Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фрагменты курса для семейных консультантов
Решение проблемы как духовный процесс Рита: Уже много лет я чувствую, что нахожусь в переплетении. Я прилагаю все усилия, чтобы от него избавиться, но замечаю, что как только мне удается освободиться от одного аспекта проблемы, какая-то сила сразу же затягивает меня назад. Б.Х.: Очень немногим удается освободиться от своего переплетения. Это действительно очень серьезный вопрос. Даже когда пациенты понимают, о чем идет речь в их переплетении, и должны принять решение о том, чтобы от него освободиться, их сразу же начинает так сильно затягивать обратно, что большинство остаются пленниками своих переплетений. Ведь переход от переплетения к освобождению является важным шагом, касающимся самого существования человека. Делая этот шаг, клиенты поднимаются на более высокий уровень существования, и этот процесс всегда связан со всеохватывающим прощанием с прошлым. Такой процесс делает человека одиноким. Когда человек живет в маленькой деревне, например, где-то в узкой горной долине, он тесно связан с другими живущими там людьми. Когда же он поднимается высоко в горы, он удаляется от других, видит много нового, чего раньше не видел, начинает чувствовать связь со многими другими вещами и людьми, но связь эта не будет такой тесной и надежной, какой была в долине. При виде широты пространства человек и чувствует себя одиноким. Кроме того, такой переход от узкого к широкому переживается «внутренним ребенком» человека как вина, расставание с надежными связями-, с детской невинностью и уверенностью в принадлежности к нашей системе. Переход от проблемы к ее решению удается только в том случае, если мы готовы довериться не уже давно знакомому, а новому, незнакомому, которое остается скрытым для нас. Если попытаться найти ему название, такой процесс всегда является духовным переживанием. Со стороны терапевта было бы иллюзией думать, что осуществление и манипулирование этим процессом в его силах. Конечно, терапевт может помочь пациенту в чем-то, но когда переплетения особенно сложны, удачное решение переживается не только пациентом, но и терапевтом как подарок или чья-то милость. Потому поведение терапевта и пациента должно основываться на одних и тех же принципах и способах исцеления. Рита: У меня проблема, связанная с моей сестрой. (Начинает плакать.) Б.Х.: А что именно? Рита: Мою сестру убили. Ее зарезал друг, потому что она его броси- '■ ла. И теперь все это нависло надо мной большим грузом. Б.Х.: Ты думаешь, что от этого твоей сестре лучше? Рита: Нет. Но внутренне я не могу ничего изменить. Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей Б.Х.: Хорошо. Расставим твою родительскую семью. (Группе): При расстановках лучше всего начинать с того пациента, от которого исходит больше всего психической энергии. В данном случае это Рита. Поэтому мы и начнем с нее. (Рите): Ты замужем? Рита: Да. Б.Х.: У тебя есть дети? Рита: Я усыновила ребенка. Б.Х: Почему? Рита: Я не могу иметь детей, и мы с мужем решили усыновить ребенка. Б.Х.: А этот ребенок хотел, чтобы его усыновили? Рита: Я думаю, что да. Б.Х.: Сколько лет было ребенку, когда ты взяла его к себе? Рита: Ему было только пять дней, когда он вошел в нашу семью. Б.Х.: Что с ним случилось? Рита: Его мать была согласна с тем, чтобы его усыновили. После родов она ждала нас в роддоме с ребенком. Б.Х.: А что с отцом ребенка? Рита: Эта женщина ничего не сообщила о нем ни нам, ни официальным ведомствам. Он словно не существует. Б.Х. (группе): Странно! Мужчины в нашем обществе не имеют никакой) значения... Несмотря на то, что все говорят о патриархате. (Рите): Ты знала до брака о том, что не можешь иметь детей? Рита: Нет. Б.Х.: То есть вы узнали об этом, только когда поженились? Рита: Да. Б.Х.: Какой была реакция твоего мужа? Рита: Он не делал из этого проблемы и усомнился в наших отношениях. Б.Х. (группе): Когда один из партнеров физически не в состоянии иметь детей, он не имеет права удерживать при себе партнера. И если тот \ все же решит остаться, другой должен удостоить такое решение особого уважения. Это очень важно. Только тогда все будет ясным и упорядоченным между ними. 17 — 1463 Puma: Да, я ему очень за это благодарна. Б.Х.: «Благодарность» здесь неподходящее слово. Рита: Да, я согласна. Б.Х.: Уважение - это то слово, которое здесь подходит. Тогда между вами не возникнет никаких проблем. Тем не менее у тебя меньше прав, чем у него. Это просто соответствует семейно-системной реальности. Участница курса: Если, как ты сказал, связь между мужем и женой имеет преимущество перед их связью в качестве родителей своих детей, то я не понимаю твоего последнего замечания. Ведь мы говорим об отношениях между мужчиной и женщиной, при которых оба партнера равны. Б.Х.: Ты думаешь, что твое возражение поможет нам в данном случае? Та же участница: Почему бы и нет? Б.Х.: Нет, оно только лишает нас чего-то. (Группе): Помогла она Рите этим возражением? Нет. Она только лишила ситуацию серьезности. Так происходит, когда кто-то внезапно произносит свои возражения, и это очень рискованно. Некоторые психотерапевты производят исцеление исключительно в форме таких возражений. Когда к ним обращается пациент со своей проблемой, они просто произносят какое-нибудь возражение, например: «Я не вижу ничего серьезного в вашей проблеме». Та же участница: Мое возражение не касалось вопросов или высказываний Риты, а только твоей интерпретации ее проблемы. Б.Х.: Вот вам еще одно возражение. (Она смеется.) Б.Х. (Рите): Мы начнем с расстановки твоей нынешней семьи. Состояла ты или твой муж в браке или имели серезные отношения до брака друг с другом? Рита: Мой муж был женат. Б.Х.: Есть у него дети от этого брака? Рита: Нет. Б.Х.: Почему он развелся? Рита: Он сказал мне только, что они не сошлись характерами. По словам мужа, он женился на ней из чувства долга. Я.Х.Да? Рита: Он так сказал. Б.Х.: Ах, он так сказал? (Смех в группе.) Б.Х.: Значит, для расстановки нам нужны твой муж, его первая жена, ты, ваш приемный ребенок и родители этого ребенка. Система включает в себя всех этих лиц. Сколько лет ребенку сейчас? Рита: Пять. Б.Х.: Это мальчик или девочка? Рита: Девочка. (Рита начинает расстановку членов системы.) Б.Х. (группе): Обязательно обратите внимание на то, расставляет ли она систему в состоянии внутренней сосредоточенности или просто следует какой-то заранее представленной картине. Терапевт должен контролировать, серьезно ли работает пациент, и если нет, то прекратить расстановку. Терапевт не должен идти ни на какие компромиссы. Расстановки являются очень серьезным методом терапии и приводят к результатам только тогда, когда и терапевт и пациент осознают серьезность ситуации. Серьезно или нет работает пациент, заметно всегда. (Рите): Постарайся расставить свою систему, серьезно сосредоточившись. Рис. 21.1: М - муж; 1Ж — первая жена; 2Ж — вторая жена (Рита); Р — приемный ребенок, девочка; Ор — отец ребенка; Мр — мать ребенка. Б.Х. (группе): Вы видите, куда направлен взгляд всех лиц в этой системе? Все они смотрят на исключенного из нее отца. Это и является ключом к решению проблемы. Как чувствует себя муж? Муж: Между мной и моей первой женой какое-то напряжение. Мне кажется, что она должна стоять передо мной. Б.Х.: Если хочешь, можешь встать рядом с ней. Рис. 21.2 Б.Х. (участнику, играющему роль мужа): Как ты себя сейчас чувствуешь? Муж: Лучше. На моем прежнем месте все остальные были слишком близко от меня. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Лучше. Прежде я была очень зла на эту семью. Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как чувствует себя вторая жена? Вторая жена: Я не могу оторвать взгляда от этого человека там, напротив меня. (Указывает на участника, играющего роль отца ребенка.) Я чувствую что-то в спине, но не знаю, что это. Странно, но меня не волнует то, что мой муж стоит далеко позади меня. Б.Х.: Как чувствует себя ребенок? Ребенок: Тупо. Мне не хватает энергии. Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Мне бы хотелось уйти, но мне не позволено. Я чувствую себя связанной. (Б.Х. переставляет членов системы.) Рис. 21.3 Б.Х.: Такая констелляция является решением проблемы. Как чувствует себя отец ребенка? Отец: Вначале у меня возникло чувство, что я не принадлежу к этой группе. После того, как другой мужчина отошел назад, к первой жене, между мной и женщиной, усыновившей моего ребенка, возникла связь. Но только когда ребенок встал возле меня, я осознал, что он — мой. Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Сейчас мне гораздо лучше, но мне бы хотелось отойти еще дальше. Б.Х.: Тогда отойди. (Она отходит от других.) Б.Х. (группе): Ясно, что эта женщина потеряла свои права на ребенка. Мать, которая отдает своего ребенка другим людям, чтобы они его усыновили, теряет права на него. В данном случае только отец и его семья имеют права на этого ребенка. Ведь это не только ребенок данного отца, но он принадлежит и к системе семьи отца: его родителям, братьям, сестрам. Место ребенка - рядом со всеми этими людьми, а не только с отцом. Об этом нельзя забывать. Поэтому необходимо постараться найти не только отца, но и его родителей, братьев и сестер. В поле их влияния ребенок будет в безопасности. Иными словами, ребенок является частью целой отцовской системы, а не только этого отдельного мужчины. А система матери потеряла все права на ребенка. Но вы видите, что и муж Риты не свободен, потому что связь с его первой женой все еще продолжается. Первая жена: Когда вторая жена повернулась сюда, у меня возникло чувство, что это место больше не принадлежит мне. Б.Х. (мужу): Как ты чувствуешь себя на этом месте? Муж: Лучше, чем раньше. Мне здесь действительно очень хорошо. Вначале у меня было очень мало контакта с второй женой. Здесь же, возле первой жены, мне значительно лучше. Когда вторая жена повернулась ко мне, у меня наконец появился контакт с ней. Мне это нравится. И самое важное: что касается теперешней позиции ребен- \ ка, то для меня облегчение, когда я вижу, что он стоит рядом со своим отцом. Б.Х.: В самом деле его место - там. Попробуй встать рядом со второй женой. Рис. 21.4 Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как ты себя чувствуешь? Вторая жена: С того момента, как мой муж стоит здесь, мне намного лучше. До этого я чувствовала себя очень одинокой. Только присутствие его бывшей жены мне еще мешает. Б.Х. (первой жене): Когда муж встал возле своей второй жены, ты отошла на шаг назад. Попробуй сама найти подходящее место для себя. Первая жена: Мне хотелось бы отойти еще дальше. Б.Х. (группе): В случае второго брака, как в данной ситуации, вторая жена должна встать между первой женой и своим мужем, и для этого ей нужна смелость. Только когда она займет это место, бывшая жена отпускает мужа. Пока муж стоит между ними двумя, его тянет к бывшей жене. Б.Х: Как сейчас чувствует себя ребенок? Ребенок: Хорошо. Удивительно, что мне не мешает то, что я стою так далеко от остальных. Здесь мне лучше, чем на прежнем месте. Б.Х. (Рите): Ясно, что усыновление было не самой хорошей идеей. Рита: Что ты имеешь в виду? Б.Х.: Мы все видели, что я имею в виду. Для того чтобы привести все в порядок, ты должна сделать то, что стало видно в ходе расстановки. Встань на свое место, если хочешь. Рита (встав на свое место в расстановке): Мне здесь плохо. Б.Х.: Правда? Рита: Да, потому что у меня нет никакого контакта с ребенком. Б.Х.: Ты - безнадежный случай. (Долгая пауза.) Б.Х.: Так оно и есть. Рита: Как? Б.Х: Как я и сказал, твой случай - безнадежен... Плата за усыновление Б.Х. (группе): Когда усыновление ребенка было совершено легкомысленно (как произошло в данном случае) и никто из усыновившей ребенка системы даже не попробовал найти отца ребенка или, по крайней мере, признать, что и у него есть права и обязанности по отношению к дочке, то кому-то придется заплатить высокую цену. Из картины, расставленной Ритой, сразу же стало видно, что она пожертвовала своим мужем ради ребенка. Она словно вытолкнула его из системы. Это и было ценой, которую она заплатила. У мужа нет никакого шанса в этой семье, и он обязательно уйдет. В системах подобного типа платой за усыновленного ребенка является муж или один из собственных детей. Такой вариант тоже возможен. Например, существуют и такие извращенные ситуации, когда пара легкомысленно усыновляет ребенка, а позже жена беременеет и делает аборт. Так она словно старается искупить свою вину, бессознатель- ! но возникшую из-за усыновления. Или же может случится так, что ее собственный ребенок умирает или заканчивает жизнь самоубийством. Очередность ответственности Усыновление ребенка допустимо только в тех случаях, когда.у ребенка действительно не осталось никаких родственников и ему это необходимо. В любом случае у ребенка всегда есть не только мать и отец. Рита и ее муж поступили так, словно у ребенка была только мать, но у каждого ребенка есть дедушки и бабушки, дяди, тетки и другие родственники. Они и занимают первый уровень системной ответственности за ребенка. Значит, только когда у ребенка действительно никого нет, тогда лицам из другой системы позволено занять их место, и усыновление будет правильным и благородным решением. Но даже в таких случаях лучше, если ребенок будет не усыновлен, а только проживать в семье официально опекающих его лиц. Усыновление — слишком серьезный шаг и, как правило, совсем не нужно ребенку. Какая разница для ребенка между усыновлением и тем, если бы он просто проживал в семье опекунов? В последнем случае все не будет иметь таких серьезных последствий с семейно-сис-темной точки зрения, а все трудности, которые могут возникнуть с течением времени, будет легче преодолеть. Возражения участников Б.Х.: Усыновленный ребенок, став взрослым, постарается отомстить своим приемным родителям за то, что они словно отобрали его у его собственных родителей и его семейства. И будет прав. Участница группы: Я не могу выслушивать подобные предсказания. Они опасны. Б.Х.: Я расскажу тебе одну маленькую историю. Двое людей вошли в комнату и увидели картину, криво висящую на стене. Один сказал другому: «Смотри, картина криво висит!» А второй ответил: «Она висит криво только по твоим словам». Тогда первый сказал: «Если она поэтому криво висит, можешь повесить ее прямо». Конечно, это была довольно запутанная история, но ничего. Та же участница: Я понимаю, что мать ребенка потеряла свои права на него. Почему же тогда и его отец не потерял их? Ведь он не встал на защиту своего ребенка, оставил его мать одну и даже имени его никто не знает. По-моему, в этой системе отец тоже потерял свои права на ребенка. Поэтому ребенок и остался совершенно один. Тогда Рита и усыновила его. Б.Х. (группе): Она приводит факты, о которых нам не сообщили. Рита рассказала нам другое. Поэтому я не буду отвечать на это возражение. Оно просто совершенно гипотетическое. Рита сказала только, что мать не сообщила фамилию отца ребенка. Не надо об этом забывать. Терапевт мог бы, конечно, вести себя так, словно ему не известно о том, что мать ребенка ничего не сообщила о его отце. Но тогда это означало бы, что он обманывает пациентку. Такая возможность тоже существует. Если я действительно хочу обмануть пациента, я уступаю его возражениям. Другая участница курса: Конечно, в данном случае порядок был нарушен из-за усыновления ребенка, но это не значит, что так должно оставаться навсегда. Какие возможности существуют для того, чтобы восстановить порядок в системах? Б.Х.: Я это уже показал при помощи расстановки. Участница курса: Но должны существовать и другие возможности. Б.Х.: Нет. Семейно-системный порядок не позволяет манипулировать собой. Еще одна участница курса: Я не поняла, что ты имел в виду, когда говорил об обмане пациента терапевтом. Если я уступлю...? Б.Х.: Когда я уступаю кому-то, делающему подобное возражение, я обманываю его. Как храбрый портняжка в сказке обманул единорога, отступив в сторону. Один из участников: Ты думаешь, что ребенок постарается найти своего отца, как только у него появится возможность? Б.Х.: У него не будет для этого возможности, если его приемные родители будут возражать. Тот же участник: Даже когда он повзрослеет? Б.Х.: Нет. В таком случае на ребенка будет возложена определенная ответственность, которую могут принять на себя только взрослые. Участник: Ты хочешь сказать, что поиском отца должны заниматься только приемные родители? Б.Х.: Да, но не только, у них еще есть обязанность лично передать ребенка его настоящим родителям. Участница: А если они не захотят принять ребенка? Б.Х: Тогда надо постараться найти другое решение на новых началах. Еще одна участница курса: Именно это я и имела в виду, когда сказала, что, по-моему, должна существовать и другая возможность для восстановления порядка в системе. Б.Х: Эта твоя гипотеза — такого же рода, как и моя, которую ты не захотела принять. Твои слова действительно только гипотеза. Мы поступаем подобным образом всегда, когда нам ничего не известно, но задаем себе вопрос: «А что, если...». В данном же случае мне известно только то, что отец был исключен из системы. Это стало ясно в ходе расстановки. Он там никому не нужен. Право ребенка на собственных родителей Участница курса: Ты имеешь в виду, что исходя из данных, которые у нас имеются, неважно, почему мать не захотела сообщать имени отца? Б.Х.: Да. Причина не играет никакой роли, потому что в данном случае нет ничего, что могло бы оправдать молчание матери. Если права человека действительно существуют, то основное право ребенка — право на своих собственных родителей и на то, чтобы быть членом своей собственной семейной системы. В Германии это право обеспечивается конституцией: ребенок имеет право на то, чтобы узнать имя собственного отца. Мать даже обязана сообщить ребенку имя его отца. Какое же это общество, в котором позволено лишать ребенка собственных родителей и занимать их место? Чем можно оправдать такой принцип, по которому позволено советовать женщинам в трудной ситуации отдавать своего новорожденного ребенка каким-то людям, желающим усыновить его, и все ее проблемы решатся? Разве можно считать нормальным то, что существуют бездетные пары, ожидающие такой возможности? Это же просто извращение! Кроме того, как я уже сказал, ребенок имеет право не только на собственных родителей, но и на принадлежность к собственной семейной системе. Исцеление, направленное только на помощь жертве Участница курса: С моей точки зрения, расстановка Риты была первым шагом, ведущим к следующему этапу лечения, каким бы он ни был. Мы узнали, что мать не захотела сообщать имени отца, и, по-моему, у нее была на это причина. Предполагается, что со дня усыновления ребенка имели место определенное развитие и динамика, и кто знает, с чем столкнется этот ребенок при встрече с отцом... Б.Х.: Мне хотелось бы предостеречь тебя от подобных возражений, так как мы рискуем облегчить ответственность взрослых и перенести бремя ответственности на самого слабого, то есть на ребенка. Когда мы стараемся найти оправдание поведению матери, невозможно дать ей понять серьезность ситуации. Утверждение о том, что существует оправдание или нравственное извинение ее поведения, вероятно, приведет только к длинным, но безрезультатным разговорам с ней. Только когда мать полностью осознает величину собственной ответственности, она поймет, что от нее требуется и, возможно, совершит соответствующие действия. Терапевт должен разделить с ней сознание серьезности ситуации, чтобы помочь взрослым принять на себя бремя ответственности, вместо того чтобы обременять ею ребенка, как часто делают специальные ведомства по защите прав детей и подростков или сами терапевты. Мне хочется подробнее ответить на твой вопрос о расстановке семьи Риты. Посторонним лицам не позволено высказывать возражения и суждения о расстановке, так как она показывает реальность пациента. Расстановка была произведена не мной, а Ритой. Я только постарался найти решение. И если ты скажешь, что ситуация может быть интерпретирована и по-другому или что надо попробовать найти другие возможности решения, ты лишишь происходящее его силы. Кроме того, ты претендуешь на то, что тебе известно больше, чем самому пациенту. Только когда мы признаем реальность такой, какая она есть, она продолжит оказывать свое воздействие и приведет к следующему необходимому шагу. Возражая против этого факта и считая, что реальность заключает в себе возможность выбора, мы лишаем ее серьезности и силы. Поэтому при расстановках семей я всегда ищу экстремальное решение: оно исключает возможность выбора и соответствует реальности. Я показал Рите негативную сущность переплетения, в котором она находится, чтобы ей стало ясно: к этому следует отнестись серьезно. Только на основе такого серьезного отношения пациент сможет найти новый выход. Серьезность переплетения требует от пациента абсолютной серьезности при обсуждении его положения, и это оказывает позитивное воздействие при работе с ним. Отрицание такой необходимости всегда ведет к ослаблению исцеляющих энергий. Во время расстановки Риты я все время был сосредоточен на ребенке и его отце. Я встал на их сторону, так как на них лежит бремя, и они — жертвы. Только когда терапевт сосредоточен на жертвах, ему удастся найти решение переплетения. Если же я сосредоточусь не на них, а на матери ребенка и на той паре, которая объединилась с ней против отца, мне это не удастся. В таком случае терапевт оправдывает действия этих лиц, вместо того чтобы помочь жертвам. Следующий шаг Рита: Когда ребенок оказался у нас, у меня возникло желание как-то отметить это событие. (Плачет.) Я пошла в церковь с цветами и помолилась за мать ребенка. Я никогда не чувствовала, чтобы между нами что-то стояло. Что касается отца ребенка, я о нем просто никогда не думала. Вообще же я поняла уже тогда, что мне надо было сделать какой-то жест. Б.Х.: Одной из важных проблем в психотерапии является то, что многие женщины считают, что у мужчин и отцов нет прав на все, что касается их детей. Женщины не принимают мужчин во внимание и действуют так, словно эта область принадлежит только им. И многие терапевты-мужчины в процессе терапии жестоко обходятся с мужчинами, о кото1 рых идет речь. Когда пациентка рассказывает о том, как ужасны мужчи-f ны, они доверяют ее словам и становятся на ее сторону. Но при таких условиях решение проблемы найти невозможно. Терапевт обретет силу для решения проблемы своего пациента, только если предоставит лицам, исключенным из системы, место в своем сердце. В случае Риты я обладал силой, которая требовалась для решения проблемы, так как заключил отца этого ребенка в свое сердце с самого начала. Благодаря этому я смог найти решение этого переплетения. (Рите): Ты еще сможешь все исправить. (Рита кивает.) По твоему лицу заметно, что тебе уже не так плохо. Рита: Да, мне стало легче. Одна из участниц: С одной стороны, твои слова производят на меня глубокое впечатление. Среди твоих утверждений есть несколько невероятно мудрых, которые очень тронули меня, и я чувствую, как исполнилось мое желание и я встретила человека, которому известно, где истина, и который знает, что правильно и что нет. Но с другой стороны, я вижу некоторую опасность в том, что эти истины перемешаны с целым рядом преждевременных обобщений. По-моему, эта смесь деструктивна. Например, твое утверждение о том, что у Риты все навсегда запутано и ужасно. Сейчас же ты вдруг смягчил его, дав ей возможность все-таки найти решение. Б.Х.: Предоставить Рите эту возможность и является тем вторым шагом, который я имел в виду. Та же участница: Мне только хотелось сказать, что я немного сбита с толку. Б.Х.: Второй шаг невозможен без первого. Что же касается твоего смущения и неприятных чувств, то если ты находишься под таким впечатлением и ощущаешь подобное сопротивление в себе, тебе надо просто взглянуть на проблему, отбросив рациональные размышления о ней. Взгляни на нее и спроси себя, насколько я прав в этом отношении и насколько нет. Если ты придешь к другому выводу, сообщи мне об этом. Я приму это как исправление, так как понимаю, что тебе удалось увидеть какой-то аспект, который я упустил из виду. Тогда у нас появится возможность обменяться мнениями. Ты сама видела, что когда другой наблюдатель воспринимает проблему не так, как я, и серьезно мне об этом сообщает, я принимаю его замечания и так же серьезно их обдумываю. Например, и сама Рита внесла свой вклад в нашу работу, сообщив об одном важном аспекте своих восприятий. Если же у тебя возникают чисто рациональные возражения, мы не сможем спокойно обсудить это. Если бы во время расстановки ты непрерывно наблюдала за Ритой, то увидела бы, что у нее начался определенный внутренний процесс, и благодаря этому она изменяется. Когда у нас возникает желание высказать какие-то возражения относительно происходящего во время расстановки семьи, нам надо только сосредоточенно понаблюдать за пациентом. Взглянув на пациента, мы сможем понять, как подействует на него наше возражение. Мы должны найти в себе ответ на следующий вопрос: придает ли наше возражение силы этому человеку или лишает его сил, насыщает ли оно его или отравляет. Так мы узнаем, поможет ли наше возражение пациенту или будет препятствовать его исцелению. Решение проблемы путем ее решения Один из участников: Я чувствую, что происходящее здесь начинает воздействовать на меня. Я наблюдал за матерью ребенка во время расстановки и заметил, что она часто улыбалась словно про себя, например, когда сообщила, что ей хочется уйти от остальной группы. Меня очень заинтересовало то, что ты сказал о связи ребенка с его родной семьей, и этот факт не зависит от юридических правил усыновления, то есть ребенок всегда принадлежит своей родной системе. В прошлом я рассматривал усыновление как прекрасное решение приемных родителей. Я считал это гуманным поступком, и только когда сам начал поиски собственного отца, который после развода с матерьи жил очень далеко от нас, мне стало ясно, как важно мне было искать и найти его, как бы плохо моя мать о нем не отзывалась. Поэтому я могу представить себе, каким облегчением было бы для ребенка найти своего отца. Все же я еще не знаю, что делать со всеми этими знаниями, потому что не думаю, что даже когда ребенок действительно отыщет своего отца, это уже будет окончательным решением проблемы. Б.Х.: Я не совсем понял, что ты имеешь в виду. Тот же участник: Мне не ясно, что ты имеешь в виду под «решением» в данном случае. Предлагаемое тобою решение, по-моему, не является действительно решением в том смысле, что действительно положит конец проблеме. Б.Х.: Нет. Это и есть конец проблемы! Участник: Что??? Б.Х.: Да, такое решение в самом деле окончательное. Участник: Правда? Б.Х.: Понятие «решение проблемы» в данном случае двусмысленно. То есть это решение проблемы просто путем ее решения. Участник: В смысле ее полнейшего исчезновения? Б.Х.: Я же сказал: решение проблемы просто путем ее решения. (Группе): Вот и он тоже сейчас постарался уменьшить ее глубокое значение. (Длинная пауза.) То, что я сказал, и было тем, что именно я имел в виду. Это не было какой-то игрой слов или парадоксальным утверждением. Ужасное Раймунд: Сейчас я уже успокоился. До этого мне было плохо. У меня было такое чувство, словно в животе скопилось много вещей. Кроме того, возник страх, когда я услышал, как ты сказал Рите: «Твой случай безнадежен». По-моему, это было слишком категорично и прозвучало как: «Сейчас я бросаю тебя, и твои проблемы меня больше не интересуют». Но позже в ходе беседы это чувство исчезло. Б.Х.: Такой страх может овладеть нами только в случае, если мы отводим взгляд в сторону от происходящего. Если бы ты тогда продолжал смотреть на нас с Ритой, то ощутил бы другое. Но некоторые сразу же закрывают глаза, услышав подобную фразу, и начинают выдумывать какие-то собственные страшные картины. Раймунд: Я выдумал еще одну страшную картину. Я представил, что... Б.Х.: Ты заметил, что ты только что смотрел в сторону? Раймунд: Да, правда. Б.Х.: Попробуй сказать то, что ты хотел, продолжая смотреть на меня. Это очень трудно. Ты замечаешь? Ведь «великие» идеи возникают у людей, закрывших глаза. (Смех в группе.) (Группе): Вот он опять только что отвел взгляд! (Раймунду): Сразу видно, когда ты находишься в связи с происходящим, а когда нет. Находиться в связи с происходящим и ограничиваться только его непосредственным восприятием очень трудно. Это отказ от свободы выбора... пережить ужасное. Раймунд: Ты просто очень сильный человек. Б.Х.: Да, ты прав. Знаешь почему? Потому что я в согласии с миром таким, какой он есть, а также с его ужасными аспектами. Я в согласии со всем происходящим. Вот поэтому я и могу все это сказать. Все значительное и великое черпает свою силу в ужасном, и тот, кто отводит взгляд от ужасного, живет фантазиями. Раймунд: Всякий раз, когда я отвожу взгляд, я делаю это для получения внутреннего импульса, для какой-то новой идеи. Б.Х.: Этим ты только ослабляешь себя и перестаешь реагировать как на других, так и на реально происходящее. Ты владеешь силой только при непосредственном контакте с происходящим. Как ты себя сейчас чувствуешь? Раймунд: У меня больше энергии. Б.Х.: Я поведаю тебе еще одну тайну. Терапевт подобен воину. Терапевту нужна смелость воина. Воин доходит до самых границ — ведь проблемы можно решить, только достигнув их. Обычно считается, что шансы при этом составляют пятьдесят процентов, но для того, кто сознательно достигает этих границ, шансы поднимаются до девяноста девяти. Это объясняется тем, что реальность, принятая нами всерьез, помогает нам. Когда человек принимает реальность всерьез, она награждает его. Если же мы не делаем этого и вдобавок приукрашиваем ее, она мстит нам. Не надо забывать, что последствия наших действий принадлежат реальности, и терапевт должен помочь пациенту освободиться от этих последствий, даже если процесс освобождения требует от пациента экстремальных усилий. Только тогда может прийти что-то хорошее. Терапевт не должен обманывать пациента, говоря, что тот может избежать последствий своих действий, не неся за них ответственности. Такое поведение неизбежно оказывает вредное воздействие, в первую очередь, на ни в чем не виновных членов его системы. Сострадание и искусство забывать Одна из участниц: То, что ты сказал об усыновлении, очень заинтересовало меня, потому что мне сейчас стало ясно, как необдуманно часто осуществляется передача детей. Но я видела и реакцию Риты и не могу представить себе, что эта проблема решится, если она откажется от ребенка. Б.Х.: Я расскажу тебе сейчас одну историю о сострадании. Жил один человек по имени Иов. Он все потерял и обнищал до такой степени, что ему пришлось жить на улице в грязи и его тело покрылось гноящимися ранами. Трое его друзей, услышав об этом, пришли к нему, чтобы утешить его. Знаешь, что они сделали? Они сели на некотором расстоянии от него и за целую неделю не произнесли ну слова. Эти друзья были друзьями, обладающими силой. Современные терапевты, наверное, пошли бы к нему и сказали: «В этом нет ничего страшного, все скоро пройдет!» — или что-то в этом роде. Такое поведение не принимает во внимание глубину боли и серьезность болезни пациента. Попытка избавить пациента от боли с помощью долгих дискуссий упускает из виду, насколько велика его боль. Кроме того, не следует забывать о том, что у нас есть сила, необходимая для оценки наших проблем и их разрешения. Только у тебя самой, не у кого-то другого! Каждый раз, когда ты думаешь о проблемах Риты и пытаешься найти ответ, ты ослабляешь ее. Я приведу тебе пример, как нужно поступать в таком случае. Я забыл о Рите. Почти. Только когда я снова буду работать с ней, я снова о ней вспомню. Только тогда. В одном из моих семинаров участвовала женщина, которая находилась в большой опасности самоубийства. На второй день занятий она внезапно, как будто вне себя, выбежала из зала. Многие участники опасались, что она убежала с намерением покончить с собой. Я же просто забыл о ней и больше не думал. Просто забыл... В последний день семинара несколько участников рассказали, что видели ее идущей к лесу с одеялом в руках. Многие сразу же представили себе, что сейчас она покончит с собой. Я же о ней забыл. Я даже не заметил ее отсутствия в группе. За десять минут до конца семинара она снова пришла к нам и в течение этих последних минут нашла решение всех своих проблем. Необходимая для этого сила у нее появилась, потому что я как терапевт о ней забыл. Однако внутренне я находился в резонансе с ней. Каждая моя беспокойная мысль о ней лишила бы ее этой силы. То, что я забыл о ней, было в этом случае высшим проявлением моего уважения, так как, забыв о ней, я доверил ее своей собственной душе. Ничего лучше этого терапевт сделать не может, но для этого нужна огромная сила. Ведь беспокоиться о других легче, и при этом распирает приятное чувство гордости. Что важнее Другая участница: При наблюдении за тем, что происходило на этом семинаре, у меня возникло как чувство ужаса, так и удивления, и вначале я не могла понять, почему появились такие противоположные чувства. Сейчас же мне кажется, что все стало немного более понятным. Ужас возник из-за слов, которые я услышала, а удивление — из-за того, что я здесь увидела. Я заметила, что могу больше доверять тому, что вижу, чем тому, что слышу. Б.Х.: Нет, именно слова важны, но только когда они верны. Вина и ее воздействие не зависят от пола Участница: Ты сказал, что если женщина отдает своих детей, то теряет свои права на них. Мне это понятно. А в случае мужчины? Существует ли тогда какая-то разница? Б.Х.: Нет, никакой разницы нет. Необходимость отказаться от возражений Участник: Я все думаю о том, что конец проблем Риты еще не определен, и расстановка ее семьи показала ей только следующий шаг. Я спрашиваю себя: а может быть, мать отдала ребенка с полного согласия его отца? Б.Х.: Вот что я могу тебе на это ответить. Когда я сказал Рите, что ее случай безнадежен, я был в этом уверен. Я не пытался отрицать серьез- ность ее ситуации, задавая себе какие-то вопросы. Наоборот, я взглянул проблеме в лицо. Ситуация изменилась только потому, что я проявлял полнейшую серьезность. Я не стал прибегать к гипотетическим вопросам или возражениям. И могу тебя заверить в том, что если бы такого изменения не произошло, я согласился бы с начальной ситуацией. В этом и состоит разница между моим методом и методом рационального мышления. Отказ от рационального мышления является настоящей умственной дисциплиной. Она требует от нас шага в темноту. Тот же участник: Мне только хотелось сказать, что у меня возникла эта идея. Б.Х.: Если эта идея у тебя возникла, это еще не значит, что она правильна. Иногда люди считают, что сам факт возникновения определенных идей или чувств уже означает, что они верны. Но они ошибаются. Существуют еще ментальные картины, которые образуются благодаря сосредоточенному созерцанию Темного, то есть когда мы внутренне смотрим в него без каких-либо намерений, возражений и страха. При таких условиях перед нами внезапно на долю секунды показывается картина, выражающая решение проблемы. Качество таких картин отличается от качества тех, что возникают у нас во время размышлений или наблюдений окружающего мира. Картины, появляющиеся в результате сосредоточенного созерцания или спонтанного сообщения из Темного, всегда верны. Понимание сущности проблем и исцеление Рита: Здесь я получила целый ряд познаний, и мне как будто уже раньше было известно, что надо ими заняться. Если ты ничего не имеешь против, я сейчас подробнее... Б.Х.: Разреши мне перебить тебя. (Группе): Вы видите, как увеличилась ее сила? Вы замечаете? Как она собранна! Никаких слез или чего-то подобного! Все это исчезло! Подобный эффект свидетельствует о том, что способы, использованные терапевтом, полезны. (Рита смеется.) (Рите): Вот видишь? Ты уже можешь смеяться. Это свидетельствует о том, что сейчас в тебе действует «конструктивная» сила. Хорошо, продолжай. Рита: Из того, что мне стало ясным в ходе терапии, я понимаю, что тема, которой мне надо заняться в ближайшем будущем, - разрыв. Поэтому я понимаю твои слова скорее символически. Как только я прерву связь с ребенком и усилю связь с мужем, я дам ребенку возможность стать свободным. По-моему, решение нашего семейного конфликта, который очень на меня давит, основывается на необходимости осуществления этого процесса. Значит, решение в моем случае я бы обозначила как... Б.Х.: Не надо искать подходящее понятие! Твоего простого описания ситуации было достаточно. Рита: Я думаю, решение моей проблемы состоит в том, что мне надо позволить ребенку быть свободным. Если мне это удастся... Б.Х.: Нет, нет. Ребенок все же не свободен. Он принадлежит своим родителям, и его нужно им и передать. Ты должна передать ребенка его отцу и семье и помочь ему при этом. Только там он может по-настоящему развиваться. Как только ты сделаешь первый шаг в этом направлении, ребенок почувствует к тебе любовь, основанную на благодарности, так как поймет, что ты относишься к нему с уважением. Рита: Мне пока еще трудно представить себе, как все это можно организовать. Б.Х.: Сейчас у тебя сложилась определенная внутренняя картина решения ситуации, и эта картина работает вместо тебя. Тебе придется подождать до тех пор, пока эта внутренняя картина не позволит необходимой силе течь в твоем направлении. И когда наступит подходящий момент, все решится очень быстро и просто. Понимание того, каким образом надо действовать, еще не является осуществлением наших намерений. Понимание проблемы и ее осуществление не идентичны. В большинстве случаев это действительно разные вещи. Когда мы приступаем к действиям, едва достигнув уровня осознания проблемы, мы часто делаем противоположное тому, что от нас требуется. Несмотря на то, что осознание проблемы может быть правильным, действовать сразу же после этого нельзя. Этот принцип применим и в твоем случае. Ты должна вынашивать картину разрешения твоей проблемы, как беременная женщина ребенка, и ждать, пока сила, исходящая из этой картины, не родится и не начнет действовать вовне. Рита: Мне трудно согласиться с твоими словами о том, что и решение усыновить ребенка, и само усыновление были легкомысленными. Меня много лет занимал этот вопрос, и я старалась найти на него ответ. Я боролась с этой проблемой и относилась к ней абсолютно серьезно. Б.Х.: Принимай мои слова как объективное описание ситуации. С объективной точки зрения усыновление было, конечно, серьезным событием. Но, взглянув со стороны, наблюдатель воспринимает его как легкомысленное решение. Разумеется, ты не могла действовать тогда по-другому из-за недостатка данных. Поэтому тебе не о чем жалеть. И хотя принятое тобой тогда решение было неправильным или, лучше сказать, именно потому, что оно было неправильным, сейчас к тебе течет поток силы, которой ты прежде не обладала. Значит, крюк, который ты сделала на пути усыновления, был только продолжением твоего собственного пути, в течение которого тебе предоставилась возможность обрести разный опыт, который пригодится тебе в будущем. Все это не было напрасным — ни для тебя, ни для ребенка. Ты можешь согласиться с такой интерпретацией? Рита: Да, несмотря на то, что я пока не вижу настоящего смысла в этом. Но уверена, что когда-нибудь я его увижу. Б.Х.: Карлос Кастанеда в одной из своих книг о мексиканском шамане по имени Дон Хуан выразил идею о врагах знания: первый враг — страх, и тот, кому удастся его преодолеть, обретает ясность ума, которая становится следующим врагом. Преодолевший ее, приобретает власть, которая, в свою очередь, будет следующим врагом. Тот, кто в состоянии преодолеть и власть, уже почти достиг цели, но тогда ему придется бороться с самым большим врагом — с желанием спокойствия. Но этого врага нельзя полностью победить. Однако в конце этого пути человеку предоставляется возможность бросить короткий взгляд на знание, и ради этого мгновения совершаются все наши усилия, и они не были напрасными. Понимаешь? Рита: Да. Завещанные дети Альберт: Я уже двадцать лет живу с одной женщиной, у нас трое детей. А сейчас у нас возникла следующая ситуация: нам формально передали по завещанию от одной семьи четверых детей, родители которых умерли. Я не знаю, что с этим делать. Б.Х.: Ты не должен принимать этих детей в свою систему. Это недопустимо. Это обязанность их родственников. Только если у них действительно не осталось никаких родственников, ты можешь их заменить. Иначе нельзя. Дети не могут быть переданы по наследству. Где это видано! Тебе по крайней мере завещали какие-то средства для того, чтобы вырастить этих детей? Альберт: Нет. Б.Х.: Только детей? Тогда они просто считают тебя глупым! Альберт: Не исключено. Б.Х.: Ты должен отказаться от такого завещания — хотя бы для того, чтобы сохранить свое достоинство. Альберт: Но у меня есть вопросы, которые меня волнуют. До того, как родственники этих детей узнали о существовании завещания, они уже разделили детей между собой, и тогда же произошли некоторые вещи, которые вызвали у меня сомнения. Б.Х.: Позволь этим людям делать то, что им угодно. Ты должен сохранить свою душу от любой мысли о происходящем. Тебе запрещено даже знать обо всем этом. Есть у тебя еще вопросы? Альберт: Я могу истолковать твои слова двояко. С одной стороны... Б.Х.: Нет! Ничего не говори! (Группе): Сейчас я проверю ваше восприятие. Позитивное вытекает из моих слов или из его возражения? Вам станет ясно, как только вы посмотрите на его лицо. Когда мы сомневаемся в нашем восприятии, задаем себе вопрос о его реальности, это восприятие и его сила просто уйдут от нас. Так оно мстит нам за наши возражения. Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены Раймунд: Я психолог по профессии, женат, имею двоих детей. Кроме того, у меня есть внебрачная дочь, которая родилась до моего брака. Она живет сейчас на другом континенте. Б.Х.: Да, действительно далеко! Сколько ей лет? Раймунд: Шестнадцать. Ее мать переехала туда со своим другом. Б.Х.: Какие у тебя отношения с дочерью? Раймунд: Шесть лет назад она приезжала в Германию и прожила здесь два года. Тогда у нас были довольно хорошие отношения. Сейчас наши отношения приняли форму, соответствующую ее возрасту. Я получаю от нее благодарственные письма за подарки к Рождеству и поздравления с днем рождения. Иногда мы посылаем друг другу видеокассеты. Мне хотелось бы сделать расстановку моей системы. Б.Х.: Хорошо. Раймунд: Я начну с моей бывшей подруги. Б.Х.: С кого? Раймунд: С моей бывшей подруги. Б.Х.: Ты должен начать со своей первой жены. Раймунд: Мы не состояли в браке. Б.Х..■ С семейно-системной точки зрения она - твоя первая жена. Раймунд: Хорошо, я понимаю и склоняюсь перед ней со смирением. Б.Х.: Я только хотел отдать должное этой обиженной тобою женщине. Кто еще принадлежит к твоей системе? Раймунд: Эта дочь, моя нынешняя жена с двумя нашими детьми -мальчиком и девочкой. Б.Х.: Эти женщины были прежде замужем или имели серьезные отношения с кем-либо? Раймунд: Да, моя нынешняя жена. Она развелась со своим мужем из-за меня. Б.Х.: У них были дети? Раймунд: Нет. Это было еще одной причиной их развода. Ее муж не мог иметь детей. Б.Х.: Эта информация важна, так как вследствие его бесплодия между ними не существовало настоящей связи. Юридическая сторона этого брака в нашем контексте не играет никакой роли. Раймунд: Когда я встретил эту женщину, их двухлетние отношения с мужем как раз подходили к концу, и это было довольно мучительно для нее. Б.Х.: Если жена тоже состояла в связи с другим до брака, то новый брак удается легче, чем когда «бывший в употреблении» соединяется с «еще неиспользованным». Раймунд: Мать моей внебрачной дочери сейчас тоже замужем. Б.Х: У них есть дети? Раймунд: Нет, но ее муж удочерил мою дочь. Имеет это какое-то значение? Б.Х.: Да. Она постарается ему за это отомстить. Как я уже объяснял, подобное удочерение недопустимо. И ты не был против? Раймунд: Нет, я согласился. Б.Х.: Согласился? Это же ужасно! Ведь у твоей дочери возникнут негативные чувства к тебе. Ты должен сказать ей, что берешь назад свои слова о том, что согласен с ее удочерением и что она остается твоей дочерью со всеми ее правами. Ты не имеешь права передавать ее другому отцу! Рис. 22.1: М — муж (Раймунд); 1Ж — первая связь, мать 1; 1 — первый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена, мать 2 и 3; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, сын. Б.Х. (Раймунду): Напомни мне еще раз, что было в том твоем сне, о котором ты мне рассказал сегодня утром. Раймунд: Я увидел во сне своего сына, стоящего в дверях. Б.Х.: Это, конечно, значит, что ты сам там стоишь. То же самое видно из этой расстановки. Как чувствует себя первая жена? Первая жена: У меня боли в пояснице, там словно проходит сквозняк. Мне кажется, что я не могу двигаться. Все это очень странно. Б.Х.: Как чувствует себя первая дочь? Первый ребенок: Когда ты начал расстановку и мы были еще одни с матерью, я чувствовала себя хорошо. Сейчас же у меня начал болеть желудок. Это неприятно, но ничего страшного. Б.Х. (участнику, играющему роль Раймунда): Как чувствует себя муж? Муж: Мне довольно хорошо в моей теперешней семье, но присутствие там первой жены с ребенком мне неприятно. Двое других детей как будто охраняют это пространство вокруг меня. Б.Х.: Как чувствует себя вторая жена? Вторая жена: Не очень хорошо. У меня такое чувство, что мой муж словно не является моим настоящим партнером. Наши отношения похожи скорее на конфронтацию. Б.Х.: Да, ты права. Вторая жена: И расположение моих детей мне не нравится. Например, то, что моя дочь стоит позади меня. Сына я могу по крайней мере видеть, и он меня тоже, и это уже лучше. Но для того, чтобы посмотреть на дочь, мне действительно пришлось бы приложить усилия. Б.Х. (первой жене, замечая, что ее боли в спине усилились): Повернись к остальной группе и тебе станет лучше. (Группе): При возникновении подобных реакций терапевту необходимо немедленно принять меры. (Б.Х. поворачивает женщину таким образом, что она оказывается не напротив, а рядом с дочерью.) Рис. 22.2 Б.Х.: Как чувствует себя вторая дочь? Второй ребенок: Плохо. Я чувствую себя беззащитной и беспомощной. Б.Х. (Раймунду): У нее чувства твой первой дочери. Раймунд: Странно. Они часто пишут друг другу письма. Б.Х.: У твоей младшей дочери чувства старшей. Как чувствует себя сын? Третий ребенок: У меня такое впечатление, словно я должен служить опорой отцу. Я чувствую, что меня используют. Б.Х. (Раймунду): Вы оба - ты и твой сын - стоите в дверях. Пришел момент произвести первое важное изменение в констелляции. (Б.Х. ставит первую дочь рядом с отцом.) Рис. 22.3 Первый ребенок: Здесь мне неприятно. Мне бы хотелось немного отойти от него. Б.Х.: Хорошо, попробуй. (Она отходит от отца.) Первый ребенок: Мне кажется, что вторая жена постоянно на меня смотрит, и я расцениваю это как угрозу. (Б.Х. добавляет в расстановку мужа бывшей подруги Раймунда и ставит его рядом с ней.) Рис. 22.4: 2М — муж бывшей подруги Раймунда. Б.Х.: Как чувствует себя сейчас первая дочь? Первый ребенок: Когда моя мать стоит рядом со мной, намного лучше. Б.Х. (участнику, играющему роль Раймунда): Что изменилось в ощущениях мужа? Муж: Когда моя дочь подошла ко мне ближе, это было приятно. Но одновременно я ощутил угрозу со стороны нынешней жены. Сейчас меня тянет к первой дочери, но мне не хочется оставлять жену. Я нахожусь между двумя полюсами. Б.Х.: Что изменилось у второй дочери? Второй ребенок: Я не могу решить, к какой группе принадлежу. С одной стороны, в области влияния отца я не нахожу ничего для себя и по прежнему чувствую себя беззащитной. Я бы предпочла повернуться к моей старшей сестре. Я не знаю, что делать. Чем меньше я нахожу в области влияния отца, тем привлекательнее становится для меня старшая сестра. Б.Х. (Раймунду): У нее действительно чувства ее старшей сестры. Та тоже не может решить, к какой группе она принадлежит. (Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы. Сначала он поставил обоих детей напротив родителей, а затем — слева от матери.) Рис. 22.5 Б.Х.: Как чувствует себя вторая жена сейчас? Вторая жена: Когда мои дети стояли напротив меня, мне это не нравилось. Сейчас, когда они стоят рядом, я чувствую себя лучше. Б.Х.: А как чувствует себя сейчас вторая дочь? Второй ребенок: Лучше. Не такой беззащитной. Третий ребенок: И мне так лучше. Б.Х. (Раймунду): Дети тебе не доверяют. Скорее, они доверяют своей матери. Третий ребенок: Когда первая дочь перешла в ту группу, я почувствовал облегчение. Давление исчезло, и мне здесь очень приятно. Б.Х. (первой дочери): Проверь, как близко ты можешь подойти к своему отцу. (Дочь приближается к отцу, а потом снова возвращается к матери.) Первый ребенок: Я боюсь этого. Лучше я останусь рядом с матерью. Мне нравится, что я могу видеть брата и сестру. Странно, что когда моя сестра отошла от нас, мне стало грустно, но одновременно было весело видеть брата. Это совершенно новое чувство для меня. Мне здесь неплохо. А вообще, мне важно видеть их рядом с отцом. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Прекрасно. Наконец-то я не должна постоянно видеть другую группу. Мне было неприятно, что я могла видеть его дочь от нынешней жены лучше, чем мою собственную. Б.Х.: Как чувствует себя муж бывшей подруги Раймунда? Второй муж: Мне все это подходит. Б.Х. (Раймунду): Согласившись с тем, что твою дочь удочерил другой мужчина, ты потерял свои права на нее. Она проявляет соответствующую реакцию. Раймунд: Да. Б.Х.: Вообще же недопустимо, чтобы детей от первого брака или отношений усыновлял второй партнер матери или отца. Это очень плохо сказывается на ребенке и нарушает системный порядок. Раймунд: Я считал, что так будет лучше для дочери. Б.Х.: Это были чисто рациональные соображения. Ты можешь исправить свою ошибку, сказав дочери, что тебе жаль, что она может рассчитывать на тебя и ты всегда останешься ее отцом, всегда будешь готов помочь ей и что она обладает всеми правами, как и другие твои дети, например, при разделе наследства. Тогда напряженность в системе уменьшиться. Хочешь встать на свое место в расстановке? (Раймунд становится на свое место и осматривается вокруг.) Раймунд: Обстановка здесь очень спокойная. Б.Х.: Когда в системе царит порядок, в ней все спокойно. Тогда каждый находится на подходящем месте. Подойди поближе к своей старшей дочери и расскажи о своих впечатлениях. (Старшей дочери): Ты чувствуешь себя спокойной сейчас, когда отец подошел ближе? Первый ребенок: Да. Конечно. (Смеется.) Б.Х. (Раймунду): Это и будет твоим следующим шагом. (Группе): Сейчас я расскажу вам еще одну историю, касающуюся темы усыновления детей. В этой истории, конечно, много символического, но все же она довольно понятна. Возвращение Жил один дровосек со своей женой в доме, стоящем у леса. У них была дочь трех лет. Они были так бедны, что часто не было даже еды для ребенка. Как-то раз неожиданно перед ними появилась Дева Мария и сказала: «Вы так бедны, что не можете заботиться о вашем ребенке. Отдайте ее мне, и я возьму ее с собой на Небо. Я стану для нее матерью и позабочусь о ней». Родители девочки очень огорчились, но подумали, что ничего не могут сделать против Девы Марии, и подчинились ей. Они принесли ребенка и передали ей его. Дева Мария взяла девочку с собой на Небо. Там девочка ела сладости, пила молоко, ей позволено было играть с ангелами. Но тайно она тосковала по родителям и милой Земле. Когда девочке исполнилось четырнадцать, Дева Мария снова отправилась на Землю, потому что и сама часто тосковала по ней. Она позвала девочку и сказала: «Я передаю тебе эти три ключа к тринадцати дверям Неба. Храни их до моего возвращения. Я разрешаю тебе открыть двенадцать дверей и посмотреть на все чудесные вещи, которые там хранятся. Но тринадцатую дверь, к которой принадлежит этот маленький ключ, тебе нельзя открывать. Не делай этого ни в коем случае, иначе произойдет несчастье!» Девочка пообещала, что никогда не войдет в тринадцатую комнату. Когда Дева Мария отправилась в свое путешествие, девочка начала осматривать разные комнаты Неба. Каждый день она открывала одну из дверей, пока не осмотрела первые двенадцать комнат. За каждой сидел апостол в ореоле света, и девочка всякий раз радовалась такому чудесному виду. Только тринадцатая дверь все еще оставалась запертой, и девочке очень хотелось знать, что за ней скрывается. Однажды, оставшись одна, она подумала: «Вот сейчас я одна и могла бы войти внутрь. Никто не узнает, если я это сделаю». Девочка взяла маленький ключ и открыла дверь. За ней она увидела блестящий золотой свет, который притягивал к себе. Ах, это, должно быть, самая драгоценная святыня! Глядя на него, девочка засияла сама, вошла внутрь, дотронулась пальцем до золотого блеска, задрожала от блаженства, которого до сих пор никогда не испытывала. И вдруг девочка вспомнила о запрете Девы Марии. Она вытянула палец из золотого света, выбежала из комнаты и замкнула дверь на ключ. Но палец стал золотым. Она попыталась отмыть его, но как ни старалась, не смогла этого сделать. И в страхе стала ждать возвращения Девы. Но та не спешила с возвращением. Ей нравилось на Земле, а когда она вернулась на Небо, то была в хорошем настроении. Она созвала ангелов и девочку и рассказала им о новостях на Земле. Например о том, что у людей появились странные коробки с кнопками, и стоит нажать на них, как можно увидеть все, что происходит в мире. Дева Мария рассказала, что в такой коробке она увидела одну женщину, которая не побоялась отправиться в горы Африки, чтобы наблюдать за гориллами. Говорят, это очень опасно, так как эти животные в восемь раз сильнее человека. Но они позволили ей приблизиться, а один молодой горилла-самец подошел так близко, что она даже смогла погладить его спину. Он вел себя совершенно спокойно и позволил ей это сделать. Однажды местные жители принесли ей маленькую новорожденную гориллу. Она потеряла родителей и была очень слаба. Женщина приняла ее как мать, кормила молоком и ухаживала за ней так усердно, что животное быстро окрепло. Однако женщина заметила, что, несмотря на всю ее любовь к маленькой горилле, той не хватало ее сородичей. Однажды, когда женщина отправилась наблюдать за гориллами, она взяла с собой маленькую гориллу, и когда нашла в лесу группу этих животных, то протянула им малышку на руках. Как только самый старший самец увидел маленькую гориллу, он бросился к женщине, издавая громкие крики, и вырвал малышку у нее из рук. Потом он убежал к остальным и отдал маленькую гориллу одной горилле-самке, которая сразу же стала кормить ее грудью. На женщину же он не попытался напасть. Она увидела, что маленькому животному было хорошо в группе его сородичей. В тот вечер Дева Мария рассказала много других историй и совсем забыла спросить о ключах. Но на следующее утро она позвала к себе девочку, чтобы получить свои ключи назад, и спросила, глядя на нее испытующе: «Ведь ты не заходила в тринадцатую комнату, правда?» «Нет, не заходила, — ответила девочка, — ты же это запретила». «Почему же тогда ты прячешь одну руку за спиной?» - спросила Дева Мария и приказала показать руку. Девочке было стыдно, но так как никакие отрицания не помогли, ей пришлось показать руку с золотым пальцем. Тогда Дева Мария вздохнула и сказала: «Это должно было однажды произойти». Она стянула со своих рук белые перчатки... Ах! Один из ее пальцев тоже был золотым. Тогда она сказала девочке: «Так как ты знаешь это, тебе известно и все остальное. Возвращайся на Землю, где живут твои родители, братья и сестры, мужчины, женщины и их дети!» Девочка обрадовалась и поблагодарила Деву. Та помогла ей собрать котомку и на прощание дала ей пару белых перчаток для доказательства полученного ею знания и его защиты.
|