Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Геополитические приоритеты государств Центральной Азии






1. ЦА как сфера влияние великих держав

2. Геополитические приоритеты стран ЦА

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.

1. ЦА как сфера влияние великих держав

Центральная Азия (ЦА) является геостратегически и геоэкономически важным регионом, в котором пересекаются интересы таких мировых гигантов, как Россия, Китай, Запад (США и ЕС). Лидерам центрально-азиатских стран поневоле приходится лавировать, чтобы остаться при своих интересах - национальных, а зачастую и персональных, - пишет литовское издание Geopolitika. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан богаты нефтью и газом, поэтому являются желанными партнерами для Москвы и Пекина. ЕС строит планы диверсифицировать свой энергетический импорт. Америка заинтересована в том, чтобы ЕС получил доступ к центрально-азиатским энергоресурсам (а не покупал их у России), а также в том, чтобы как можно менее интенсивным был энергетический диалог Китая с государствами ЦА. То есть у США, в общем-то, на первом месте геополитический интерес. За годы независимости все страны Центральной Азии (за исключением Туркменистана) практиковали многовекторную внешнюю политику с разной степенью успешности, исходя из своих геополитических, экономических, внутренних и ресурсных особенностей.

2. Геополитические приоритеты стран ЦА

Предпосылками при определении приоритетов служили следующие причины:

· внутриконтинентальное и транзитное расположение стран (отдаленность от морских путей сообщения);

· диверсификация транспортно-коммуникационных путей для эффективной реализации энергетических потенциалов одних стран (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан);

· высокая степень зависимости от источников энергоресурсов других стран (Кыргызстан, Таджикистан) при свете нереализованного гидроэнергетического потенциала;

· сырьевая направленность национальных экономик или вообще слабый экономический и военный потенциал отдельных государств;

· необходимость крупных внешних инвестиций;

· сохраняющиеся потенциальные очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе;

· разная степень демократизации и авторитарности во внутреннем развитии стран региона.

В рамках внутрирегионального взаимодействия можно проследить следующие моменты:

· o Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан привержены идее интеграции и тесного регионального сотрудничества в рамках евразийского пространства в целях безопасности и экономического развития.

· o Узбекистан отдает приоритет развитию двусторонних отношений, старается не распылять внешнеполитические ресурсы и не брать на себя каких либо обязательств.

· o Туркменистан также предпочитает действовать в одиночку в двустороннем формате. Это обусловлено конфигурацией внутриполитических процессов, которая создает впечатление самодостаточной страны.

Как показал опыт прошедших лет попытки объединить стран региона посредством политических механизмов (ОЦАС, ЕЭП, ЕврАзЭС, и.т.д.) терпят неудачу, поскольку государства ЦА к ней не готовы. На сегодняшний день только во внешней политике Казахстана и Кыргызстана можно заметить тенденцию к реальному региональному сотрудничеству.

Китай, США и ЕС как альтернативные партнеры в инвестиционной, гуманитарной, энергетической сферах и в области безопасности быстро заполнили образовавшийся вакуум после ослабления влияния России. Страны ЦА в определенной степени сумели воспользоваться этой возможностью для диверсификации внешнеполитических направлений. Но в этих условиях сохраняется многовекторность, которая не будет способствовать становлению стран региона как полноценных субъектов международных отношений.

Наиболее перспективным видится возможность превращения Казахстана в успешное в экономическом и политическом смысле государство, которое будет продвигать объединение стран региона вокруг нового интеграционного ядра. Для того, чтобы у стран ЦА сложилось благожелательное отношение к Казахстану в содержании внешнеполитического курса страны не должно быть акции, направленных на захват ресурсов соседей. Также сравнительно опережающий рост экономики и продвинутость в политической сфере не должно мешать равноправному сотрудничеству и согласованию взаимных интересов с соседними странами.

 

Лекция 10. Геополитическая стратегия Республики Казахстан.

1. Принцип «концентрических кругов» и Казахстан

2. Политика региональных союзов

3. Внешняя политика Казахстана в ЦА.

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.

1. Принцип «концентрических кругов» и Казахстан

В настоящий момент геополитический статус Казахстана достиг очень высокого значения. Это произошло вследствие того, что правительство государства осознаёт международную практику геополитики и знает, какой геополитический интерес является самым насущным для Казахстана. Это — экономика и, в частности, зарубежные инвестиции. В этой области, как оценивают международные эксперты и дипломаты, Казахстан достиг ведущей позиции по сравнению со всеми остальными республиками СНГ, включая Россию.

Обретя независимость, что само по себе явление от­радное, Казахстан сразу же оказался лицом к лицу со сложными внутри­политическими, экономическими, военными и международными пробле­мами, главной из которых была проблема построения равноправных от­ношений с двумя ядерными гигантами — Китаем и Россией так, чтобы одновременно обеспечить благоприятные условия для собственного эко­номического развития. Эти проблемы стали главными заботами дипло­матов. Проводимая правительством нового Казахстана внешняя полити­ка стала своего рода гарантией государственной безопасности и стимулом к развитию государственной экономики.

Отношения Казахстана с различными страна­ми должны устанавливаться по степени важности в соответствии с прин­ципом «концентрических кругов, расходящихся по воде — от центра к пе­риферии.»3

- Первый круг предусматривает установление особых отношений с Рос­сией.

- Второй круг предполагает поддержание дружественных связей с Кыр­гызстаном, Узбекистаном, Туркменией и Таджикистаном, что позволит Казахстану сохранять парите*г с другими государствами Центральной Азии, Россией и Китаем.

- Третий круг подразумевает налаживание связей с 10 государствами Азии, куда кроме 5 центральноазиатских республик входят Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и Азербайджан. Кроме того, установление мно­госторонних связей с пятью республиками Центральной Азии позволит проложить торговые пути на юг Азии и в арабские страны юго-востока.

- Четвёртый круг означает установление устойчивых дружественных связей с Китаем, что обеспечивает выход Казахстана к морским портам Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Пятый круг включает доступ к передовой технологии и опыту Япо­нии, США и стран Западной Европы.

2. Политика региональных союзов

После распада Советского Союза Президент Н. Назарбаев выступил с идеей образования союза четырёх евроазиатских государств: России, Бе­лоруссии, Украины и Казахстана, и хотя его инициатива до сих пор не реализована, вплоть до сего времени политика создания «региональных союзов» продолжает превалировать во внешнеполитическом курсе рес­публики. Провозгласив свою независимость, правительство Казахстана взяло на себя ответственность за безопасность всей республики, поэто­му в целях сведения к минимуму военной угрозы извне оно наметило несколько путей, позволяющих провести в жизнь идею «региональных союзов».

Совещание по Безопасности и Мерам Доверия в Азии (СВМДА)

В октябре 1992 года в ходе 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нур­султан Назарбаев выдвинул идею о созыве Совещания по взаимодейст­вию и мерам доверия в Азии (СВМДА), согласно которой в различных государствах Азии предполагалось создать структуры, уполномоченные ограничивать и сокращать вооружения, крепить доверие и предотвращать конфликты; в перспективе намечалось сотрудничество в экономической, экологической и гуманитарной сферах. Основными требованиями для членства в организации являются:

- Гарантия странам-участницам целостности территории и суверенитета.

- Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга.

- Разрешение региональных проблем и споров путем мирных переговоров.

Многие азиатские страны по тем или иным соображениям поддержи­вают идею СВМДА. Для одних государств — это ещё одна возможность укрепить свои отношения с Казахстаном и усилить своё влияние в регио­не (Турция, Иран, Пакистан); другие государства активно участвуют в этом процессе, чтобы не допустить конкурирующего влияния третьих сил (Рос­сия, Китай); и, наконец, некоторые крупнейшие страны Азии рассчиты­вают использовать создавшуюся систему азиатской безопасности для ук­репления своего влияния в глобальном масштабе (Япония, Индия).6

Первая конференция Совещания по безопасности и мерам доверия в Азии состоялась в марте 1993 года. В настоящее время членами этой организации являются 29 государств.

3. Внешняя политика Казахстана в ЦА.

В настоящее время Казахстан придерживается разновекторного внешнеполитического курса. Геополитическое положение Республики, экономические и военно-политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как государства, заинтересованного в создании с сопредельными странами взаимоотношений добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности. Во время обретения суверенитета перед Казахстаном проявились геополитические перспективы будущего развития, которые можно определить следующим образом:

- создание конфедерации с Россией наряду с другими государствами;

- ориентация на иранское направление построения государственности (панисламистская);

- взятие за основу своего развития китайская модель;

- обретение суверенитета с одновременным статусом нейтрального государства; - европейское направление развития.

Если рассматривать по отдельности каждую модель, то можно выявить как слабые, так и сильные стороны, присущие каждому из появившихся путей.

Укрепление связей внутри государств-членов СНГ соответствует стратегическим и геополитическим интересам Казахстана как государства с большой площадью, малым количеством населения и значительными запасами полезных ископаемых. Но насколько действенными оказываются подобные межгосударственные объединения, и насколько реально они могут помочь обеспечить интересы республики в той или иной сфере? Можно ли с уверенностью утверждать, что интересы Казахстана соблюдаются в рамках многих межгосударственных документов, если проблема трансграничных рек, вопрос о вододелении (проблема с Шардарьинским водохранилищем) и другие проблемы межгосударственного характера длительное время не могут найти радикального решения, даже если конфликтующие страны связаны между собой не одним межгосударственным обязательством? Особо стоит отметить, что подобные проблемы, возникающие между странами региона, становятся большим препятствием в их экономическом развитии и соблюдении суверенитета как такового. Приверженность Казахстана к разновекторной политике и стремление поддерживать отношения с Россией, США, государствами Европейского Союза, Китаем, Индией, Японией, Турцией и Ираном является трудновыполнимой задачей. Это связано прежде всего с ростом региональных конфликтов, когда в зависимости от занятой позиции многие республики региона становятся либо сторонниками, либо противниками того или иного государства, той или иной межгосударственной инициативы, которой обязательно будут сопутствовать последствия либо связанные с оказанием помощи, либо с наложением определенного рода санкций.

 

Лекция 11. Центральная Азия и геополитические интересы России. История и современность

1. Россия и Центральная Азия: поиск геоэкономической стратегии

2. Шанхайская организация сотрудничества: конец однополярного мира

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.

1. Россия и Центральная Азия: поиск геоэкономической стратегии

Евразия представляет собой пространство формирующихся процес­сов, причем порой диаметрально противоположных. В этом смысле особенно показательна судьба Центральной Азии, своеобразный, если хотите, посредник между Востоком и Западом. Из событий недавнего прошлого очень важны два исторических момента для понимания того, что сейчас происходит здесь и может случиться в будущем.

Когда гигантская страна в одночасье превратилась в полтора десятка недоразвитых государств, в аутсайдерах мирового списка благополучия со всей очевидностью оказались и бывшие совет­ские среднеазиатские республики. С другой стороны, за 15 само­стоятельных лет эти новые страны стали мишенью для многих мировых держав, что вроде бы обещает заманчивые перспективы, но и таит в себе серьезные угрозы.

Россия, имея стратегические и иные интересы в этом регионе и неся историческую ответственность за все постсоветское простран­ство, не хочет, чтобы процесс СНГ, в который активно включены республики Центральной Азии, вышел из-под ее контроля. Но «груз СНГ» все же тяжеловат для Москвы. Зато поле для маневра у дру­гих ее партнеров по Содружеству, в том числе централькоазиатских, шире, правда, с разной амплитудой политических и экономических колебаний. Одновременно следует признать, что многое зависит и от других крупных игроков.

Стратегический экономический интерес и Востока, и Запада сфо­кусирован на энергоносителях Центральной Азии, причем никто и не скрывает этого. Вопрос в том, кто быстрее освоит этот «нефтега­зовый резервуар». Центральная Азия как бы «растягивается» в раз­ные стороны, чем принципиально отличается от других регионов бывшего СССР, например, стран Балтии. Исламский «угол» тянет азиатские республики в свою сторону. Стабильно силен «россий­ский фактор». Нельзя отрицать укрепления партнерства с Западом и не обязательно на основе либеральных ценностей. Эти обстоя­тельства еще раз подчеркивают мозаичность геополитической кар­тинки в Центральной Азии.

Пользуясь здесь широкой социальной поддержкой, Россия име­ет большие преимущества по сравнению с другими игроками на центральноазиатском поле. Необходимо закрепить и преумножить эти преимущества. В этом заинтересованы и государства Централь­ной Азии.

2. Шанхайская организация сотрудничества: конец однополярного мира

В июне 2006 г. в Китае проходил юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Тот факт, что саммит прохо­дит в Шанхае, накладывает свой отпечаток на формулировки — эти «шесть документов и девять решений» любому китаисту напомнят до боли знакомые «три главных и четыре решающих...», «пять указа­ний и восемь наставлений» и так далее. Документы, предложенные к подписанию, свидетельствуют о выходе ШОС на новый уровень, который характеризуется консолидацией внутренней структуры и наполнением ее реальными делами. По сути ШОС создает единую инфраструктуру Евразии, позволяющую минимизировать внешние экономические и политические риски. Например, риски, связанные с прохождением танкеров с китайской нефтью через Малаккский пролив. В рамках организации создаются независимые финансовые механизмы — бан­ковский союз, взаимное кредитование и т.п. Американцы очевидно напуганы. Дело в том, что речь в сегодняшнем мире идет не столько о наличии ресурсов, сколько о контроле над средствами их достав­ки. И выясняется, что претензии Вашингтона на контроль в этом регионе ничем по существу не подкреплены. Система вполне может существовать и без США. Это вовсе не исключает наличия среди членов ШОС разногласий и противоречий. Противоречия действи­тельно есть.

Таким образом, новые угрозы для России связаны со стремлени­ем стран Запада создать «санитарный кордон» вокруг нее, поэтому ей необходимо искать новых союзников, распространять свое влияние на новые государства. В современных условиях наиболее реальной концепцией интеграции постсоветского пространства могла бы стать геоэкономическая модель. Россия сегодня объективно все еще являет­ся наиболее влиятельным геоэкономическим субъектом Евразии: в ее распоряжении находятся наиболее дефицитные ресурсы Евразии — нефть и газ. Однако она еще недостаточно использует экономиче­ские рычаги влияния в своей геополитической стратегии. Можно смело предпо­ложить, что вслед за геоэкономикой последует и геополитика.

 

Лекция 12. США и их геополитические интересы в Центральной Азии

1. США и стратегия глобального лидерства

2. Американские интересы в Восточной Азии.

3. Центрально Азиатский и Каспийский регионы

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.

1. США и стратегия глобального лидерства

В современных условиях роль хозяина мира стремятся по-прежнему играть США, несмотря на то, что мир стремительно меняется. Будучи привержены силовой политике, США тяжело признают собственные ошибки. В гордом одиночестве супердержавы США перестраивают мировой порядок под себя. Однако, если нынешние тенденции сохранятся, мировой «трон» скоро может опустеть и, вероятнее всего, новый миропорядок станет многополярным. По прогнозам ряда экспертов, переход к многополярности завершится к 2010—2015 гг. Уже сейчас все отчетливее заметно, что США с каждым годом тяжелее справляться с функцией глобального лидерства, контроль и бдительность «мирового жандарма» постепенно ослабе­вают, а в мире появляется все больше «смельчаков», бросающих дерзкие вызовы Америке и желающих поживиться частью ее буду­щего наследства. В этой ситуации теперь едва ли не каждая страна мнит себя самостоятельным «геополитическим полюсом», этакой «Америкой» в своем регионе или (даже) в части света. Мир охватило все более усиливающееся напряжение и как бы борьба за перерас­пределение сфер влияния между полюсами не переросла из глобаль­ного противостояния в фазу «глобальной войны», а однополярный миропорядок не сменился бы многополярным беспорядком.

Пророческими кажутся слова президента США Джона Кеннеди, сказанные им после разрешения Карибского кризиса 1962 г. Обращаясь к американцам, он сказал: «Если вы думаете, что будущий мир — это Pax Americana, мир по-американски, то вы ошибаетесь. Или будет мир для всех, или его вообще не будет».

Бжезинский выявляет новые тенденции в глобальной геополи­тической ситуации, которая сложилась после событий 11 сентября 2001 г. Во-первых, она характеризуется нарастающим разрывом в военном потенциале не только между США и их геополитическими противниками, но и между их основными союзниками. Во-вторых, в ЕС заметно отставание темпов военно-политического развития от интеграции в экономической сфере. В-третьих, заметно стремление Японии превратиться в могущественную военную державу. В-чет­вертых, для того чтобы справиться с внутренними проблемами, Ки­тай вынужден ограничивать свое активное участие в глобальной политике и проводить умеренную внешнюю политику. В-пятых, повсеместное распространение опасений, что склонная к единолич­ным решениям Америка способна стать источником угроз для всей планеты.

В этих условиях геополитическая стратегия США, направленная на поддержание глобальной гегемонии, предполагает поиски новых союзов и коалиций. Бжезинский отдает приоритет разработке транс­атлантической и тихоокеанской стратегиям как наиболее эффектив­ным.

Особое беспокойство в современной фазе геополитического раз­вития вызывает у Бжезинского неуклонное нарастание антиамерикан­ских настроений по всему миру. Он отмечает, что для американской гегемонии одинаково разрушительны паневропеизм и паназиатизм, которые собирают под свои знамена всех, кто видит в Америке об­щую угрозу. По его мнению, «Америка должна более тонко чувствовать риск того, что ее отождествление с несправедливой моделью глобализации может вызвать мировую реакцию».

2. Американские интересы в Восточной Азии.

В отношениях с КНР Соединенные Штаты ориен­тируются на обеспечении экономической взаимозави­симости, которая позволила бы им контролировать процессы в этой области и при необходимости исполь­зовать рычаги давления.

В военно-политической области США, с одной сто­роны, стремятся вовлечь Китай в контролируемую американцами борьбу против «стран-изгоев». С другой стороны, объявив о программе противоракетной обо­роны, они дали понять Китаю, что военным путем тому решить проблему Тайваня не удастся. Это давление привело к тому, что китайские лидеры стали говорить о необходимости консультаций Пекина с. НАТО по вопросам международной безопасности.

Включение Китая в мировое хозяйство посредством иностранных инвестиций, как в полугосударственный, так и в частный сектор порождает уверенность амери­канских политиков в том, что со временем этот фактор будет содействовать мощному и организованному дав­лению в пользу политической либерализации.

С другой стороны, они ожидают, что на китайское общество скорее повлияют такие важные процессы, как широкое распространение информации, сопри­косновение молодежи с американскими ценностями в ходе студенческих обменов и реализации образователь­ных программ, а также рост предпринимательской прослойки, не обязанной своим благосостоянием го­сударству.

Стремясь к экономической и политической откры­тости Китая, США в настоящее время не акцентируют внимание на защите прав человека в этой стране, так как предполагают, что это дало бы консерваторам в компартии усилить свои антирыночные позиции. От­сюда их поддержка китайских сторонников интегра­ции в мировое хозяйство.

Китай не признает ведущей роли США в АТР и потому считается их потенциальным стратегическим соперником, особенно когда речь заходит о Тайване и Южно-Китайском море.

Исходя из своей роли глобального лидера, США усматривают угрозу своей национальной безопаснос­ти и в фактах сотрудничества Китая с Ираном и Паки­станом в распространении ракетных технологий.

Политика США по отношению к «странам-изго­ям» заключается в применении санкций, силового дав­ления и военной силы. Противник Америки загоняется в тупик, мировое общественное мнение его осуждает, и тогда американцы разрешают возникшую ситуацию с изолированным противником либо политическими, либо военным средствами.

Кроме того, в администрации США видят угрозу своей национальной безопасности в том, что тот актив­но участвует в дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, стремится разрабатывать и распространять опасные военные технологии. Иран также обвиняется в поддержке террористических организаций, действу­ющих против США и их западных союзников.

3. Центрально Азиатский и Каспийский регионы

После событий 11 сентября 2001 г. образовался очаг американских интересов в Афганистане, и США обратили пристальное внимание на центрально-ази­атский и каспийский регионы. Их интерес ориенти­рован прежде всего на установление контроля над до­бычей и транспортировкой энергоносителей — нефти и газа. И хотя запасы нефти в этом регионе не сопо­ставимы с ее запасами в зоне Персидского залива, но постоянно существующая в последнем полити­ческая нестабильность заставили американцев ис­кать альтернативные источники топлива в странах, независящих от ОПЕК (международный нефтяной картель). Это должно позволить не только США, но и западноевропейским странам ослабить свою зависи­мость от ОПЕК и уменьшить издержки на приобрете­нии топлива.

Но у США на постсоветском пространстве имеют­ся и другие интересы, противоречащие российским: установление контроля над добычей нефти в Каспий­ском регионе и ее транспортировкой. Эта, казалось бы, чисто хозяйственная проблема имеет и четко выверен­ное геополитическое значение. 3. Бжезинский выска­зался по этому поводу весьма определенно: «Тот, кто будет доминировать в вопросе доступа к данному ре­гиону, скорее всего и окажется в выигрыше в геополи­тическом и экономическом плане».

Неудивительно поэтому, что Соединенные Штаты объявили регион зоной своих долгосрочных стратеги­ческих интересов и учредили должность посла по осо­бым поручениям — советника президента и госсекре­таря по каспийской энергетической дипломатии. Были сформулированы три основные цели политики в этом регионе:

— укрепление независимости и процветание новых государств региона;

— упрочение энергетической безопасности Америки за счет дополнительного притока углеводородов на мировые рынки;

— расширение деловых возможностей для компаний США и других государств.

За этими провозглашенными целями прослеживает­ся геостратегическая заинтересованность в том, чтобы ни одно государство не могло единолично контролиро­вать этот регион. Хотя президент США и заявляет, что Штаты не заинтересованы в вытеснении России из этого региона, речь идет, в первую очередь, именно об этом. В перспективе США предполагают продемонст­рировать странам региона свой потенциал разреше­ния существующих там межгосударственных и этно-национальных конфликтов и тем самым привлечь к себе местные политические элиты. На этой основе возможным может стать создание регионального эко­номического и военно-политического союза в проти­вовес России и вытеснение последней из Централь­но-Азиатского региона и Закавказья.

В качестве первых шагов США заявили о необхо­димости диверсификации (создание альтернативных действующим трубопроводов) транспортировки сред­неазиатских нефти и газа. Смысл подобных предложе­ний — прокладка трубопроводов в обход России. Тем самым, по мысли американцев, будет преодолен моно­польный контроль страны над потоками топли­ва на Запад.

Важная часть подобной политики — вовлечение за­кавказских государств в региональное сотрудничество и взаимодействие с международными институтами, а также постепенная интеграция в мировую экономику. Учитывая сырьевой характер стран этого региона, мож­но с уверенностью предположить, что определяющую экономическую и политическую роль здесь будут играть, безусловно, Соединенные Штаты.

На пути к достижению поставленных ими целей существуют препятствия не только в виде этнических конфликтов, сепаратизма и пограничные споров, авто­ритарных политических режимов, но и отсутствие в этих странах разумной экономической политики и принявшая огромные размеры коррупция в государ­ственном аппарате.

 

Лекция 13. Центральная Азия и геополитическая стратегия Китая.

1. Геополитика современного Китая

2. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности»

3. Препятствия на пути к мировому лидерству

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия. Внешний полумесяц. Внутреннее море. Внутренний полумесяц. Внутренняя ось. Враг. Второй мир. Географическая ось истории.

1. Геополитика современного Китая

После распада Советского Союза Китай стал наиболее вероятным кандидатом на роль противовеса США как сверхдержавы. В основе его потенциального будущего лидерства лежат два «бума», наблю­даемые на протяжении последних 30 лет: демографический и экономический. В настоящее время численность населения Китая, по офи­циальным данным, составляет более 1, 35 млрд. человек. Поднебесная оказалась лидером производства товаров 172 наиме­нований. Прежде всего, это — товары первой необходимости, товары массового спроса, а также продукция металлургии и машинострое­ния. Например, в Китае сосредоточено 60% мирового производства тракторов. Китай сегодня превратился в «мастерскую мира». Поне­воле возникает закономерный вопрос: если абсолютное большинст­во товарного производства сосредоточено в Китае, то чем в таком случае занимаются остальные государства мира?

Макроэкономическая динамика Китая впечатляет. Однако, если пересчитать ВВП Китая на душу населения, получится показатель, не дотягивающий до уровня экономического развития даже стран «Новой Европы». Безусловно, здесь как не кстати огромная числен­ность населения Поднебесной. Но, с другой стороны, впечатляющий экономический рост является, прежде всего, результатом настойчи­вой работы «золотого миллиарда» китайцев. По мере того как Китай становится богаче и сильнее, все больше стран во всем мире начи­нают это признавать: Поднебесная заслуживает того, чтобы ее при­знали великой державой и выказывали ей причитающееся почтение.

2. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности»

В 1979 г. Китай под руководством Дэн Сяопина начал рыноч­ные реформы. За пару десятилетий страна преодолела разруху, в которую ее ввергли левацкие эксперименты Мао Цзэдуна и «куль­турная революция». Население забыло о том, что такое голод, ки­тайские товары заполонили мировые рынки. Сегодня реформы продолжаются. К 2050 г. китайское руководство предполагает осуще­ствить всестороннюю социалистическую модернизацию, значитель­но повысить статус КНР на международной арене. Ставится задача выйти на первое место в мире по совокупной государственной мо­щи, встать в ряд стран со средним уровнем объема ВНП на душу населения, создать зажиточную и счастливую жизнь для народа и превратить Китай в мощное государство с высоким уровнем мате­риальной, правовой и духовной культуры.

