Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и особенности осн полит направлений в рос мысли






Политическая мысль в россии возникла еще в 11 веке.политика, гос власть всегда играли ведущую роль в развитии общества. Зарождении полит идей россии относится к периоду объед вост славян племен под властью киевского князя.начальный период развития полит мысли россии характеризовался наличием некоторых общих черт: 1.первоначально полит мысль не была самост, а растворена в религ и обыденных представлениях.2.после принятия христ на руси в 988году полит мысль вплоть до 19в развивалась в недрах религ, правосл мировоззрения.3.полит мысль выполняла четко выраж практич функцию-реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных структурах, которые способны обеспечить гражд мир и согласие. Особенности развития полит идей в россии сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившись в рамках русской культуры.оно было связано с православием.согласно традиции православия, гос и власти православия приписывали высокие моральные добродетели-добро, истина, милосердие.всевластие князя, царя долгие годы, века стало определяющим принципом полит устройства рос общества. В силу геогр полож. Русская полит мысль развивалась в значит мере путем заимствования идей. Однако все вовсе не означало, что россия не пыталась найти свой собств путь развития.символом самобытности народа стала русская идея. Примечательно, что полит мысль развивалась параллельно развитию гос. То обстоятельство, что русская полит мысль развивалась внутри религ-ой, обусловило ее опред-ое отставание от зап полит учений.это выразилось в более позднем осознании значимости идей парлментаризма, демократии, гражд общества и др. основные направления: 1.влияние франц просвещения на развитие росс полит мысли.2.либеральная.3.руский консерватизм.4.полит радикализм. 1-когда влияние религиозного мировоззрения на развитие полит мысли начинает ослабевать, она становится более самот-ой. В этом проявилось влияние идей франц просвещения, хотя на русской почве оно было относит-ым. Многие идеи просвещения(теория разделения властей, естественные права личности, идея общественного договора)не смогли укрепиться в сознании людей на тот момент. Но процессы рацинализации общества, сближения с наукой постепенно набирали силу. Сторонники идеи просвещенного абсоютизма Татищев, Посошков трактовали гос-во как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеч. 2-исходит из верховенства прав и свобод личности над итересами гос-ва и общества. 3-ориентация на запад ценности, стремление к реформам одной части рос общества породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма.консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно полит течение, которое стремилось обосновать принц различия в развитии россии и запада-получило название славянофилы.4-родоначальником революционного низвержения самодержавия был Радищев. Вместо монархии он предлагал народное правление. После него револ переустройства стремились реализовать декабристы.революционеры-демократы считали единственным средством свержения самодержавия-вооруженное восстание.

4.Политика как общественное явление: основные концепции, функции

Факт взаимосвязи всех сфер общественной жизни, специфическая роль каждой из них признаются всеми современными политологами. Однако острые дискуссии возникают при определении их сравнительной роли, значения, субординации. В ее решении выделяются 3 различных концепции: 1.экономоцентристская 2.политикоцентристская3.полицентристкая или эгалитарная1-Политические процессы рассматриваются здесь как отражение экономических. Экономоцентризм полностью лишает политическую сферу самостоятельности и рассматривает ее как производную от отношений собственности.2-Политикоцентризм исходит из противоположного, оценивая политику как совершенно самостоятельную сферу, которая создается и существует независимо от каких бы то ни было других социальных факторов. Политикоцентризм завышает роль политики и принижает роль других социальных факторов в жизни общества.Хорошо видно, что обе рассмотренные концепции представляют два противоположных взгляда на роль политики в жизни общества.3.Более позвышенную оценку этим взаимоотношениям дает третья концепция-полицентризм. С этой позиции все социальные процессы обусловлены взаимодействием целого комплекса факторов: политических, экономических, культурных, религиозных. Специфика политической сферы состоит в том, что она более тесно связана со всеми сферами жизни общества. Наиболее тесно политика связана с экономикой. Воздействие экономики обусловлено следущими основными обстоятельствами: различные социальные группы постоянно требуют от государства защиты своих экономических интересов, экономические кризисы ведут за собой и кризис доверия к власти, не только внутренняя, но и внешняя политика государства строятся с учетом экономических интересов. Политика и идеология. Политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии, и без идеологии она существовать не может. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.Идеология, как система ценностей любого общества, обладающего мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ори-

ентации; с другой – функцию оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая – в качестве средства легитимации государственновластных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех изних, которые непопулярны в народе. Политика и мораль. На обыденном уровне самой распространенной точкой зрения о политике выступает утверждение, об их несовместимости: там, где начинается политика, – кончается мораль. В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаимоотношений политики и морали: 1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она моральна, то есть она может и должна для самореализации использовать только нравственно допустимые средства 2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга.3. Политика – это зло. Эта позиция исходит из противопоставления политики и морали какнепримиримых противоположностей. Наиболее последовательно такой позиции придерживаютсяанархисты.4. В настоящее время большинство политологов исходят из признания необходимости воздействия морали на политику при учете специфики последней. Специфика эта, по словам Вебера, заключаетсв применении политикой насилияПо вопросу о взаимоотношениях между политикой и правом в истории политической и правовой мысли сложились две концепции. Согласно правовой концепции политики, право понимается как совокупность общественных норм, имеющая своим источником идею естественного права и общечеловеческие моральные принципы. Право рассматривается как нормативный идеал, в то время как закон – как конкретный правовой документ, принятый государством. Необходимость гарантировать правовую законность в обществе, обеспечить соблюдение прав человека – основная цель государства и причина его возникновения. В другой концепции, которую называют позитивистской, понятия «право» и «закон» практически отождествляются, при этом право рассматривается как результат конкретных политических решений, принятых в данном государстве. Право здесь понимается как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Политика и религия подобны прежде всего тем, что они являются формами власти. Политика и религия – это соответственно сфера светской и сфера духовной власти в обществе, которые на протяжении всей истории боролись за влияние на общество и друг на друга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал