Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования. В ходе теоретической и практической работы используются различные методы
В ходе теоретической и практической работы используются различные методы педагогического и психологического исследования. Классификация методов представлена в схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация методов диагностики
К эмпирическим методам относят изучение литературы, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение, эксперимент. Группа социологических методов – это методы сбора информации: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение чьего-то опыта и др. К теоретическим методам относят историко-генетический метод, моделирование, различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим более подробно методы экспериментального исследования. Первая группа методов — диагностика на основе наблюдения — обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для диагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Практически в любой КР и ВКР встречается метод наблюдения, однако не всегда он приносит ожидаемые результаты. Поэтому для использования наблюдения как метода исследования необходимо определить: - задачи, стоящие перед наблюдателем; -объекты, которые будут подвергнуты наблюдению; -способ проведения наблюдения; -способ фиксации полученных данных (протоколирование, видеосъемка, фотографирование, звукозапись); -методы анализа результатов наблюдения. Методы диагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения об особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов. Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать». Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Вопросы опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об уровне его развития. Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Экспериментатор сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Одним из методов через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. Тестами называют стандартизированные методики диагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных диагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств. Существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие: 1. Прежде чем применять тот или иной тест, исследователю необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. 2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. 3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. 4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, исследователь приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Описание диагностических методов и методик, а также все необходимые материалы – бланки, рисунки, отражаются в приложении работы. Принято все методики представлять в одном приложении, которое так и обозначают – например, Диагностические методики экспериментального выявления уровня внимания.
|