Но уже сейчас по основным экономическим показателям— объему ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвести­ций, золотовалютных резервов — Китай превратился в силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. Правда, политическое влия­ние Китая в настоящее время больше заметно на региональном уровне — в странах АТР, Юго-Восточной и Центральной Азии, а по своей военной мощи Китай уступает США и блоку НАТО. Но ни­кто не сомневается, что КНР может выйти за рамки статуса регио­нального лидера.

Дальнейшее усиление Китая будет зависеть от динамики его экономического развития. Сейчас КНР занимает четвертое место по объему ВВП. Однако уже в 2030—2040 гг. при выполнении на­меченных показателей среднегодовых темпов роста ВВП по объему ВВП Китай выйдет на первое место в мире. При удержании показа­теля общей численности населения страны на уровне 1, 4 млрд че­ловек объем ВВП превысит 3 тыс. долл. на душу населения.

Стремительный рост китайской экономики продолжается. Он выражается в сохранении не только высоких темпов прироста ВВП, но и объема внешней торговли, привлеченных иностранных инве­стиций, накопленных золотовалютных запасов. Этому способствуют две группы факторов — внутренних и внешних.

Таким образом, у Китая обнаруживаются значительные ре­зервы экономического развития. Они кроются в повышении произ­водительности труда в промышленности и сельском хозяйстве и создании значительного количества рабочих мест в третьей сфере, прежде всего в сфере услуг, которая является наиболее трудоемкой., которая будет играть все более заметную роль,.

Следует отметить, что Китай идет к лидерству не путем конку­ренции и как следствие противостояния с другими геоигроками, а путем соревнования. Тем более, конкуренция как таковая противоречит пресловутому «восточному менталитету».

Отметим, Китай в реализации своей стратегии не стремится войти в нынешний «золотой миллиард». Китайский «миллиард» развивается параллельным путем, стремясь, насколько это позволя­ет глобализация, не выходить за рамки собственной «замкнутой системы». В конечном итоге, «китайский миллиард» стремится тоже стать «золотым». Независимо от того, будут ли вне Китая к тому времени существовать другие «золотые миллиарды».

3. Препятствия на пути к мировому лидерству

В любом случае на пути к мировому лидерству Китаю необходимо преодолеть ряд существенных дисбалансов.

(1) В региональном развитии существует дисбаланс, с одной стороны, между провинциями Тихоокеанского побережья, захлебывающи­мися от экономического «бума», с другой стороны — между эко­номически отсталыми провинциями китайского запада.

(2) В Китае актуальна проблема преодоления усугубляющегося раз­рыва в экономическом развитии города и села.

(3) Необходимо не только уравновесить уровень жизни представи­телей различных социальных групп Китая, но и подтянуть его хотя бы к среднеевропейскому показателю. Например, сейчас средняя зарплата китайца составляет чуть более 200 долл.

(4) Актуальна демографическая проблема Китая. Политика прину­дительного ограничения рождаемости, проводимая с середины 90-х годов XX в., выразившаяся в формуле «один ребенок на семью», привела к тому, что к 2015 г. около 85 млн молодых ки­тайцев не смогут найти себе «пару» среди представительниц своей национальности.

Кроме того, для достижения мирового лидерства, Китаю необхо­димо прежде не только осуществить прорыв в росте социально-экономических стандартов, но и добиться безоговорочного лидерства в родном Азиатско-Тихоокеанском регионе, вытеснив на второстепен­ные роли США, Японию и Республику Корея.

 

Лекция № 27-28. Тема 14 Геополитические интересы государств Европейского сообщества в Центральной Азии.

1. Политика европейских держав в ЦА

2. Противоречия интересов мировых держав в ЦА

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия. Внешний полумесяц. Внутреннее море. Внутренний полумесяц. Внутренняя ось. Враг. Второй мир. Географическая ось истории.

1. Политика европейских держав в ЦА

Трудно играть в игру, не зная ее правил. Но еще труднее играть в игру вообще без правил. К таковым подчас относится сфера международного об­щения. Несмотря на внешне ясные и пристойные формы взаимодействия, здесь нередки случаи безразличия по отношению к ним. Все зависит лишь от конк­ретных интересов, наивысшая среди которых - стремление к гегемонии.

Скоротечные процессы начала 1990-х вкорне трансформировали харак­тер международных отношений. Исчез СССР. С ним канула в Лету биполяр­ная система мироустройства. Впервые со времен Британской империи на пье­дестал единоличного доминирования на планете взгромоздились США. Все остальные действующие лица расположились на вторых, третьих и далее по­зициях. Нарушение глобального баланса сил детонировало локальные конф­ликты, целый ворох проблем на межэтнической и межконфессиональной по­чве. Появились доселе неведомые вызовы безопасности в лице терроризма, экстремизма и сепаратизма. Необратимый характер приобрели тенденции гло­бализации.

Все это, конечно, наложило отпечаток на положение дел в Центральной Азии. Ну а со стартом самостоятельного плавания, регион в сознании большинства обывателей, особенно на считающемся просвещенным Западе, ассоциировался с пустынным, малоосвоенным краем, который распо­ложен почти на обратной стороне Земли. Где-то между Сибирью и Китаем. Ве­роятно, сказывались последствия «железного занавеса». Москва подобным об­разом пыталась некогда ограждать свои азиатские владения.

Но потенциальный интерес к региону, пускай и в законсервированном виде, все же сохранялся превеликий. Еще в 1919 году один из мэтров мировой гео­политики Сэр Уинстон Черчилль многозначительно изрек: «Центральная Азия - это та дойная корова, которая еще дожидается своего крокодила».

На рубеже XX и XXI веков Центральная Азия снова, как во второй поло­вине XIX столетия, становится ареной «Большой игры» (выражение незаб­венного Редьярда Киплинга) - только если первая велась преимущественно между двумя державами (Россией и Великобританией), то во втором случае список участников заметно пополнился, в том числе за счет подключения са­мих центрально-азиатских республик. Ставка прежняя - влияние в сердцеви­не Евразии.

2. Противоречия интересов мировых держав в ЦА

Геополитические подвижки в любой части планеты неразрывно связаны, а иногда напрямую зависят от внешних факторов. Данная специфика приме­нима к Центральной Азии вдвойне. Ввиду сравнительно скромного военно-политического, экономического и людского потенциала региона в окружении многократно превосходящих по указанным критериям внешних сил. Поэтому для объективной оценки современных реалий целесообразно подробнее оста­новиться на этой теме. Здесь по степени весомости в аналитических кругах сложился некий ранжир. Согласно нему главные игроки на центрально-азиатском поле расположились примерно по следующей нисходящей линии: Россия и СНГ, США, Китай, Европейский союз, Иран, Турция, Индия, Пакистан, Арабский мир и Афганистан. Безусловно, перечень государств, чьи интересы простираются на регион, существенно шире.

Сразу же после коллапса СССР и появления на его месте 15 новых независимых государств каждый из вышеперечисленных игроков по разному присту­пил к продвижению здесь своих интересов. Большинство попросту оказались не готовы к резким переменам на шестой части мировой суши. Мало что было известно особенно по Центральной Азии, не говоря уже о выстраивании долго­срочной стратегии. Да и иные субъекты международного права пребывали в состоянии эйфории и неопределенности по поводу внешнеполитических пред­почтений. Неопределенность же зачастую граничила с подозрительностью.

И только позднее, по мере эволюции международных отношений в центре Евразийского континента, прояснения внутренней ситуации и внешнеполити­ческой ориентации каждой из стран, уточнения расклада сил среди внешних игроков, проявления их интересов стали претерпевать коррекцию. Как имен­но это происходило - попытаемся рассмотреть по отдельности.

Редкие попытки других мировых держав проникнуть в регион наталкива­лись на жесткий отпор. Далеко идущие цели Россия преследовала и в Афгани­стане, хотя закрепиться в этой стране ей так и не удалось. Ныне зона жизнен­но важных интересов Москвы пролегает вдоль внешних границ бывшего СССР.

Обретенное влияние оказалось настолько всеобъемлющим, что, даже ут­ратив на рубеже XX и XXI столетий часть державных критериев на мировой арене, Кремль продолжает играть определяющую роль на пространстве СНГ.

Итак, в начале 1990-х Россия находилась в плену страстей, нахлынувших с ощущением избавления от такой тяжкой ноши, как Советский Союз. Так, за несколько лет этой самой самостоятель­ности Россия перестала считаться великой державой, каковой была после Пер­вой, а затем после Второй мировых войн.' В списке сильнейших экономик планеты она скатилась на десятое место, пропустив вперед США, Китай, Япо­нию, Индию, Германию, Великобританию, Францию, Италию и Бразилию. Если взять Европейский союз, ВВП которого почти равняется ВВП США, то к на­чалу XXI века РФ очутилась в положении, когда Штаты и Евросоюз опережа­ют ее в экономическом отношении соответственно в 8-10 раз, а Китай, Япония и Индия — в 2-4 раза.

Иллюстративный и раздаточный материал: слайды, схемы, таблицы.

 

Лекция 15. Геополитическая ситуация в Центральной Азии на современном этапе

1. Центральная Азия (ЦА) как важный геостратегический и геоэкономический регион,

2. Россия и современное положение ЦА

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия. Внешний полумесяц. Внутреннее море. Внутренний полумесяц. Внутренняя ось. Враг. Второй мир. Географическая ось истории.

1. Центральная Азия (ЦА) как важный геостратегический и геоэкономический регион,

Центральная Азия (ЦА) является геостратегически и геоэкономически важным регионом, в котором пересекаются интересы таких мировых гигантов, как Россия, Китай, Запад (США и ЕС). Лидерам центрально-азиатских стран поневоле приходится лавировать, чтобы остаться при своих интересах - национальных, а зачастую и персональных, - пишет литовское издание Geopolitika.
Казахстан, Туркменистан и Узбекистан богаты нефтью и газом, поэтому являются желанными партнерами для Москвы и Пекина. ЕС строит планы диверсифицировать свой энергетический импорт. Америка заинтересована в том, чтобы ЕС получил доступ к центрально-азиатским энергоресурсам (а не покупал их у России), а также в том, чтобы как можно менее интенсивным был энергетический диалог Китая с государствами ЦА. То есть у США, в общем-то, на первом месте геополитический интерес. Москва, разумеется, хочет, чтобы Центральная Азия как можно дольше оставалась к ней " привязанной". Какова ситуация сегодня? Сотрудничество с Узбекистаном идет успешно. Казахстан, оставаясь верным союзником Москвы, довольно интенсивно развивает энергетические связи и с Китаем. Энергетический диалог Москвы и Ашхабада в последнее время стал прерываться. Началось с того, что Россия отказала в поддержке газопроводу " Средняя Азия - Центр". Газпром хотел исключительных гарантий заполнения будущего Прикаспийского газопровода для последующих вливаний в российскую газотранспортную систему. Далее - кризис, он сократил спрос на газ в Европе, но Газпрому его приходилось покупать по цене прежней договоренности. Газопровод разъединил две страны. Ашхабад винил Газпром: Сейчас газопровод отремонтирован, но экспорт туркменского газа буксует. Поведение российских партнеров привело к тому, что Туркменистан, играющий определяющую роль в Прикаспийском проекте, дал согласие участвовать в строительстве альтернативного трубопровода - Транскаспийского, инициированного странами Евросоюза для поставки газа из Каспийского региона в Европу в обход России. И все же позиции России в Центральной Азии по-прежнему прочны. Казахстан и Узбекистан намерены и дальше продавать свои энергоресурсы через Россию, у Туркменистана с Россией долгосрочный контракт на поставку газа: Правда, решающим фактором изменения ситуации может стать чрезмерная прямолинейность Москвы, а также грядущая смена режимов в Казахстане и Узбекистане.
2. Россия и современное положение ЦА

Москва не может до конца доверять президенту И. Каримову, который неохотно идет на сотрудничество в рамках КСОР. Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС, все чаще " флиртует" с ЕС и США. Не радуют и отношения с Таджикистаном, который отнюдь не рад перспективе решать вопросы водных ресурсов на региональной основе и сетует на " мелкий поток" российских инвестиций. Не считать же серьезными инвестициями переводы из России от таджикских " гастарбайтеров"... Практически самым надежным партнером России сегодня во всех стратегически областях следует назвать Казахстан. У американцев, по здравому размышлению, недостаточно возможностей в ближайшее время закрепиться в Центральной Азии. Во-первых, этот регион находится на периферии внешней политики США, во-вторых, нет серьезной стратегии, да и, в-третьих, не хотят американцы увязать в азиатских внутриполитических процессах.

У России сегодня больше шансов, чем у других крупных игроков мировой политики, на то, чтобы доминировать в регионе ЦА. Все еще сохраняются важные рычаги: экспорт энергоресурсов через российскую территорию, рабочие места в России (главным образом - в Москве), широкое использование русского языка в ЦА и др. Однако влияние Москвы постепенно слабеет, особенно среди молодежи, которая все чаще едет на учебу в Америку, Турцию, Китай и все больше мыслит национальными категориями.

2. Глоссарий

Анаконды стратегия - геополитическая линия атлантизма, направленная на отторжение от Евразии максимально большого объема береговых территорий для сдерживания ее геополитической экспансии.

Атлантизм (родственно терминам Вода, Море, талассократия, Sea Power) сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически западный сектор человеческой цивилизации, стратегически союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология, военно-стратегически страны-участницы НАТО, социально ориентацию на «торговый строй»и «рыночные ценности» (модель США). Противоположно евразийству.

Аэрократия - греч. «власть посредством воздуха». Силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии. Развитие авиации, в отличие от развития мореплавания, своего собственного номоса не породило, став лишь развитием талассократического принципа.

Бегемот - др. евр. «зверь», «сухопутное чудовище» (в Библии). Термин Шмитта. То же, что континент, континентализм, евразийство.

Берлин - естественная стратегическая столица Средней Европы.

Биполярный мир - (биполяризм или двухполярность) естественная геополитическая конструкция, отражающая в планетарном масштабе основной геополитический дуализм талассократия против теллурократии.

Блок - объединение нескольких государств, значительно изменяющее их стратегическое и геополитическое качество, выводящее их на более высокий уровень планетарной деятельности. По закону «пространственной прогрессии» образование блоков неизбежный процесс.

Богатый Север - то же, что атлантизм, Запад и либерал-демократический мир.

Большое Пространство - (Grossraum) термин Шмитта. Объединение нескольких держав в единое стратегическое образование. Возникновение Больших Пространств обусловлено теорией «пространственной прогрессии».

Внешний полумесяц - (или островной полумесяц) термин Макиндера, обозначающий совокупность территорий, входящих в зону талассократического влияния. Части континентов и острова, тяготеющие к «морскому существованию». Так же зона, целиком подконтрольная стратегически атлантизму.

Внутренне море - (mare internum лат.) термин, обозначающий водное пространство, заключенное внутри сухопутного теллурократического объема, а поэтому не являющееся стратегической или культурной границей.

Внутренний океан - термин означающий то же, что и «внутреннее море», только в планетарном масштабе. Также Срединный океан.

Внутренний полумесяц - (или континентальный полумесяц или rimland) термин Макиндера, обозначающий береговые территории Евразии, расположенные между «внешним полумесяцем» и «осевым ареалом».

Внутренняя ось - качество геополитической связи центра с периферией внутри единого стратегического (или политического) пространства. См. также геополитический луч и геополитический отрезок.

Вода - (или Море) специальный термин, обозначающий «талассократию». Особенно разработан у Шмитта (das Meer) и у Мэхэна (Sea, Sea Power).

Восток то же, что Второй мир.

Враг - (hostis лат.) термин Шмитта. Чисто политическое понятие, обозначающее совокупность внешних государственных, социальных, этнических или религиозных образований, стоящих на позициях, противоположных позициям стратегической столицы. Не имеет моральной нагрузки и может динамически переноситься на различные образования. Подвижная категория. См. друг.

Второй мир - название социалистического лагеря в период «холодной войны». После конца «холодной войны» означает Евразию.

Географическая ось истории - (или осевой ареал или heartland) термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития. Совпадает с территорией России.

Геополитика - наука, основные положения которой изложены на данном ресурсе.

Геополитический дуализм - основной принцип геополитики, утверждающий в качестве двигателя исторического процесса противостояние талассократии и теллурократии.

Геополитический луч - вектор силового (экономического, стратегического, культурного, хозяйственного, административного и т.д.) воздействия геополитического полюса на периферийные регионы. Реальная политическая картина мира в статическом состоянии оперирует с геополитическими отрезками. В геополитике принято говорить о лучах, как об открытом динамическом процессе постоянно длящегося импульса.

Геополитический отрезок - совокупность отношений стратегической столицы (или геополитического полюса) с периферийными регионами, рассмотренная в конкретный исторический момент без учета общей динамики политических процессов. См. также геополитический луч.

Геостратегия - военные аспекты геополитического анализа.

Геоэкономика - ответвление атлантистской геополитики. Рассматривает пространство в утилитарно-экономическом смысле. Одна из приоритетных дисциплин «талассократического» анализа.

Государство-Нация - светское государство с ярко выраженным централизмом. Политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается от этнического образования (община, народ) и от Империи.

Граница - в геополитике существует два вида границ: граница-линия и граница-полоса. Граница-линия представляет собой морскую границу. Граница-полоса сухопутную. Задача геополитического блока, претендующего на действия в планетарном масштабе, сделать границы-линии максимальными для себя и минимальными для соперника, и наоборот.

Демополитика - термин Челлена. Влияние демографических параметров на структуру государства. Широкого распространения не получил.

Дисконтинуальный пояс - термин Коэна. Разорванные береговые зоны с неопределенной, вариабельной ориентацией, могущие повернуться как к теллурократическому континенту, так и к талассократическому морю.

Друг - (amicus лат.) термин Шмитта. Чисто политическое понятие. обозначающее совокупность внешних государственных, социальных, этнических или религиозных образований, стоящих на позициях совпадающих с позициями стратегической столицы. Не имеет моральной нагрузки и может динамически переноситься на различные образования. Подвижная категория. См. враг.

Евразийство - сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии, стратегически актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, «теллурократических» стран, социально ориентация на «идеократию», социальное государство, некапиталистический экономический строй.

Евразия - то же что континент, heartland, Суша, Земля, теллурократия. В более ограниченном смысле означает геополитическую Россию.

Единый Мир - (One World - англ.) см. мондиализм.

Жизненное пространство - термин Хаусхофера. Минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений.

Запад - синоним талассократии, атлантизма.

Земля - (или Суша) в геополитике специальный термин, обозначающий «теллурократию». Особенно подробно теория «Земли», das Land, развита у Карла Шмитта.

Идеократия - гр. «власть идей, идеалов». Термин русских евразийцев (Н. Трубецкой, П. Савицкий). Противопоставляется «власти материи», «рыночной системе», «торговому строю». При идеократии иерархия в обществе и стимуляция труда исходят из неэкономических принципов.

Империя - сверхгосударственное образование, объединяющее несколько народов и стран под эгидой универсальной идеи религиозного, этического или идеологического характера.

Интеграция - в геополитике означает многообразные формы объединения нескольких пространственных секторов. Интеграция может осуществляться как на основе военной экспансии, так и мирным путем. Существуют несколько путей геополитической интеграции экономический, культурный, языковый, стратегический, политический, религиозный и т.д. Все они могут привести к одинаковому конечному результату увеличению стратегического и пространственного объема блока.

Колония - территория, подконтрольная силе, отделенной водным пространством. Рассматривается как временная и внешняя база, отчужденная от общего геополитического пространства метрополии. Противоположна провинции.

Конец Истории - термин Фукуямы. Мондиалистский тезис о тотальной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете. См. мондиализм, Единый Мир.

Континент - Евразия, Суша, теллурократический принцип.

Континентализм - синоним евразийства в узко стратегическом аспекте. Понятие близко к понятию Суша, Земля. Континенталистская школа геополитики является единственной в России, преобладающей в Германии, наличествующей во Франции и невозможной для англосаксонских стран. Противоположность атлантизму.

Кратополитика - термин Челлена. Рассмотрение государства с точки зрения его силового потенциала. Широкого распространения не получил.

Левиафан - др.евр. «морское чудовище» (в Библии). Термин Шмитта. То же, что атлантизм, Море и т.д.

Меридианальная экспансия - (экспансия по оси Север-Юг) расширение сферы влияния (военного, стратегического, культурного или экономического) вдоль меридиана, также долготная экспансия); основное условие территориальной и стратегической стабильности государства.

Многополярный мир - на современном этапе чисто теоретическая концепция, предполагающее сосуществование нескольких Больших Пространств. Возможен только после преодоления однополярного мира.

Мондиализм - от фр. monde «мир» (в смысле «world», а не «peace»). Особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового Правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ. Существует «правый» мондиализм и «левый». Правый представляет собой глобализацию атлантизма. Левый считает необходимым включить в Единое Государство и евразийский сектор (на том или ином основании).

Неоатлантизм - современная версия атлантизма, отвергающая мондиализм (даже правого толка) как преждевременный и невыполнимый в данных условиях проект. Считает, что вместо Единого Мира произойдет столкновение цивилизаций.

Новый порядок - проект масштабной геополитической реорганизации.

Номос - термин Карла Шмитта. Базовый принцип организации любого пространства (географического, социального, политического, экономического, культурного и т.д.). Синонимичен понятию «порядок», «закон», «уклад». Номос Суши = теллурократия. Номос Воды (или Моря) = талассократия.

Община - естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами. Общество регулируется Традицией.

Однополярный мир - геополитическая модель, сложившаяся после поражения СССР в «холодной войне». Единственным доминирующим полюсом является атлантизм и США.

Ось - геополитический союз двух или нескольких геополитических столиц.

Партизан - термин Шмитта, символическая фигура защитника «номоса» Суши в ситуации триумфа противоположной геополитической силы.

Пассионарность - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Периферия - пространства и земли, не имеющие самостоятельной геополитической ориентации, удаленные от стратегической столицы, от лица которой принимаются основные геополитические решения.

Политическая география - термин Ратцеля, обозначавший то, что после Челлена стало называться собственно " геополитикой".

Поссибилизм - от фр. possible, «возможный». Термин Видаля де ля Блаша. Призван нюансировать географический детерминизм, отчасти свойственный геополитике. Теория поссибилизма утверждает, что пространство не предопределяет историю, но лишь предрасполагает к тому или иному ее течению.

Пространство - основное понятие геополитики. Является не количественной, но качественной категорией. Структура пространства предопределяет структуру истории (в первую очередь, политической истории) таков основной тезис геополитики как науки.

Санитарный кордон - искусственные геополитические образования, служащие для дестабилизации двух крупных соседних государств, способных составить серьезный блок, который, в свою очередь, явится опасным для третьей стороны.

Средняя Европа - пространство, промежуточное между Россией и атлантическим побережьем Европы. Традиционно рассматривается как зона преимущественно германского влияния.

Столкновение цивилизаций - термин Хантингтона. Теория перманентности и неснимаемости геополитических конфликтов на цивилизационном уровне.

Стратегическая столица - (геополитический полюс или источник геополитического луча) центр геополитической интеграции и активный деятель масштабного геополитического процесса. Связи между стратегическими столицами образуют геополитические оси.

Теллурократия - греч. «власть посредством земли» или «сухопутное могущество». Характеристика держав с явной сухопутной геополитической ориентацией. См. Евразия, Heartland, идеократия.

Талассократия - греч. «власть посредством моря» или «морское могущество». Характеристика государств и наций с доминированием мореплавания.

Третий мир - общее название слаборазвитых стран, принадлежащих преимущественно регионам геополитического Юга.

Туран - северо-восточные области евразийского континента, степные просторы Евразии.

Широтная экспансия - (экспансия по параллелям) агрессивная геополитическая тенденция, неизменно порождающая конфликтные ситуации, геополитическая стратегия наступательного характера. Почти всегда чревата военными конфликтами. осуществляется только после завершения меридианальной экспансии.

 

3. Список литературы:

4.1 Основная литература

1. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.,

2000 г.

2. Дергачев В.А. Геополитика. Учебное пособие. Киев, 2000 г.

3. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2000 г.

4. Гаджиев К. С. Геополитика. - М.: Международные отношения, 1997. - 384 c.

5. Казахстанская политологическая энциклопедия. - Алматы, 1998. – 447.

6. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география:

Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 479 с.

7. Нартов Н.А. Геополитика. М., 2000. - 359 с.

8. Сирота Н.М. Основы геополитики Учебное пособие С.-Петербург, 2001г.

9. Тихонравов Ю.В. Геополитика. Учебное пособие. М., 2000 г.

10. Лаумулин М. Казахстан в современных международных отношениях:

безопасность, геополитика. Политология. Алматы, 2000. –480 с.

11. Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана. Между прошлым и будущим: учеб. пособие.- Алматы, 1999.

4.2 Дополнительная литература

12. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях. Избранные книги, М., 1936.

13. Геродот. История в девяти книгах. т.II, М., 1888, 643с.

14. Платон. Государство. Сочинения в 3-х томах, т.2, М., " Мысль", 1972, 609с.

15. Полибий. Всеобщая история в 40-книгах. М., 1895, т.II.

16. аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

17. Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философской истории человечества

по разумению и начертанию. Спб., 1829, 302с.

18. Монтескье Ш.Л. Персидские письма. М., 1956.

19. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –

Алматы, 2000.

20. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.

21. Хантингтон С. Столкновение цивилизации //Полис. 1994. №1.

22. Тюркоязычный мир. - Алматы.: ИРК, 1997. - 374 c.

23. Кушкумбаев С. Центральноазиатская интеграция в контексте истории и геополитики //Россия и мусульманский мир. –1999.-№8.

24. Постсоветская Центральная Азия: потери и обретения. - М.: Издательство «Восточная литература» РАН, 1998. - 349 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.06 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал