Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Введение – это вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения
Введение – это вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена исследовательская работа студента. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса в теории и практике, формулируются понятийный аппарат исследования (проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования), теоретическая основа, избранные методы исследования, теоретическая значимость и возможности практического использования предлагаемых материалов. Приступая к написанию КР и ВКР, не спешите сразу писать введение, поскольку это ответственная часть текста, в которой должны точно, кратко и грамотно отражаться все ее достоинства. Поэтому лучше всего, определив понятийный аппарат исследования, начать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем переходить к написанию введения и заключения, когда автором работы будет достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам. Актуальность темы определяет ее приоритетность, научную значимость, перспективность и неразработанность [29, с. 34]. Наиболее распространенными ошибками при написании актуальности являются: -представление информации, носящей второстепенный характер, которая загромождает текст и мешает полноценному ее восприятию: излишнее раскрытие какого-либо понятия, перечисление задач, направлений деятельности, условий и т.п. – что уместно и необходимо при написании основной части работы, а не во введении; -употребление общих фраз, не доказывающих актуальность исследования. Например, «….проблема исследования актуальна, поскольку движения на воздухе закаливают организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких…». С точки зрения композиционной структуры обоснование актуальности темы должно занимать примерно 1-2 страницы введения. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния образования, которые актуализируют выбор темы. Необходимо обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях реформирования образования. Таким образом, обоснование актуальности должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы. Для подтверждения и усиления актуальности выбранной темы далее должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных направлениях, указать недостаточно освещенные пункты, а также недостатки или искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение проблемы. В курсовой работе допустимо формулирование проблемы исследования, в выпускной квалификационной – это обязательно. Проблема - это научный вопрос, на который имеющиеся на сегодняшний день знания не дают готового ответа [14, с.20]. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблемы обусловленывозникшими противоречиями типа: практика – практика; практика – теория; теория – теория; формулируется проблема после определения противоречий. Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса. Например: Как наиболее эффективно организовать работу с семьей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии? Какие условия необходимо соблюдать при занятии туризмом, чтобы он способствовал оздоровлению младших школьников? Как эффективно использовать компьютерные программы в обучении иностранному языку в основной школе? Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема. Задавая вопрос, исследователь не должен дать на него однозначный ответ «да» или «нет», поскольку ответ будет получен в ходе проведения исследования. Поэтому в формулировке проблемы должно быть заложено противоречие, которое необходимо разрешить в процессе исследования. Далее формулируется цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели начинается с глагола: изучить, рассмотреть, описать, установить, выяснить, определить, вывести и т.п. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы. « Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух) [12, с. 555]. В цели должен быть отражен результат как теоретического, так и практического исследования. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблему и избранное для изучения [14, с. 23]. Объект исследования – это сфера поиска. Это может быть: обучение, процесс воспитания, процесс формирования, процесс развития, внеурочная деятельность, деятельность воспитанника, взаимодействие между субъектами процесса, психические процессы и т.п. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования. Предмет исследования – это часть объекта, выбираемая для исследования, его изучение и является целью исследования. Это может быть: аспекты, содержание, условия, среда, формы, методы, приемы обучения и воспитания, УУД, компетенции. Часто предмет исследования совпадает с темой исследования или близок к ней по звучанию. Если объект исследования - это область деятельности, то предмет – это изучаемая часть процесса в рамках объекта исследования. Например, тема работы – профессиональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений. В данном случае объект исследования – синдром профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, предмет исследования – способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. В КР и ВКР опытно-исследовательского характера обязательно выдвигается гипотеза. В работах теоретического и практического характера ее формулировка не требуется. Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза перечисляет все основные условия, которые будут реализованы в психолого-педагогическом исследовании. Например, один из способов формулировки гипотезы по теме формирования эмпатии у дошкольников: «Гипотеза исследования: сочетание определенной системы условий при построении специально-организованного обучения подростков эмпатии, возможно, обеспечит положительные сдвиги в развитии эмпатических действий, если: - создать организационные условия, такие как организация эмпатического «пространства» взаимодействия; управляемая групповая динамика; субъект-субъектное общение; обеспечение осознания полученного на занятиях опыта (рефлексия, обратная связь); - в качестве содержательных условий выступят: способы и средства мотивирования; последовательное обучение действиям сопереживания, сочувствия и побуждения к содействию, развитие способности к осознанию, вербализации собственных чувств». Еще образцы: «Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста»; - «Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми». Задачи исследования – это составные части цели; это те конкретные последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели или решения проблемы. Фактически, определение задач составит план работы, который будет отражен в оглавлении. При формулировании задач исследования следует учитывать следующее: · в курсовой работе должно быть не более 2-3 задач; в выпускной квалификационной работе 3-4 задачи; · чем больше ставится задач, тем больше ответов необходимо дать на поставленные вопросы, тем больше потребуется формулировать выводов; · задачи формулируются конкретно, в соответствии с темой, проблемой и целью исследования; · формулировка задач начинается с глагола: проанализировать, изучить, рассмотреть, описать, определить, обобщить, установить, предложить, выявить, выяснить, разработать, проверить в опытной работе, апробировать, создать и т.п. Для того чтобы убедиться в правильности формулировки выдвинутых задач, необходимо вернуться к цели исследования и сопоставить их. Например, по теме исследования «Профилактика профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений» студент может так сформулировать проблему исследования: Какие способы профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений? В таком случае цель исследования – изучить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели могут быть выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить сущность понятия «синдром профессионального выгорания». 2. Рассмотреть симптомы профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, описанные в науке. 3. Предложить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы практикующихся психологов. Завершая формулировку основных компонентов понятийного аппарата исследования, еще раз подчеркнем, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные компоненты научного аппарата исследования составляют систему, элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно их дополнять. По степени согласованности этих элементов можно судить о качестве самой научной работы. Во введении исследовательской работы обязательно необходимо сформулировать теоретическую основу исследования. Теоретической основой являются работы, труды, взгляды, позиции, авторские идеи ученых, педагогов, психологов, в которых наиболее полно освящены аспекты рассматриваемой проблемы или интересно представлены точки зрения на предмет исследования. Под теоретической основой исследования имеются в виду не все источники, которые автор указывает в библиографическом списке - их десятки. Здесь речь идет о двух-трех научных трудах крупных ученых, педагогов или психологов, которые автор работы использовал как основополагающие при написании исследования. Более сложным для студента является выделение методологической основы исследования - этот компонент желателен в ВКР. Еемогут представлять фундаментальные концепции, учения, положения, теории, подходы выдающихся отечественных или зарубежных ученых, педагогов и психологов, которые легли в основу исследования. Если студент желает представить свое исследования на более высоком научном уровне, то он может последовательно выделить во введение работы как методологическую, так и теоретическую основы исследования. В большинстве случаев студенты ограничиваются формулировкой теоретической основы исследования, что допустимо. Прописывая теоретическую и методологическую основы исследования, необходимо не просто указать фамилии авторов, а кратко представить те направления, положения или концепции, которые были использованы или легли в основу исследовательской работы. «Вы опираетесь на опыт Ваших предшественников и именно в этом Ваша сила» [20, с.14]. Например, представляя теоретическую основу работы по теме о профессиональном выгорании, автор может написать: «В исследовании мы опирались на авторские идеи психологов Н. Г. Осуховой о профилактике профессионального выгорания и Е.Г.Ожеговой о факторах профессионального выгорания и методиках его диагностики». Если в качестве примера рассмотреть курсовую работу по теме «Методы диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе», то автор работы мог написать следующее: «Методологической основой исследования является концепция психологической готовности к обучению в школе А.Н.Леонтьева и теория развивающего обучения Л. С.Выготского. Теоретическую основу исследования составляют научные труды Н. И. Гуткиной, которая разработала диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». Наряду с этим можно использовать следующие фразы: · теоретической основой исследования являются взгляды (позиции, мнения, научные труды, работы, авторские идеи) ученых… о …; · методологическую основу исследования составляет концепция (учения, положения, теории, подходы) ученых … о …; · которая наиболее полно (впервые) обосновала (освятила)…; · который аргументированно представил…; · … подробно рассматривает…; · … не исключает возможности …, объясняя это…. и т.п. Однако следует предупредить, что, выделяя теоретическую или методологическую основы исследования, студент должен отлично владеть информацией о каких взглядах и о чьих трудах идет речь, чтобы полно и грамотно ответить на вопросы членов комиссии во время защиты работы. Успешность выполнения КР и ВКР в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволят достичь поставленной в работе цели. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. При выборе методики исследования необходимо вспомнить следующие моменты. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, при помощи каких методов и в каких условиях [3, с. 23]. Цель проведения научного исследования - получение нового для общества знания. В КР исследовательского характера и ВКР формулируются научная новизна и практическая значимость работы. В работах реферативного и практического характера эти компоненты не обязательны. Следует отметить, что для исследовательской работы научная новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведённая работа может представлять собой моделирование известных в науке решений. Говоря о новизне исследования, следует говорить о том, какой вклад внес исследователь в решение той или иной проблемы. Новизна исследования может строиться в следующих формулировках: описаны (условия…), раскрыты (формы и методы…), обоснованы (приемы использования…, положения о…), определены (педагогические условия…, возможности использования…), выявлены (особенности…), установлены (критерии…), обоснованы (условия формирования…), сформулированы (рекомендации…, требования…), смоделирована (последовательность включения…), разработан (комплекс…) и т.д.. Целесообразно выделить практическую значимостьисследования и указать категории лиц, которым будет интересно познакомиться с его результатами (студенты педагогических колледжей, воспитатели дошкольных учреждений, родители, учителя, психологи и т.п.). Практическую значимость исследования следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и рассматривается в характеристике актуальности. Объем введения курсовой работы составляет до трех, а выпускной квалификационной работы до четырех – пяти страниц. Образец написания введения представлен в приложении Е. Прежде чем перейти к вопросам написания основной части, в которой и излагается основной материал исследования, стоит обратить внимание на то, что для оценки исследовательской работы достаточно прочитать то, что написано во введении, и обратить внимание на то, как сформулированы выводы по работе, отраженные в заключении, сопоставить все это между собой и можно сказать, насколько доведено до конца, а также логично и полно построено исследование. Кроме этого, беглый просмотр библиографического списка позволит судить о широте кругозора автора – и мнение о работе сформировано. Это еще раз подтверждает необходимость обдуманно, серьезно и не спеша подойти к написанию столь небольшой по объему части исследовательской работы как введение. Однако не стоит полагать, что в основной части работы, можно представить материал, выходящий за рамки проблемы исследования. У членов комиссии, которые будут знакомиться с работой на защите, с годами складывается навык беглого просматривания текста работы и взгляд непроизвольно останавливается на всех опечатках и огрехах.
|