакать.) Б.Х.: Послушай! Используй эту возможность для того, чтобы представить себе, какие подарки ты привезла бы ей из нашего курса. Ты представляешь себе, что сообщаешь ей о своем приезде и подарках. Тогда завтра ты сможешь остаться здесь, с нами, и будешь спокойной. Клаудия (смеется): Такого я еще никогда не пробовала, но, по-моему, это было бы неплохо. Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута его крайняя точка Роберт: Я обеспокоен тем, что мне предстоит принять решение о том, остаться ли мне с сыном и отказаться при этом от дома. Б.Х.: Еще рано принимать какие-то решения. Преодолеть кризис можно только тогда, когда он достигает своей экстремальной точки. Когда-то давно я работал директором одной большой школы. Там тоже иногда случались кризисы. Но я не предпринимал никаких действий, а просто наблюдал за этим брожением в течение многих дней, пока кризис не достигал своей крайней точки, и тогда его можно было очень быстро и легко разрешить. Роберт: Мне необходимо срочно принять решение о том, когда и как я смогу поговорить с женой об этом. Она мне это сама предложила, значит, она желает контакта со мной. Я же не общался с ней в течение трех месяцев, потому что не хотел. Б.Х.: Тогда подожди, пока не будешь внутренне готов к этому. Сейчас твоя очередь принимать решения. Но в любом случае ты должен пойти навстречу ее просьбе! Роберт: Да, я понимаю. Я только не знаю, когда и каким образом мы сможем это осуществить. Б.Х.: Ты сразу же заметишь, как только придет время. Даже когда нам уже известно правильное решение, еще нужно позволить силам, необходимым для его осуществления, собраться. Роберт: Мне очень трудно дается ожидание. Б.Х.: Да, ты не военный тактик по натуре. Те знают, когда необходимо подождать. Во время атаки нужно подождать, пока противник не подойдет на расстояние примерно пятидесяти метров. Это очень тяжело. Намного легче просто палить из оружия, даже когда противник еще далеко. Но что это даст? Расстановка: Изменение внутренней динамики Франк: У меня возник еще один вопрос, касающийся моего развода. Когда я участвовал в расстановках, например, играл роль отца сегодня в расстановке семьи Бригитты, я заметил, что дети всегда должны были перейти в область влияния отца. Мне хотелось бы знать, не должен ли я применить этот принцип и в моем случае. Б.Х.: Нет, в твоих отношениях с детьми этот принцип не действует. Он являлся действительным только для той, другой, системы. Какая динамика действует у тебя, нам неизвестно. Но если тебе хочется это узнать, мы можем сделать расстановку твоей семьи. Франк: Да, мне бы этого хотелось. Б.Х.: Тогда сразу же и начнем. У нас еще остается достаточно времени. Франк: Хорошо. К моей системе принадлежат моя бывшая жена, я сам, двое детей и Дагмар, женщина, с которой я сейчас живу. Она тоже здесь. Б.Х.: Дагмар была прежде замужем, не правда ли? Франк: Да. Б.Х.: Тогда ее муж нам тоже нужен. Рис. 14.1: М — муж (Франк); 1Ж — первая жена, мать 1-2; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь; 2Ж — вторая связь, Дагмар; 1М2Ж — первый муж Дагмар. Б.Х.: Как чувствует себя муж? Муж: Когда моя теперешняя подруга пришла сюда и встала возле меня, меня это как будто согрело. Но мне не хватает моих детей. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Я не знаю. Первый ребенок: Отсюда, где я сейчас стою, я не могу поддерживать никакого контакта с отцом. Но одновременно у меня такое впечатление, что я потеряю связь и с матерью, если подойду поближе к отцу. Б.Х.: Все же подойди к нему, чтобы узнать, на что это будет похоже. (Сын становится рядом с отцом.) Первый ребенок: По-моему, так лучше. Так я ближе и к матери. Второй ребенок: Здесь мне нравится. Но все же я бы предпочла быть более самостоятельной. Первая жена: Я не верю своим глазам. Б.Х. (дочери): Встань рядом с братом! (Первой жене): Повернись в другую сторону! Как ты находишь это изменение? Первая жена: Мне это нравится. Муж: И мне это тоже очень подходит. Б.Х. (первой жене): Подвинься еще! немного вперед! А сейчас? Первая жена: Мне хорошо. Первый муж Дагмар: Все это меня не касается, хотя я чувствую еще какую-то напряженность по отношению к моей первой жене. (Участница, играющая роль Дагмар, смеется.) Б.Х. изменяет констелляцию. Рис. 14.2 Б.Х. (Франку и Дагмар): Сейчас встаньте сами на свои места в расстановке. (Дочери): Тебе хорошо там? Второй ребенок: Да, хотя я ощущаю что-то неприятное со стороны этой другой женщины. Б.Х.: Конечно! Ты перенимаешь роль своей матери по отношению к ней. Первый ребенок: Мне тоже не хватает матери. Первая жена (стоя снова лицом к остальным): Мне было интересно увидеть, что здесь происходит. Б.Х.: Что ты чувствуешь, когда видишь свою семью с такого расстояния? Первая жена: У меня более полная картина. Франк: Я просто ошарашен. Б.Х.: То, что мы сейчас видим, и есть простое и ясное решение проблемы Франка. На этом мы можем остановиться. Франк (сев назад на свое место в группе): Я еще не до конца все понимаю, но некоторые детали мне стали ясны. Б.Х.: Ты должен радоваться уже тому, что ты нашел их. И этого достаточно. Франк: Я чувствую себя очень неуверенно в этой ситуации. Б.Х.: Радуйся им, несмотря на свою неуверенность! Некоторые всегда находят к чему придраться. С тобой всегда случается одно и то же. Счастье не только пугает, но и служит причиной для дополнительной ответственности. Франк: Мне кажется, что прежде чем принять на себя какую-то ответственность, я должен обдумать эту проблему. Б.Х.: В ходе расстановки стало ясно, что твою жену тянет на родину и в ее систему, а место твоих детей — рядом с тобой. Когда она это увидела, с нее словно свалился груз. Франк: Я всегда чувствовал себя в чем-то виноватым. Б.Х.: И для меня было большим облегчением видеть все то, что произошло здесь во время этой расстановки. Я обрадовался за тебя. Тут вовсе не нужно искать виноватого. Все зависит от действующей динамики, и мы только что видели: в твоей системе она развивается так, как и должна развиваться.
|