Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационный опыт организации альтернативной школы
Инновационный процесс, о котором пойдет речь, был реализован под нашим руководством в начале 1990-х гг. в одной из экспериментальных школ Российской академии образования (Центр комплексного формирования личности, п. Черноголовка Московской области). Полученные результаты являются актуальными в свете новейших проблем современной школы, относятся к методологии введения инноваций. Все началось с появления инициативной группы педагогов и родителей учеников, которых не устраивала традиционная школа. Эта группа обратилась с предложениями изменить традиционно сложившуюся систему обучения. Однако в результате ряда попыток пришлось отказаться от изменения существующей системы образования. Новый тип образования, ориентированный не на государственный или социальный заказ, а на реализацию внутренней сущности человека, невозможно было создать внутри традиционной среды. Это стало понятно после проведения оргдеятельностных семинаров с педагогами, локальных педагогических экспериментов в Г/ и X классах, индивидуальной работы с учителями. Преобразовать систему изнутри оказалось невозможным. Организовали воскресную школу развивающего типа, целью которой было обеспечение гуманитарного образования и природосообразного развития учеников. Кроме мироведения в инновационной школе сначала преподавались предметы: история Руси, живопись, русская и мировая культура, основы религии. После занятий дети играли в различные игры, ходили в походы, ездили на экскурсии. Занятия вели учителя, которых приглашали родители, а также сами родители. В трех группах детей по 10—12 человек занятия вели 7 учителей. Оплату их труда, а также организацию занятий и экскурсий родители взяли на себя. Занятия продолжались около 5 ч в день. Эмоциональный комфорт, отсутствие системы принуждении, возможность самовыражения каждого ученика, смена разных видов деятельности, общение с интересными педагогами и друг с другом — все это заинтересовало детей. Почти на каждом занятии присутствовали несколько взрослых — учителей, родителей. Вот пример одного дня занятий в такой школе (рассказ учителя). Дети приходят в 9.30. Рассаживаемся кругом. Вспоминаем самые интересные события или наблюдения за неделю. Например, поездку в Загорск. Предлагаю повторить путешествие мысленно. Дети садятся удобно, расслабляются, закрывают глаза. Я проговариваю основные этапы поездки. Задача учеников — вспомнить и ярко представить все, что они видели, слышали, чувствовали. Потом дети делятся увиденными «картинками». Происходит своеобразная рефлексия. Воспроизводится и осознается результат экскурсии. Путешествие во времени очень понравилось. Поэтому пробуем «перенестись» в более отдаленное прошлое. Кратко повторяю то, что когда-то ученики изучали в воскресной школе: наблюдения К.Э. Циолковского за звездами в Калуге; укус змеей князя Олега, подошедшего к черепу своего коня; путь Иисуса Христа на Голгофу; возвращение древних рудокопов России в свои жилища. Дети оказываются «перенесенными» на 100, 1000, 2000, 5000 лет назад. После «возвращения» ученики делятся своими чувствами, ощущениями, говорят о наиболее ярких картинах-образах. Данная часть занятий — образно-чувственное проживание детьми культурно-исторических объектов и событий. Мысленные представления каждого ученика воссоздаются соответственно его внутренней сущности. В результате я узнаю, что одни дети очень остро чувствуют чужую боль (укус князя Олега, распятие Христа), другие умеют видеть события со стороны, третьи всякий раз представляют себя на месте главного действующего лица (развитое чувство эмпатии). Такой метод обучения позволяет ученикам лучше почувствовать историю и культуру своего народа, а учителю — узнать больше об особенностях своих учеников, учесть эти знания в дальнейшей работе. После перемены другой вид занятий — зрительное мировидение. Наблюдаем за горящей свечой. Что видим? Дети замечают подробности: «Огонек становится острым», «Нить растапливает воск и обугливается», «Сначала свеча горела сильно, потом слабо», «Когда долго смотришь на пламя, то оно как бы увеличивается и раздваивается», «От потухшей свечи 10 секунд идет дым». Умение увидеть явление, собрать как можно больше фактов о нем — одна из главных задач природосообразного образования. Но наблюдать можно не только реальные факты, можно учиться образному видению. На что похожа горящая свеча? Какие ощущения возникают, когда глядишь на нее? — «Горящая свеча похожа на башню с золотым шпилем», «Края свечи стали похожи на горы», «Свеча похожа на тающую сосульку», «Фильтр выглядывает как бы из чашки», «Свеча как елка. Когда я на елку смотрю, мне радостно, и когда на свечу — тоже радостно», «Когда смотришь на свечу, о чем-то думаешь». Следующий этап — придумывание вопросов о свече. Дети записывают в тетрадях то, что им хотелось бы спросить у свечи. На самые интересные вопросы пытаются ответить сами. Чай, большая перемена, игры. Завершает воскресные занятия изучение истории Древней Руси (другой учитель). В конце дня — рефлексия. Ученикам предлагается письменно ответить на вопросы: 1) что я понял, чему научился сегодня на занятиях; 2) что я чувствовал, ощущал в течение дня. Вот некоторые из ответов детей: «Переносились назад во времени», «Я научился видеть прошлое», «Я удивлялся, что не ездил в Загорск, а видел его», «В мыслях можно исправить то, что было у меня вчера», «Я чувствовал и жалость, и радость, и всякие осуждения», «Интересно, как описывали свечку», «Чувствовал запах свечи». Рефлексивная работа на осознание детьми себя, своей деятельности и результатов велась на всем протяжении занятий. Вначале пятиклассники затруднялись вспомнить то, что они делали, не могли сформулировать мысли. Спустя всего три месяца они стали более рассудительны и логичны. Чтобы оценить занятия воскресной школы, детям были предложены четыре вопроса. Приведем вопросы и некоторые ответы на них. 1. Я хожу в воскресную школу потому, что: «хочется узнать побольше о мире, о Боге, об искусстве», «тут рассказывают про все, что не узнаешь нигде в Черноголовке», «хочу быть умной, узнать, что творится вокруг нас на Земле», «хочу научиться видеть», «хочу знать, как рисуют иконы, каков состав красок», «хочу знать как создавалась Россия». 2. Чем воскресные занятия отличаются от обычных? «На обычных занятиях нам задают: читайте параграф, а здесь мы учимся думать», «Мы ходим на улицу, говорим о мире», «В школе в основном учатся писать, считать, читать, а на воскресных занятиях я учусь, как надо чувствовать, видеть и слушать», «Необязательно записывать, можно зарисовать или записать знаками», «В тетрадях оценки не ставят, и это всем нравится», «Эти занятия помогают мне учиться. Я научился думать». 3. Что я понял, чему научился на воскресных занятиях? «Научилась видеть и понимать других и себя», «Научился мысленно входить в свечу, понимать, представлять, создавать свой закон», «Я научился думать, сравнивать», «Понял, что человек может вжиться в предмет. Научился вживаться, переноситься, видеть», «Научился узнавать цвета, рисовать символы, понял, что такое пространство и как нарисовать время». 4. Мои пожелания: «Чтобы уроки были длиннее», «Больше экскурсий», «Чтобы занятия никогда не умирали и переходили из рук в руки», «Всего наилучшего учителям и родителям, помогающим нам». Инновационная воскресная школа работала 6 месяцев. Ее деятельность показала следующее. 1. У детей и их родителей есть потребность в качественно ином типе образования. 2. При существующей нехватке учителей в поселке все же есть люди, способные и желающие вести занятия с детьми. 3. Потребности детей и возможности потенциальных учителей могут успешно реализовываться только вне зоны действия традиционной системы образования. 4. Концепция будущей школы оказалась вполне реальной для воплощения на практике. 5. Воскресная школа, в отличие от других внешкольных образовательных и воспитательных заведений (кружков, клубов и т.п.), несет в себе целостное образовательное ядро, в корне отличающееся от традиционного. Однако дети находились одновременно в двух противоположных по ориентации системах образования. Безусловно, данное противоречие со временем усугублялось, возникали проблемы взаимоотношений как среди детей, так и педагогов. Требовалось создать для детей единую гармоничную среду.
|