![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компонентный анализ психологической системы профессиональной деятельности
Формирование мотивов профессиональной деятельности Принципиальным этапом освоения профессиональной деятельности является ее «принятие» [2], т. е. то, насколько представление о профессии соответствует потребностям человека. Проецируя свою мотивационную структуру на структуру факторов профессиональной деятельности, человек стремится к удовлетворению потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить удовлетворение от труда. В. Д. Шадриков выделяет три группы потребностей: материальные, духовные, социальные; считает, что существуют и синтетические потребности, образованные из элементов потребностей перечисленных групп, например потребность в труде. Принятие профессии «порождает желание выполнять ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности» [2]. В дальнейшем происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности по двум направлениям: во-первых, происходит развитие и трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов. В ходе профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности, таким образом идет формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности, потребность в ее преобразовании. В процессе профессиональной деятельности происходит дальнейшее изменение мотивационной сферы: появление новых мотивов, инволюция старых, изменение абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, изменение структуры мотивов. Обогащение мотивационной сферы личности вызывает удовлетворенность трудом, которая способствует проявлению личной инициативы, самовыражению и самоактуализации в деятельности. Итак, на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическим моментом в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности. На разных этапах профессионализации различные мотивы становятся ведущими. Мотивация организует целостное поведение, повышает трудовую активность, оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения (см. рис. 7).
Рис. 7. Блок формирования мотивационной структуры
|