![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебные метапредметы
Изложенные выше представления о фундаментальных образовательных объектах получили свое воплощение в конкретных учебных метапредметах «Мироведение», «Числа», «Культура», «Рефлексия»[71]. Кроме того, метапредметные основы содержания образования реализованы в интегрированных курсах «Естествознание» для V—VI, X—XI классов[72]. В качестве примера приведем программу по метапредмету «Рефлексия», которая использовалась учителями инновационных школ в старших классах. На изучение данного курса отводится 1 ч в неделю. Программа занятий по метапредмету «Рефлексия» Смысл занятий. Научиться осмысливать и планировать свою деятельность, а также понимать цели деятельности других людей. Цели занятий. 1. Научиться ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и индивидуальными особенностями самих учащихся. 2. Научиться отслеживать выполнение своих целей и корректировать свою деятельность. 3. Научиться анализировать успехи и трудности в достижении целей другими учениками. 4. Научиться различным способам невербальной рефлексии (через художественные, музыкальные образы и т.д.). Тематическое содержание. 1.Целеполагание по конкретным предметам на часть урока, урок, неделю, четверть, учебный год. 2.Корректировка целей в ходе учебного процесса; критерии корректировки. 3.Различение детьми своих видов целей: формальные, смысловые, конкретные, перспективные, творческие. 4.Осознание успехов и трудностей в ходе реализации своих целей. 5. Рефлексия как часть урока по учебному предмету. 6. Рефлексия — отдельный урок, посвященный осознанию своей деятельности за неделю. 6.Вербальная и невербальная рефлексия. Виды деятельности 1.Проговаривание вслух учениками своих целей, успехов в их достижении, трудностей, способов их преодоления. 2.Письменное изложение анализа своей деятельности в рефлексивном дневнике. 3.Рефлексия деятельности одного ученика другим учеником («взгляд со стороны»). 4.Составление критериев оценки и оценивание своих успехов разными способами. 5.Рисование в рефлексивных дневниках образов своей деятельности в течение урока, дня, недели. 6.Предложение детьми своих видов рефлексивной деятельности. Предполагаемые результаты 1.Учащиеся научатся ставить и записывать цели деятельности, различать их по смыслу, корректировать в ходе учебного процесса, анализировать их достижения. 2.Школьники научатся видеть свои успехи и проблемы в ходе достижения своих целей, находить способы преодоления трудностей. 3.Дети научатся вести рефлексивный дневник, в котором будут отображать свою мыслительную деятельность. Занятия рефлексией имеют разные формы: вербальные (словесное обсуждение), художественные («Нарисуйте образ недели»), музыкальные («Придумайте мелодию своим успехам по английскому языку»), двигательно-мимические, театральные и др. Эти занятия стоят в расписании отдельным уроком «Рефлексия», который проводится в конце недели. У детей есть свой рефлексивный дневник, в котором они ведут записи и рисуют. В младших классах такие дневники выполняются в виде альбомов, где дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозначают свои цели. В старших классах записи более детальны и подробны. Рефлексивная работа оказывает влияние на другие формы занятий. Например, общешкольная линейка, направленная вначале на разработку и поддержание норм поведения в школе, превратилась в своеобразное целеполагание школьного дня: ребята и учителя собираются в кружок, садятся на скамейки и ведут разговор о своих планах, трудностях. На следующий день анализируется достижение заявленных целей. Таким образом, работа по целепо-лаганию и рефлексии органично включается в общеобразовательный процесс, делает его осознанным и продуктивным.
|