Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный опыт организации альтернативной школы






Инновационный процесс, о котором пойдет речь, был реали­зован под нашим руководством в начале 1990-х гг. в одной из экс­периментальных школ Российской академии образования (Центр комплексного формирования личности, п. Черноголовка Москов­ской области). Полученные результаты являются актуальными в свете новейших проблем современной школы, относятся к мето­дологии введения инноваций.

Все началось с появления инициативной группы педагогов и родителей учеников, которых не устраивала традиционная школа. Эта группа обратилась с предложениями изменить традиционно сложившуюся систему обучения. Однако в результате ряда попы­ток пришлось отказаться от изменения существующей системы образования. Новый тип образования, ориентированный не на государственный или социальный заказ, а на реализацию внут­ренней сущности человека, невозможно было создать внутри тра­диционной среды. Это стало понятно после проведения оргдеятельностных семинаров с педагогами, локальных педагогических экспериментов в Г/ и X классах, индивидуальной работы с учи­телями. Преобразовать систему изнутри оказалось невозможным.

Организовали воскресную школу развивающего типа, целью которой было обеспечение гуманитарного образования и природосообразного развития учеников.

Кроме мироведения в инновационной школе сначала препо­давались предметы: история Руси, живопись, русская и мировая культура, основы религии. После занятий дети играли в различ­ные игры, ходили в походы, ездили на экскурсии. Занятия вели учителя, которых приглашали родители, а также сами родители. В трех группах детей по 10—12 человек занятия вели 7 учителей. Оплату их труда, а также организацию занятий и экскурсий роди­тели взяли на себя.

Занятия продолжались около 5 ч в день. Эмоциональный ком­форт, отсутствие системы принуждении, возможность самовыра­жения каждого ученика, смена разных видов деятельности, об­щение с интересными педагогами и друг с другом — все это заин­тересовало детей. Почти на каждом занятии присутствовали несколько взрослых — учителей, родителей.

Вот пример одного дня занятий в такой школе (рассказ учителя).

Дети приходят в 9.30. Рассаживаемся кругом. Вспоминаем самые ин­тересные события или наблюдения за неделю. Например, поездку в За­горск. Предлагаю повторить путешествие мысленно. Дети садятся удоб­но, расслабляются, закрывают глаза. Я проговариваю основные этапы поездки. Задача учеников — вспомнить и ярко представить все, что они видели, слышали, чувствовали. Потом дети делятся увиденными «картин­ками». Происходит своеобразная рефлексия. Воспроизводится и осо­знается результат экскурсии.

Путешествие во времени очень понравилось. Поэтому пробуем «пе­ренестись» в более отдаленное прошлое. Кратко повторяю то, что когда-то ученики изучали в воскресной школе: наблюдения К.Э. Циолковского за звездами в Калуге; укус змеей князя Олега, подошедшего к черепу сво­его коня; путь Иисуса Христа на Голгофу; возвращение древних рудоко­пов России в свои жилища. Дети оказываются «перенесенными» на 100, 1000, 2000, 5000 лет назад. После «возвращения» ученики делятся свои­ми чувствами, ощущениями, говорят о наиболее ярких картинах-образах.

Данная часть занятий — образно-чувственное проживание детьми культурно-исторических объектов и событий. Мысленные представления каждого ученика воссоздаются соответственно его внутренней сущности. В результате я узнаю, что одни дети очень остро чувствуют чужую боль (укус князя Олега, распятие Христа), другие умеют видеть события со сто­роны, третьи всякий раз представляют себя на месте главного действую­щего лица (развитое чувство эмпатии). Такой метод обучения позволяет ученикам лучше почувствовать историю и культуру своего народа, а учи­телю — узнать больше об особенностях своих учеников, учесть эти зна­ния в дальнейшей работе.

После перемены другой вид занятий — зрительное мировидение. На­блюдаем за горящей свечой. Что видим? Дети замечают подробности: «Огонек становится острым», «Нить растапливает воск и обугливается», «Сначала свеча горела сильно, потом слабо», «Когда долго смотришь на пламя, то оно как бы увеличивается и раздваивается», «От потухшей све­чи 10 секунд идет дым». Умение увидеть явление, собрать как можно боль­ше фактов о нем — одна из главных задач природосообразного образо­вания.

Но наблюдать можно не только реальные факты, можно учиться об­разному видению. На что похожа горящая свеча? Какие ощущения возни­кают, когда глядишь на нее? — «Горящая свеча похожа на башню с золо­тым шпилем», «Края свечи стали похожи на горы», «Свеча похожа на таю­щую сосульку», «Фильтр выглядывает как бы из чашки», «Свеча как елка. Когда я на елку смотрю, мне радостно, и когда на свечу — тоже радостно», «Когда смотришь на свечу, о чем-то думаешь».

Следующий этап — придумывание вопросов о свече. Дети записывают в тетрадях то, что им хотелось бы спросить у свечи. На самые интерес­ные вопросы пытаются ответить сами.

Чай, большая перемена, игры. Завершает воскресные занятия изуче­ние истории Древней Руси (другой учитель).

В конце дня — рефлексия. Ученикам предлагается письменно ответить на вопросы: 1) что я понял, чему научился сегодня на занятиях; 2) что я чув­ствовал, ощущал в течение дня. Вот некоторые из ответов детей: «Перено­сились назад во времени», «Я научился видеть прошлое», «Я удивлялся, что не ездил в Загорск, а видел его», «В мыслях можно исправить то, что было у меня вчера», «Я чувствовал и жалость, и радость, и всякие осуждения», «Ин­тересно, как описывали свечку», «Чувствовал запах свечи».

Рефлексивная работа на осознание детьми себя, своей деятель­ности и результатов велась на всем протяжении занятий. Вначале пятиклассники затруднялись вспомнить то, что они делали, не могли сформулировать мысли. Спустя всего три месяца они стали более рассудительны и логичны.

Чтобы оценить занятия воскресной школы, детям были пред­ложены четыре вопроса.

Приведем вопросы и некоторые ответы на них.

1. Я хожу в воскресную школу потому, что:

«хочется узнать побольше о мире, о Боге, об искусстве», «тут расска­зывают про все, что не узнаешь нигде в Черноголовке», «хочу быть умной, узнать, что творится вокруг нас на Земле», «хочу научиться видеть», «хочу знать, как рисуют иконы, каков состав красок», «хочу знать как создава­лась Россия».

2. Чем воскресные занятия отличаются от обычных?

«На обычных занятиях нам задают: читайте параграф, а здесь мы учим­ся думать», «Мы ходим на улицу, говорим о мире», «В школе в основном учатся писать, считать, читать, а на воскресных занятиях я учусь, как надо чувствовать, видеть и слушать», «Необязательно записывать, можно за­рисовать или записать знаками», «В тетрадях оценки не ставят, и это всем нравится», «Эти занятия помогают мне учиться. Я научился думать».

3. Что я понял, чему научился на воскресных занятиях?

«Научилась видеть и понимать других и себя», «Научился мысленно входить в свечу, понимать, представлять, создавать свой закон», «Я на­учился думать, сравнивать», «Понял, что человек может вжиться в пред­мет. Научился вживаться, переноситься, видеть», «Научился узнавать цве­та, рисовать символы, понял, что такое пространство и как нарисовать время».

4. Мои пожелания:

«Чтобы уроки были длиннее», «Больше экскурсий», «Чтобы занятия ни­когда не умирали и переходили из рук в руки», «Всего наилучшего учите­лям и родителям, помогающим нам».

Инновационная воскресная школа работала 6 месяцев. Ее дея­тельность показала следующее. 1. У детей и их родителей есть потребность в качественно ином типе образования. 2. При суще­ствующей нехватке учителей в поселке все же есть люди, спо­собные и желающие вести занятия с детьми. 3. Потребности де­тей и возможности потенциальных учителей могут успешно реализовываться только вне зоны действия традиционной систе­мы образования. 4. Концепция будущей школы оказалась впол­не реальной для воплощения на практике. 5. Воскресная школа, в отличие от других внешкольных образовательных и воспита­тельных заведений (кружков, клубов и т.п.), несет в себе цело­стное образовательное ядро, в корне отличающееся от тради­ционного.

Однако дети находились одновременно в двух противополож­ных по ориентации системах образования. Безусловно, данное противоречие со временем усугублялось, возникали проблемы взаимоотношений как среди детей, так и педагогов. Требовалось создать для детей единую гармоничную среду.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал