![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим.
Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений (нефинансовых), возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует, что все они, в сущности, являются отношениями экономическими. Экономическая сторона сущности финансового правоотношения проявляется весьма противоречиво. Дело в том, что финансовая деятельность государства - эта та сфера государственной деятельности, которая в гораздо большей степени, нежели какая-либо другая, находится под влиянием политических устремлений различных социальных групп, классов, территорий. Ведь финансовая деятельность государства в отличие от всякой другой государственной деятельности полифункциональна, т.е. обеспечивает, гарантирует не одну какую-то задачу или функцию государства, а практически все. Поэтому, принятие любых финансовых законов, подзаконных актов в сфере финансовой деятельности государства всегда является не последовательным проведением в жизнь требований экономических законов, а компромиссом интересов десятков политических сил общества. При этом политический компромисс в сфере финансовой деятельности государства может в большей или меньшей мере отвечать требованиям экономических выводов, тенденций и т.д. Таким образом, в любом случае и всегда существует противоречие между экономической сущностью финансового правоотношения и его политической формой. Однако безусловно то, что подготовка и принятие финансовых законов должны обязательно опираться на заключения и предложения экономической науки. Одной из характерных черт финансового правоотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем — от последних к различным субъектам. Однако подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, надо помнить, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материальные. К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. К организационным или процедурным (процессуальным) отношениям относят те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо, как подчеркивает С.Д. Цыпкин, организационные отношения «... конечной целью имеют движение денежных средств». Таким образом, существенно то, что финансовые правоотношения «... всегда возникают (в конечном счете) по поводу денежных средств»1. 7. финансовое правоотношение, в сущности, является властным отношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей, как отмечалось, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и прочие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ), муниципальное образование или уполномоченный государством орган, способные давать властные предписания. В итоге следует заключить, что финансовое правоотношение есть основанное на финансово-правовой норме общественное отношение экономического характера, возникающее в сфере организации государственных и муниципальных финансов и финансовой деятельности, имеющее властно-имущественный характер и выражающее публичные интересы. Предпосылки возникновения правоотношения: 1. Наличие норм права. 2. Юридические факты. 3. Правоспособность участников.
|