Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лоббизм в PR-деятельности: цели, задачи, основные функции. Особенности работы с органами государственного управления.






Лоббизм' (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Лоббизм как составная часть PR

Лоббизм как система влияния на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иного законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby, означающего " закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары". Свой особый политический оттенок слово лобби приобрело в США приблизительно в середине прошлого столетия в виде его производных-лоббизм, лоббирование, лоббист. Считается, что традиция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президентства Улиса Симпсона Гранта (1869-1877 гг.) - прославленного генерала периода гражданской войны в Соединенных Штатах 1861-1865 гг. По вечерам этот президент со своей " командой" имел обыкновение " расслабляться" после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их.

Функция лоббизма как особого политического явления базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) органам государственной власти и должностным лицам. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических государств мира В Конституции Украины (ст. 40) также записано, что " все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок". С целью упорядочения работы лоббистов, предупреждения их противоправных действий разрабатывается четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США, например, уже с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности.

Одним из главных стимулирующих факторов роста института лоббизма является потребность негосударственных организаций устанавливать хорошие отношения с государственными учреждениями и чиновниками на федеральном уровне и уровне штатов (government relations). Государство, как известно, разнообразными путями (через экономическое законодательство, налоговую политику и различного рода контрольные функции) все настойчивее стремится проникнуть во все сферы деятельности частных организаций и жизнь отдельных граждан. Потому-то в последние годы и растет количество корпораций, частных организаций, общественных объединений и групп особого интереса, которые создают в пределах своих управленческих структур специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной власти на национальном и местном уровнях. А поскольку в этих подразделениях, как правило, работают лоббисты, обязанные иметь дело с государственными органами и учреждениями, то понятно, что лоббирование стало частью функций паблик рилейшнз отдельной негосударственной организации.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛОББИСТОВ

1. Улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций.

2. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.

3. Активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях.

4. Влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий.

5. Заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.

Работая в пределах правового поля, регламентирующего систему лоббирования, зарегистрированный лоббист-профессионал использует разнообразные методы и приемы влияния на законодателей.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов соб­ственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.


Сущность и функции лоббирования

В настоящее время широкое распространение получила лоббистская деятельность. Однако, как показывает практика, до сих пор некоторые авторы неправильно толкуют это понятие. Поэтому необходимо уделить внимание трактовке термина " лоббирование" и в связи с этим выделить классические ошибки неправильного употребления термина.

Термин " лобби" пришёл из церковной терминологии. Этимологически слово " лобби" произошло от латинского " lobia" (открытый портик или галерея). В 16 веке этот термин использовался для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в 17 веке словом " лобби" стали обозначать помещения для прогулок в палате общин Англии.

В настоящее время термин " Лоббирование" можно расшифровать следующим образом - это один из достаточно специфических и специальных видов GR. В то время как GR в целом включает в себя намного более широкий комплекс понятий: обмен информацией, письмами, взаимодействие с целью получения неких разрешительных документов и пр. В широком смысле под понятием GR понимают проведение специальных мероприятий, направленных на доведение определенной информации до органов власти.

В период, когда термин лоббизм имеет своё настоящее значение, в России выделяют несколько подходов к расшифровке термина " лоббизм".

Один из подходов пришёл к нам из США, где если рассматривать понятие с юридической точки зрения, " лоббизмом" будет называться: многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов".

Так же лоббированием можно назвать влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. А его необходимость обусловлена неизбежностью различия мнений по всевозможным вопросам жизни общества

Лоббирование - это деятельность, в рамках которой лобби старается влиять на организацию, чтобы добиться политических, юридических, экономических мер, которые ему необходимы.

Необходимость лоббирования обусловлена зависимостью банков от деятельности государственных и законодательных органов, и в настоящий момент в условиях цивилизованной рыночной экономики значение лоббирования возрастает, так как действия лоббистов все более и более используются фирмами; лоббирование интегрируется в стратегию крупных банков по отношению к рынкам, на которые они проникают. В этом смысле лоббирование составляет один из способов коммуникации банковских структур с очень точными мишенями, которые могут влиять на правила функционирования рынка и, следовательно, деятельность финансово-банковской сферы.

Среди других причин, по которым прибегают к лоббированию, следует отметить увеличение числа правительственных регламентаций и законов на фоне все возрастающей сложности и непоследовательности законодательства.

Лоббирование различают прямое и косвенное. Прямое лоббирование самое очевидное и представляет собой личную встречу, которую также называют " персональным лоббированием". Прямое лоббирование может быть в форме приглашения политиков посетить финансово-банковскую структуру; предоставления о ней информации влиятельным лицам, организации конгрессов и симпозиумов, на которые приглашаются политики.

Под косвенным лоббированием понимают:

. Связь с прессой, так как через прессу лоббист входит в контакт с публикой, которая в свою очередь влияет и осуществляет давление на власти, принимающие решение.

. Создание коалиций путем поиска союзников, заинтересованных в решении того же вопроса, чтобы увеличить число сторонников.

. Организацию кампании по лоббированию своих интересов путем давления на политиков.

Лоббирование и ПР имеют общественный характер, что их и объединяет, но в самом общем виде ПР и лоббирование можно разделить следующим образом:

. ПР базируется на определенных этических принципах, а лоббирование ограничено нормативными или законодательными актами.

. ПР имеет дело со всем спектром общества, тогда как лоббирование связано с жесткими социальными организмами, функционирующими в рамках установленного закона.

. Лоббирование в отличие от ПР может кардинально менять ситуацию на рынке, в частности создание законодательных барьеров для проникновения иногородних банков на региональный рынок. В странах с развивающейся экономикой лоббирование способно выступать в качестве доминирующего элемента бизнес-коммуникаций отдельных банков и системообразующего элемента по отношению к национальной экономике. В подобных условиях основными лоббистами являются крупные банки, представляющие интересы крупного бизнеса, которые часто не согласуются с интересами общества. Следствием подобных процессов является ослабление рыночной конкуренции. Необходимо отметить, что в ряде случаев лоббирование мешает консолидации бизнеса как общественной силы.

" Отрицательные" стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм - абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:

посредничество между обществом и государством

Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

замещение представительства

Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.

упорядочивание плюрализма общественного мнения

Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.

информационная функция

Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

постановка актуальных вопросов

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:

-защита от коррупции в государственных органах власти - 57 %

-поддержка в борьбе с бюрократизмом - 54%

помощь в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозов - 47 %

Особенности работы с органами государственного управления.

Специфика государственного управления. Особенности организации государственной службы в Российской Федерации
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом. В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления. Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства)[1]. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба. Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления: ¨ выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны; ¨ подбор кадров, способных реализовать эту стратегию; ¨ создание организационных структур власти; ¨ принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; ¨ осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал