Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнациональная политика






Этнонациональная политика - это сфера общественно-политических отношений и этнических сообществ, а также этнических групп между собой Главной целью этно-политики является регулирование межэтнических отношений и достижения нацио онального консолидации в обществе.Собственно термин \" этнополитика\" начинает активно употребляться в научной литературе в конце 60-х - начале 70-х годов XX века как своеобразная реакция на этнический ренессанс, который охватил страны Европы и Америки. Особого же актуальность эт-нополитич проблемы приобретают в конце 80-х - начале 90-х годов, когда распадаются некогда могущественные полиэтнические образования - СССР, Югославия, Чехословакия.Субъектами этнополитики выступают этносы, нации, этнические меньшинства, коренные народы, политические партии, национально-культурные общества, этнические лидерыСтолкновение интересов между субъектами этнополитики происходит вокруг вопросов распределения политической власти, социально-экономических благ, сохранение этнокультурной идентичности. В зависимости от способа взаимодействия субъектов этнополитики формируются так называемые этнополитические модели Под этим термином понимают схематическую конструкцию, которая очерчивает оптимальный вариант отношений между государством и этническими общностями Российские этнополитологи выделяют следующие модели этнополитики: • национально-консервативная; • национально-коммунистическая; • геополитическая (нация-гражданство); • либерально-демократическая.На современном этапе большинство государств мира стремятся реализовать следующие принципы либерально-демократической модели этнополитики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка; 2) гарантии прав и этнонациональных перспектив титульной нации (государствообразующего этноса), национальных меньшинств, коренных народов; 3) государственная поддержка самобытного развития культуры, традиций, языков малочисленных этносов; 4) запрещение пропаганды и практических проявлений национальной вражды, этнополитического экстремизма; Мирное разрешение спорных межэтнических противоречий за счет: • национально-культурных автономий, которые имеют экстерриториальный характер, • национально-территориальных автономий, которые представлены региональными органами государственного управления и местного самоуправления В Российской Федерации это автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Н Ненецкий)

20.Политический конфликт: сущность, типы, пути разрешения

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство. Типы политических конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные; 2) по интенсивности: слабые или сильные; 3) по масштабам действия: локальные или региональные; 4) по формам проявления: мирные и немирные; 5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; Способы преодоления политических конфликтов. Существует множество моделей управления конфликтными ситуациями, важнейшими из которых являются следующие; - инициация конфликта намеренное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликта, направленное на создание ситуации, которую можно использовать гораздо эффективнее, чем это могла сделать противоположная сторона; рутинизация конфликта, сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон с целью использования ее в своих интересах; -- предупреждение конфликта действия, направленные на недопущение перехода имеющихся между сторонами противоречий в открытую стадию противоборства, способную создать политическую напряженностьв обществе; - урегулирование конфликта действие сторон, ориентированные на снятие полное или хотя бы частичное остроты противоборства, на избежание негативных явлений и процессов; - разрешение конфликта устранение причин конфликта, исчерпание предмета спора между сторонами, установление бесконфликтных отношений сторон; - вытеснение конфликта перенесение ответственности за разрешение конфликтной ситуации на иной уровень политической системы (к примеру, с федерального уровня на региональный

21.полит культура: сущность, структура, фун-ции

Под культурой понимается совокупность создаваемых матер и духов ценностей, а так же способность людей эти ценности создавать и использоватьть. Для полит культуры эти понятия тоже верны. (должна включать в себя опред полит ценности, так и способность людей к их созданию, использованию). Полит культура предполагает взаимосвязь множества элем. Основные из них: знание полит реальности на полит и обыден уровне; полит ценности; накопленный полит опыт; полит вера; нормы, регул-ие полит поведение; использ-ые средства полит коммуникации. Этот набор элементв оперделяет структуру полит культуры. Специфика же в конкретном случае определяет степень сложности каждого элемента. Т.о можно сказать, что полит культура-это исторически сложив-ая система полит знаний и убеждений, норм, ценностей. Главное назнач-ие- обеспечение воспроизв-ва полит жизни на основе преемственности, передача полит норм от одного поколения к другому. Функции полит культыру: интеграция-полит культура сплачивает общество, делает его единым целым, обеспечивает соразмерность гражд общества и гос-ва; социализация-процесс усвоения индивидом норм и ценностей полит культуры; идентификация-обретение индивидуумом ощещения принадлежности к какой-либо полит общности; коммуникации-циркулирование информации по каналам культуры с использованием особой лексики; полит ориентации-объясняет смысл полит существования полит институтов, действия полит лидеров и последствий полит участия или неучастия самого индивида. Эффективность функций взаимозависима.

22.Гражданское общество и проблемы его становления в России

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Основными элементами современного гражданского общества являются: 1. Политические партии. 2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.). 3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды. 4. Научные и культурные организации, спортивные общества. 5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы. 6. Независимые средства массовой информации. 7. Церковь. 8. Семья. Признаки гражданского общества: -Характерные признаки современного гражданского общества: - наличие в обществе свободных владельцев средств производства; - развитость и разветвленность демократии; - правовая защищенность граждан; - определенный уровень гражданской культуры. Структура гражданского общества. В структуре гражданского общества можно выделить три уровня. 1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. 2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. 3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. В Российской Федерации, несмотря на начавшиеся демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов. Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. В России гражданское общество имеет свои особенности становления. В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие: 1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США. В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II. 2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США. 3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества. 4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества 5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР. В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества: - политические партии и движения; - массовые общественные организации; - ассоциации производителей и общества потребителей; - этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; - творческие союзы и организации; - спортивные объединения. Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал