Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии процесса применения норм права






стадии применения правовых норм: 1.установление фактических обстоятельств; 2.выбор и анализ юридической нормы; 3.вынесение правоприменительного решения. На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты, которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе – факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят: 1 различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания; 2 процессуальные факты. 3проверочные факты, способные подтвердить или опровергнуть предъявленные доказательства. Эти факты должны быть предъявлены вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу На второй стадии, при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии: 1.устанавливается отрасль права; 2 определяется институт права и конкретная норма права; 3.осуществляется проверка нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии; 3.устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами. На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии: 1)происходит оценка собранных доказательств; 2)дается окончательная юридическая оценка совершенного; 3)проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юридические последствия. Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.

 

 

Билет 37.Политическое развитие и модернизация: понятие и критерии. Стратегия общественно-политического развития Республики Беларусь в XXI веке.

Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа. Критерия ПР по Паю (США) 1) Структурная дифференциация отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы. 2) Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию. Для этого политическая система должна быть способна мобилизовать материальные и людские ресурсы для выполнения общезначимых целей. Ей необходимо развивать свою мобилизационную способность. Более сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию, поскольку располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). 3) Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.
Центральную роль в политическом развитии играет теория политической модернизации. Особый вклад в ее разработку внесли работы: Алмонда, Пауэлла, Пая и Хантингтона.
политическая модернизация – это процесс изменения системных качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному. При этом понятия «традиционное общество» и «современное общество» отражают разный уровень цивилизационной зрелости социальных систем, наличие разных механизмов социальной регуляции и адаптации, а также технологий социальных изменений. Таким образом, понятие политической модернизации является более узким по отношению к понятию политического развития. Политическая модернизация входит в политическое развитие, выступая в качестве функции.
37.37 Референдум как форма принятия управленческих (политических) решений непосредственно гражданами. Законодательство Республики Беларусь о порядке назначения и проведения республиканских и местных референдумов

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, в редакции

1996 года, вся власть в республике принадлежит народу, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. Важнейшей формой осуществления народом государственной власти является референдум. Референдум представляет собой одну из форм непосредственной демократии - прямое осуществление самим народом определенных основ государственной власти. согласно ст. 77 Конституции РБ, решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измены только путем референдума. На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни РБ. Кодек устанавливает перечень вопросов, которые не могут выноситься на республиканский референдум: могущие вызвать нарушение территориальной целостности РБ; связанные с назначением (избранием) и освобождением Президента РБ и должностных лиц, назначение (освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, об установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, помиловании. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту РБ, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее чем 450 тыс граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее чем 30 тыс граждан от каждой из областей и города Минска. Второй вид референдума в Республики Беларусь местные референдумы. Местные референдумы назначаются соответствующими местными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

37.37.37Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение). Виды правоприменительных актов

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяю т акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д .По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные). По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты () и правоохранительные актыПо наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал