![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если инноватор — руководитель
Рассмотрим вопрос о подготовке к инновационной деятельности управленцев — руководителей и организаторов образования различных уровней. Исследуя процесс обучения в системе повышения квалификации организаторов образования, Е.П. Тонконогая[96] выделила три взаимосвязанных этапа, составляющих динамику такого обучения. I этап. Дидактическое проектирование, включающее следующие компоненты: - диагностирование состояния профессиональных знаний и умений руководителей к началу данного этапа курсового обучения; - выявление личностных потребностей слушателей в повышении квалификации; - корректирование преподавателями ФППК (факультета повышения педагогической квалификации) учебных планов и программ с участием слушателей; - выделение групп и отдельных слушателей, нуждающихся в дифференцированном обучении; - определение проблем для практических занятий и подбор учреждений, где слушатели будут изучать передовой опыт; - разработка целей и стратегии обучения. II этап. Функционирование. Процесс обучения предполагает: - установление взаимосвязей между всеми структурными компонентами (целями, содержанием, формами и методами обучения, дидактическими средствами, проектируемыми результатами); - «запуск», регуляцию и саморегуляцию на основе внутренних противоречий. III этап. Развитие — обучение руководителей школ технологии решения задач развития, включающей все возможные инновации, которые являются движущей силой развития управляемого учреждения. В значительной степени характер и результат инноваций определяются личностными качествами и отношением руководителей к новому. Ю. Л. Неймер выделяет пять типов руководителей по их отношению к инновационному процессу. Какими же качествами должен обладать инновационный тип руководителя? Прежде всего — стратегическими способностями. Стратегические способности включают в себя логическое абстрактное мышление, умение анализировать имеющуюся информацию и видеть ситуацию в перспективе, умение выбирать наилучший момент для активных действий и просчитывать варианты возможного развития событий. Согласно соционике, подобные умения принадлежат интуитивному типу интеллекта и не могут быть приобретены. Конечно, можно развить у человека умение делать прогнозы, но натренировать у него чутье, интуицию достаточно сложно. Человек, имеющий природную основу, всегда будет успешнее, чем обученный, но такой основы не имеющий. Отсюда очевидна необходимость иметь в управленческой команде руководителей с интуитивным типом интеллекта. Однако не следует забывать, что интуитивные типы сильны умением мыслить перспективно, но «грешат» оторванностью от реальности, поэтому в управленческой команде нужны сенсорные типы, которые могли бы внедрять их идеи в повседневную практику. Когда инноватором является руководитель — директор школы или его заместитель, представитель другого уровня управления, возможны разные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия руководителя. Реакция человека на «навязывание» ему нововведения, как правило, проходит пять фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализацию (К.Ушаков). Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе отрицательную роль часто играет недостаточная информированность педагогического коллектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации. На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «делайте или уходите». На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты. Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На этом этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов. Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, т. е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Вопросы для дискуссий и творческие задания 1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, большое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наоборот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим? 2.Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.д.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите примеры глобальных изменений в системе образования, которые могут произойти из-за этого. 3.Вы — инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предложите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.
https://www.twirpx.com/file/1713716/grant/
|