Тест направленности личности Б.Басса
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В. Сознание того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе; Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; Б. Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех: А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается; Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает
. 9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: А. Добился успеха в жизни; Б. По-настоящему увлечен своим делом; В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна: А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю когда: А. Другие люди меня ценят; Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мае бы хотелось чтобы: А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю: А. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы; В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые: А. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют; В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: А. Доступным; Б. Авторитетным; В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом.
24. Мне бы хотелось: А. Придумать интересный конкурс; В. Победить в конкурсе; В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен строиться к тому, чтобы: А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом.
Ключ
№п.п.
| Д
| №п.п.
| Д
| 1
| Б
| 15
| А
| 2
| А
| 16
| Б
| 3
| Б
| 17
| Б
| 4
| А
| 18
| В
| 5
| В
| 19
| В
| 6
| Б
| 20
| А
| 7
| А
| 21
| В
| 8
| В
| 22
| В
| 9
| Б
| 23
| Б
| 10
| Б
| 24
| А
| 11
| А
| 25
| Б
| 12
| В
| 26
| Б
| 13
| Б
| 27
| В
| 14
| Б
|
|
|
Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»
№ п/п
| Вопросы
Да /Нет
| Ответы
| 1.
| Что ты считаешь самым важным в школе?
|
| 2.
| Какой день недели ты больше всего любишь?
|
| 3.
| Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
|
| 4.
| Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться во 2 или в 6?
|
| 5.
| Какие твои любимые уроки?
|
| 6.
| Что в школе для тебя самое интересное?
|
| 7.
| Что самое неприятное?
|
| 8.
| Как ты учишься?
|
| 9.
| Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?
|
| 10.
| Тебе нравится в школе или не очень?
|
| 11.
| У тебя в школе много друзей?
|
| 12.
| Какое общественное поручение ты хотел бы выполнять?
|
|
Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим».
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| Да
| Нет
| 1.
| Нравится ли тебе твоя школа?
|
|
| 2.
| Устраивает ли тебя режим работы в школе? (расписание, перемены, начало и окончание занятий и т.д.)
|
|
| 3.
| Устраивает ли тебя уровень обучения в школе?
|
|
| 4.
| Устраивает ли тебя стиль взаимоотношений в школе: - с педагогами - с руководителями школы - с одноклассниками
|
|
| 5.
| Обратишься ли ты к руководителю твоей школы за советом по трудному для тебя вопросу?
|
|
| 6.
| Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы остался дома?
|
|
| 7.
| Принимая какое – либо важное решение, чье мнение ты учитывал или учитываешь (подчеркни): Родителей, своего учителя, одноклассников.
|
|
| 8.
| Когда ты идешь в школу, то обычно: (подчеркни) - настроение приподнятое от предстоящей встречи с товарищами; - хочется узнать что – то новое и интересное; - хочется встретиться с любимыми учителями; - иду, скорее всего, по привычке; -не хочется встречаться с некоторыми учителями; - на душе тревожно из – за невыученных уроков; - иду и думаю: «Поскорее бы это закончилось».
|
|
| Критерии оценки и показатели воспитанности
№ п /п
| Критерии оценки
| Показатели воспитанности
| 1.
| Эрудиция
| Прочность и глубина знаний, использование разнообразных источников информации, культура речи. Доказательство и аргументированность суждений. Сообразительность.
| 2.
| Прилежание
| Старательность и добросовестность. Регулярность и систематичность знаний. Самостоятельность. Внимательность. Взаимопомощь.
| 3.
| Трудолюбие
| Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. Бережливость. Социальная направленность. Привычка к самообслуживанию. Этика в труде.
| 4.
| Я и природа
| Бережное отношение к земле, к растениям, животным. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде. Помощь природе.
| 5.
| Я и общество
| Выполнение правил поведения. Соблюдение правил внутреннего порядка. Следование нормами правилам человеческого общежития. Милосердие. Участие в жизни класса и школы.
| 6.
| Эстетический вкус
| Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение эстетики в жизнедеятельности. Умение находить прекрасное в жизни.
| 7.
| Я и моё Я
| Саморегуляция. Умение организовывать своё время. Соблюдение санитарно- гигиенических правил ухода за собой. Забота о своём здоровье. У меня нет вредных привычек.
|
Главный критерий воспитанности школьника- его дела и поступки. Степень сформированности качества личности оценивается по 5 балльной системе: «1»- качество не проявляется; «2»- качество проявляется редко; «3»-качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя. «4»- качество проявляется почти всегда, но не стало ещё потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива; «5»-качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.
Анкета «Оцени себя сам»
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
— характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
б) любая другая аргументация;
— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
|